Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The role of digital currencies in the financial economy in modern conditions is shown. The expected prospects for the impact of Central Bank digital currencies on the stability of the country's financial system are analyzed. Estimates of the considered problems in known sources of scientific literature are presented. From a debatable position, the question of what kind of niche the digital currencies of central banks will occupy, and therefore, to what extent they will have an impact on maintaining financial stability in the country's economy, is considered. The concept of stability of the financial system of the state has been clarified and the macroeconomic factors that determine it have been identified. Since the stability of the financial system of the state is a rather large-scale concept, to determine the inducing influence of CBDC on it, the structure of the components that determine the stability of the financial system of the state was determined. It is demonstrated that the current state of the country's financial system is associated with a whole range of problems, which in turn affect the development of problems in the national economy. It is shown that the introduction of CBDC will have a direct impact primarily on such a component of the stability of the country's financial system as the stability of the banking system and potentially on the stability of the public lending system. The mathematical expectation of the introduction of CBDC on the stability of the country's financial system is determined.
impact assessment, digital currencies, Central Bank, stability of the country's financial system
Введение
В современных условиях в финансовой экономике все большую роль играют цифровые валюты, представляющие собой электронные деньги, используемые как альтернативная или дополнительная валюта.
Рост объема необеспеченных денег в обращении, спровоцированный интенсивной их эмиссией и выпуском в обращение на протяжении последних 15-ти лет [21] (особенно в период пандемии коронавируса, ассоциирующейся с «вертолетными» деньгами [31]), привел к бурному развитию криптовалют [26], замещающих ничем не обеспеченные традиционные финансовые активы. В этих условиях Центробанки разных стран, чтобы не упустить инициативу стали проявлять высокую активность в вопросах создания цифровых валют центральных банков (CBDC) [19].
Не является в этом смысле исключением и ЦБ РФ, который совместно с ведущими российскими банками активно ведет тестирование платформы цифрового рубля [32].
При исследовании проблем обеспечения финансовой стабильности в экономике с использованием цифровых валют Центральных банков в данном исследовании были рассмотрены ожидаемые перспективы влияния цифровых валют ЦБ на устойчивость финансовой системы страны.
Цель исследований
Целью представленных исследований является анализ влияния цифровых валют ЦБ на устойчивость финансовой системы страны.
Методическая база исследований
При проведении указанных исследований были учтены известные научные наработки и практические материалы в этой сфере таких авторов, как Глухова М.Н., Леонов М.В., Земцова Н.В. [1], Киселев А. [2], Ковалев М., Головнчик Г. [4], Кувшинова О., Рябова И. [5], Кузнецов А. [6], Лунтовский Г.И., Войлуков А.А., Епифанова Я.В., Хандруев А.А., Козлачков А.А. [28], Маслов А. [7], Михайлишин А. [8], Ошанина О. [11], Пашковская И.В. [12], Пенкин С. [13], Перцев С.Ю. [14], Прасолов В.И., Фешина С.С. [15], Синельникова-Мурылева Е.В. [16], Скоробогатова О., Заботкин А. [17], Табах А. [18], Ханов М. [27], Цупров В. [29], Чернышева Е., Казарновский П. [30], Эскиндаров М.А., Масленников В.В. [9], а также «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 г. и период 2023 и 2024 годов» [10] и др.
Методическую базу исследований также составили авторские наработки по проблемам влияния цифровых валют ЦБ на финансовую стабильность экономики, получившие отражение в трудах [19, 21, 23, 24, 33] и др.
Основное содержание исследований
Проведенные исследования по вопросам рассматриваемой проблематики с учетом известных источников показали следующее.
Во-первых, в большинстве исследований вопросы обеспечения ЦБ финансовой стабильности с помощью ЦВЦБ рассматриваются главным образом применительно к моделям «ЦВЦБ общего пользования», т.е. применительно к розничным моделям ЦВЦБ, что соответствует моделям B, C и D согласно классификации Банка России (рис. 1) [3].
Рис. 1. Сравнение моделей ЦВЦБ по функциям, исполняемым центральным банком и банками / финансовыми посредниками [3]
Во-вторых, в концепциях перехода к ЦВЦБ (и их (концепций) последующего раскрытия в политиках, стратегиях и технологиях деятельности центральных (национальных) банков)) практически во всех странах ключевое значение занимает вопрос обеспечения и поддержания финансовой стабильности [28].
В-третьих, с точки зрения влияния цифровых валют ЦБ на процессы трансформации сбережений в инвестиции вопрос обеспечения и поддержания финансовой стабильности рассматривается с точки зрения способности банковского сектора (в первую очередь КБ) «обеспечивать сохранность клиентских средств и поддерживать ликвидность балансов рыночными методами, не превратившись либо в «вечных должников» кредитора в последней инстанции в лице центрального банка, либо в его платежных агентов» [28].
При всей очевидности причин активизации ЦБ ведущих стран мира в вопросах создания CBDC [19], до настоящего времени остается непонятным вопрос о том – а какую же именно нишу займут цифровые валюты центральных банков, а значит – в какой мере они окажут воздействие на поддержание финансовой стабильности [28] в обществе.
Стабильность финансовой системы государства в общем случае можно определить, как сложный многофакторный экономический показатель, определяющий способность управляющей системы поддерживать экономику страны как управляемую систему в устойчивом состоянии, а также определяющий способность обеспечивать темпы роста экономики как в условиях стабильной внешней среды, так и в условиях макроэкономический нестабильности [22].
Неслучайно одна из национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», сформулирована следующим образом: «обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности» [25].
Рассматривая стабильность финансовой системы страны как одну из ключевых характеристик ее экономики, демонстрирующей уровень способности финансовой системы государства к сохранению своей стабильности (стойкости) в условиях возмущающих воздействий внешних факторов, обратимся к основным макроэкономическим факторам, определяющих стабильность финансовой системы страны (рис. 2).
Рис. 2. Ключевые макроэкономические факторы, влияющие на стабильность финансовой системы страны
Поскольку стабильность финансовой системы государства достаточно масштабна, понятие для определения индуцирующего влияния на нее CBDC необходимо определить структуру составляющих, определяющих стабильность финансовой системы государства.
Вариант структуры составляющих, определяющих стабильность финансовой системы государства, представлен в табл. 1.
Таблица 1
Вариант структуры составляющих, определяющих стабильность финансовой системы государства
№ |
Название составляющей |
Условное обозначение |
Характеристика составляющей |
Меры обеспечения устойчивости |
1 |
Устойчивость системы бюджетного финансирования
|
Ксбф |
В рамках обеспечения платежеспособности система управления поддерживает паритет между доходами и расходами всех уровней финансовой системы страны |
Для повышения безопасности сектора бюджетного финансирования целесообразно: - осуществлять пересмотр имеющихся и поиск новых источников финансирования; - осуществлять регулировки дисциплины расходования средств; - вести неуклонную борьбу с коррупцией, с нецелевым расходованием государственных денежных средств и т.д. |
2 |
Устойчивость системы налогообложения
|
Ксн |
Определяется уровнем эффективности политики налогообложения субъектов экономических отношений, которая должна быть нацелена на сбалансированность уровня обременения населения и предприятий налогами при одновременном получении сборов, объемов которых достаточно для поддержания нужд бюджета |
Для повышения устойчивости системы налогообложения целесообразно: - осуществлять пересмотр имеющихся налогов и их ставок; - вводить в действие налоговые льготы и преференции в целях мотивации на совершение созидательных действий, например, по развитию перспективных направлений экономики в высокотехнологичных отраслях |
3 |
Устойчивость системы государственного кредитования
|
Ксгк |
Гарантирована, когда сума внешнего долга не превышает внутренний долг страны. Чем меньше сумма внешнего госдолга, тем большая безопасность системы госкредитования |
Достижение оптимальных или приемлемых параметров долговой нагрузки при кредитовании позволяет системе управления защитить государство от внешних угроз финансового характера, что, в свою очередь, положительно сказывается на безопасности всей экономической системы страны в целом |
4 |
Устойчивость системы банковского обслуживания |
Ксбо |
Устойчивость системы банковского обслуживания определяется характером и степенью влияния, которое оказывается банками на государство в целом и на отдельных субъектов экономических отношений в частности, а также действиями банков, которые могут нести в себе потенциальную угрозу для состояния экономики |
Влияние банковского сектора на экономику страны максимально безопасно, когда банковские организации достигают максимально возможной эффективности использования своего потенциала |
5 |
Устойчивость системы валютного контроля
|
Ксвк |
Устойчивость системы валютного контроля предполагает, что платежный баланс государства положителен и у страны имеется достаточный объем запасов как национальной валюты, так и иностранных денежных знаков, а также золота и других драгоценных металлов. При этом курс обмена национальной валюты на ведущие мировые денежные знаки стабилен и невосприимчив (или маловосприимчив) к негативным изменениям на международных финансовых рынках |
Одним из основных индикаторов устойчивости системы валютного контроля в Российской Федерации является курс обмена национальной валюты на мировые резервные валюты, в частности, соотношение курсов российского рубля к доллару США и евро
|
6 |
Устойчивость системы кредитования субъектов экономических отношений
|
Ксксэо |
Обеспечивается, когда субъектам экономических отношений доступны кредитные ресурсы, за счет которых можно повысить темпы развития экономики |
Для обеспечения роста экономики необходимо, чтобы ставки по кредитам для субъектов экономических отношений были заметно ниже рентабельности деятельности субъектов экономических отношений |
7 |
Устойчивость инвестиционной системы |
Кис |
Характеризуется наличием равенства или преимущества в размерах сальдо национального баланса инвестиций с объемом поступающих иностранных вложений |
Устойчивая инвестиционная система страны обеспечивает участникам инвестиционных процессов оптимально удовлетворять свои экономические потребности в вопросе вложений капиталов и получения отдачи на вложенный капитал |
8 |
Устойчивость фондового рынка |
Кфр |
Определяется: - оптимумом объемов капитализации; - нахождением эмитентов в постоянном стабильном (с точки зрения финансовой безопасности) состоянии; - защищенностью всех участников рынка от влияния множества негативных воздействий |
Безопасность фондовых рынков определяется государственными ценными бумагами, частными ценными бумагами и их рыночной совокупностью |
9 |
Устойчивость рынка страхования |
Крс |
Определяется достижением страховщиками такого объема ресурсов, за счет которых система могла бы полностью компенсировать всевозможные потери.
|
Рынок страхования считается безопасным, если каждый клиент, заключивший договор на обслуживание, в случае потери своего капитала за счет получения страховых выплат, сможет в полной мере компенсировать свои утраченные ресурсы. |
Современное состояние финансовой системы страны сопряжено с целым комплексом проблем (рис. 3), которые, в свою очередь, влияют на развитие проблем в национальной экономике в целом [20].
Разумеется, что внедрение CBDC не в состоянии повлиять на все составляющие, определяющие стабильность финансовой системы государства (табл. 1) как непосредственно, так и опосредованно.
Кроме того, достаточно затруднительно провести количественную оценку степени влияния каждой из составляющих финансовой системы страны на ее устойчивость (рис. 3).
Если предположить, что каждая из составляющих устойчивости финансовой системы страны имеет одинаковую весомость, то тогда оценку уровня устойчивости финансовой системы страны можно оценить с помощью аддитивной модели вида:
, (1)
где Кi – составляющие устойчивости финансовой системы страны, включая:
Ксбф - устойчивость системы бюджетного финансирования;
Ксн - устойчивость системы налогообложения;
Ксгк - устойчивость системы государственного кредитования;
Ксбо - устойчивость системы банковского обслуживания;
Ксвк - устойчивость системы валютного контроля;
Ксксэо - устойчивость системы кредитования субъектов экономических отношений;
Кис - устойчивость инвестиционной системы;
Кфр - устойчивость фондового рынка;
Крс - устойчивость рынка страхования.
Учитывая, что внедрение CBDC окажет непосредственное влияние, в первую очередь, на такую составляющую устойчивости финансовой системы страны как устойчивость системы банковского обслуживания (Ксбо), а всего таких составляющих в системе обеспечения устойчивости финансовой системы страны девять (в модели (1) n=9), то можно полагать, что максимальный уровень влияния внедрения CBDC на устойчивость финансовой системы страны ограничен 1/9 или величиной порядка 11%.
Если же полагать, что внедрение CBDC окажет существенное влияние не только на устойчивость системы банковского обслуживания (Ксбо), но и на устойчивость системы государственного кредитования (Ксгк), индикаторы которой представлены в табл. 2, то максимальный уровень влияния внедрения CBDC на устойчивость финансовой системы страны будет уже ограничен 2/9 или величиной порядка 22,2%.
Рис. 3. Комплекс проблем стабильности финансовой системы страны, сопряженный с проблемами развития национальной экономики в целом [20]
Таблица 2
Индикаторы устойчивости системы государственного кредитования (Ксгк)
№ |
Название индикатора |
Условное обозначение |
Порядок расчета |
Характеристика |
1 |
Индикатор монетизации |
I1 |
I1 = М2 / ВВП, где М2 – величина совокупного денежного агрегата в рублях за отчетный период; ВВП – абсолютная величина валового внутреннего продукта за отчетный период |
Индикатор монетизации отражает достаточность денежной массы для обслуживания сферы обращения |
2 |
Индикатор монетизации по валютной составляющей |
IВ1 |
IВ1 = М2Х / ВВП, Где М2X – величина совокупного денежного агрегата в иностранной валюте за отчетный период |
для более корректной оценки, поскольку позволяет учитывать не только объем рублевой денежной массы, но и ее валютную составляющую |
3 |
Индекс валютизации |
I2 |
IВ1 = М2Х /М2 |
Отражает долю валютной составляющей в агрегате денежной массы |
4 |
Индекс наличности |
I3 |
I3 = М0 / М2, где М0 – объем наличных денег в обращении в рассматриваемый период |
Отражает долю наличных денег в денежной массе |
5 |
Индекс опережения массой денег индекса цен всех товаров |
I4 |
I4 = IM2 / IP, где IM2 – индекс денежной массы, рассчитываемый из соотношения: IM2=М21/ М20, М21 – значение агрегата М2 в отчетный период; М20 – значение агрегата М2 в базисный период; IP – индекс потребительских цен, рассчитываемый из соотношения: IP=Р1/Р0, Р1- уровень потребительских цен в базисный период; Р0- уровень потребительских цен в базисный период |
Отражает соответствие изменения денежной массы и индекса потребительских цен |
6 |
Индекс кредитования |
I5 |
I5 = VK / R, где VK – общий объем задолженности по кредитам, предоставленным банковской системой в национальной и иностранной валюте; R – объем ресурсов в национальной и иностранной валюте, привлеченных банковской системой |
Показатель отражает соотношение между объемом выданных кредитов и суммой ресурсов, привлеченных банковской системой в целом |
7 |
Индекс просроченной задолженности |
I6 |
I6= Vnk/ Vk, где Vnk – объем просроченной задолженности по кредитам, выданным на отчетную дату всем категориям заемщиков; Vk – общая величина задолженности по предоставленным кредитам на отчетную дату |
Отражает долю просроченной задолженности в общем объеме задолженности по предоставленным кредитам на отчетную дату |
8 |
Индекс неравномерности развития реального и кредитного секторов экономики |
I7 |
I7 = IПР/IПКО, где IПР – индекс доли прибыльных (либо убыточных) предприятий в реальном секторе экономики, определяемый из соотношения: IПР=(ПР1/Р1)/ (ПР0/Р0), (ПР1/Р1) – отношение числа прибыльных предприятий реального сектора экономики в отчетном периоде (ПР1) к общему числу предприятий реального сектора экономики в отчетном периоде (Р1); (ПР1/Р1) – отношение числа прибыльных предприятий реального сектора экономики в базовом периоде (ПР0) к общему числу предприятий реального сектора экономики в базисном периоде (Р0); IПКО, IПКО – индекс доли прибыльных (либо убыточных) кредитных организаций, определяемый из соотношения: IПКО=(ПКО1/КО1)/ (ПКО0/КО0), (ПКО1/КО1)– отношение числа прибыльных кредитных организаций в отчетном периоде (ПКО1) к общему числу кредитных организаций в отчетном периоде (КО1); (ПКО0/КО0)– отношение числа прибыльных кредитных организаций в базисном периоде (ПКО0) к общему числу кредитных организаций в базисном периоде (КО0). |
Демонстрирует направления и относительную скорость развития реального и кредитного секторов экономики |
Если даже исходить из максимума неопределенности влияния внедрения CBDC на устойчивость финансовой системы страны, что соответствует вероятности 0,5 (т.е. случаю 50 на 50%), то с учетом влияния CBDC на устойчивость системы банковского обслуживания (Ксбо) и на устойчивость системы государственного кредитования (Ксгк) можно спрогнозировать, что математическое ожидание уровня этого влияния составит порядка 11,1%.
Для количественной оценки влияния CBDC на устойчивость финансовой системы страны без сомнения потребуются более глубокие исследования. Но если говорить о качественных перспективах использования цифровых валют центрального банка с точки зрения роста устойчивости финансовой системы страны, то следует выделить:
- снижение транзакционных издержек. CBDC могут обеспечить поддержку более быстрых институциональных и розничных платежей при снижении транзакционных издержек;
- содействие CDSB экономическому росту наряду с цифровыми инновациями. CBDC могут предложить надежную юрисдикцию для цифровой валюты, а также создать очень привлекательную крипто-экосистему. В результате они могут привести к повышению экономической активности наряду с поощрением побочных эффектов в других технологических секторах;
- предоставление CBDC значимой экономической альтернативой наличным деньгам для хранения стоимости. В CBDC фактор стоимости ниже, поскольку он не ложится бременем на затраты на производство, хранение, транспортировку и утилизацию. В то же время CBDC также представляют собой безопасные альтернативы для распространения и снижения опасений по поводу мошенничества в платежной экосистеме;
- компании, использующие CDBC для оказания инвестиционных услуг, могут завоевать репутацию первопроходцев. Выражая активный интерес к CBDC на ранних этапах, компания может стать пионером в определении денежно-кредитной политики в отношении CBDC. Впоследствии компании, работающие над CBDC, также могли сыграть решающую роль в определении различных применимых стандартов с CBDC;
- ликвидность является важным фактором среди специалистов по цифровой валюте Центрального банка, помогая центральным банкам предлагать краткосрочную поддержку ликвидности. Интересно, что пользователи могут воспользоваться преимуществами ликвидности CBDC и для инвестиционных целей. Таким образом, CBDC могут быть полезны для эффективного снижения систематических рисков, связанных с участием отдельных учреждений;
- финансовая доступность. Цифровые валюты Центрального банка могут помочь в улучшении прямого доступа к цифровым платежам, в том числе для инвестиционных целей, для большинства домохозяйств, без оплаты и использования банковских услуг. Следовательно, трансформация сбережений в инвестиции может быть реализована со значительно меньшими или нулевыми затратами и без банковского счета;
- внедрение CBDC также может усилить рыночную конкуренцию в сфере инвестиционных услуг и платежных систем. Кроме того, они также могут способствовать мотивации частных игроков к инновациям. Кроме того, специалисты по цифровой валюте Центрального банка также могут усилить конкуренцию между банками. Банки и инвестиционные компании будут конкурировать за привлечение банковских депозитов, связанных с активами, которые могут перейти в CBDC;
- существенное сокращение участия финансовых и государственных посредников. В результате CBDC могут сыграть решающую роль в повышении скорости расчетов и проведения инвестиционных операций, вплоть до проведения сделок в режиме реального времени;
- CBDC также могут выступать в качестве прямого инструмента денежно-кредитной и инвестиционной политики при условии, что они приносят процентный доход. Следовательно, это может поддерживать улучшенный прямой контроль над денежной массой;
- при правильной организации контроля за обменом и хранением информации при проведении расчетных и инвестиционных операций может быть обеспечен более высокий уровень конфиденциальности. Таким образом, CDBC могут обеспечить лучшую анонимность по сравнению с текущими инвестиционными и расчетными операциями.
Обсуждение результатов и выводы
1. Проведенные исследования показали, что в современных условиях в финансовой экономике все большую роль играют цифровые валюты, представляющие собой электронные деньги, используемые как альтернативная или дополнительная валюта. При этом рост объема необеспеченных денег в обращении, спровоцированный интенсивной их эмиссией и выпуском в обращение на протяжении последних 15-ти лет (особенно в период пандемии коронавируса, ассоциирующейся с «вертолетными» деньгами), привел к бурному развитию криптовалют, замещающих ничем не обеспеченные традиционные финансовые активы. В этих условиях Центробанки разных стран, чтобы не упустить инициативу стали проявлять высокую активность в вопросах создания цифровых валют центральных банков (CBDC). Не является в этом смысле исключением и ЦБ РФ, который совместно с ведущими российскими банками активно ведет тестирование платформы цифрового рубля.
2. При исследовании проблем обеспечения финансовой стабильности в экономике с использованием цифровых валют Центральных банков в данном исследовании были рассмотрены ожидаемые перспективы влияния цифровых валют ЦБ на устойчивость финансовой системы страны.
3. Проведенные исследования по вопросам рассматриваемой проблематики с учетом известных источников показали следующее:
- в большинстве исследований вопросы обеспечения ЦБ финансовой стабильности с помощью ЦВЦБ рассматриваются главным образом применительно к моделям «ЦВЦБ общего пользования», т.е. применительно к розничным моделям ЦВЦБ, что соответствует моделям B, C и D согласно классификации Банка России;
- в концепциях перехода к ЦВЦБ (и их (концепций) последующего раскрытия в политиках, стратегиях и технологиях деятельности центральных (национальных) банков)) практически во всех странах ключевое значение занимает вопрос обеспечения и поддержания финансовой стабильности;
- с точки зрения влияния цифровых валют ЦБ на процессы трансформации сбережений в инвестиции вопрос обеспечения и поддержания финансовой стабильности рассматривается с точки зрения способности банковского сектора (в первую очередь КБ) «обеспечивать сохранность клиентских средств и поддерживать ликвидность балансов рыночными методами, не превратившись либо в «вечных должников» кредитора в последней инстанции в лице Центрального банка, либо в его платежных агентов».
4. При всей очевидности причин активизации ЦБ ведущих стран мира в вопросах создания CBDC, до настоящего времени остается непонятным вопрос о том – а какую же именно нишу займут цифровые валюты центральных банков, а значит – в какой мере они окажут воздействие на поддержание финансовой стабильности в экономике страны.
5. Стабильность финансовой системы государства в общем случае была определена как сложный многофакторный экономический показатель, определяющий способность управляющей системы поддерживать экономику страны как управляемую систему в устойчивом состоянии, а также определяющий способность обеспечивать темпы роста экономики, как в условиях стабильной внешней среды, так и в условиях макроэкономический нестабильности.
6. Стабильность финансовой системы страны рассмотрена в данном исследовании как одна из ключевых характеристик ее экономики, демонстрирующей уровень способности финансовой системы государства к сохранению своей стабильности (стойкости) в условиях возмущающих воздействий, касающихся следующих основных макроэкономических факторов: уровень и динамика ВВП; объем внутреннего и внешнего государственного долга; совокупный объем государственного долга, долгов компаний и долгов домашних хозяйств; уровень и темпы инфляции; стабильность и безопасность национальной валюты; состояние сальдо платежного баланса и его динамика; и др.
7. Показано, что поскольку стабильность финансовой системы государства достаточно масштабнее понятие для определения индуцирующего влияния на нее CBDC была определена структура составляющих, определяющих стабильность финансовой системы государства, включающая: устойчивость системы бюджетного финансирования; устойчивость системы налогообложения; устойчивость системы государственного кредитования; устойчивость системы банковского обслуживания; устойчивость системы валютного контроля; устойчивость системы кредитования субъектов экономических отношений; устойчивость инвестиционной системы; устойчивость фондового рынка; устойчивость рынка страхования.
8. Продемонстрировано, что современное состояние финансовой системы страны сопряжено с целым комплексом проблем, которые, в свою очередь, влияют на развитие проблем в национальной экономике в целом:
- в существующую модель государственного квазимонополистического капитализма абсолютно не вписывается антимонопольная политика как таковая;
- проблема национальной бюджетной политики, направленной исключительно на обеспечение наполняемости средств;
- национальная валютная политика длительное время была нацелена на обслуживание интересов международных валютных спекулянтов;
- иррациональная денежно-кредитная политика, связанная, с одной стороны, с недостатком денежной массы в отечественной экономике, а, с другой стороны, с характером использования средств Фонда национального благосостояния;
- налоговая политика носит главным образом фискальный характер, никоим образом не стимулирующий национальную экономику, но приводящую к распространению в стране серой теневой экономики;
- плачевное состояние промышленной политики государства как следствие кредитной политики, когда ставка процента превышает рентабельность производства;
- неудовлетворительная структура национальной экономики, ориентированной на нефтяную иглу, в том числе, благодаря распределению бюджетных финансовых потоков;
- неудовлетворительная финансовая политика, когда, например, займ средств через облигации федерального займа осуществляется под достаточно высокие проценты (от 5,15 до 6,70% годовых) при одновременном размещении этих средств под низкий процент (порядка 1,0% годовых);
- неудовлетворительная политика по регулированию цен.
9. Показано, что внедрение CBDC не в состоянии повлиять на все составляющие, определяющие стабильность финансовой системы государства как непосредственно, так и опосредованно. При этом достаточно затруднительно провести количественную оценку степени влияния каждой из составляющих финансовой системы страны на ее устойчивость.
10. Если предположить, что каждая из составляющих устойчивости финансовой системы страны имеет одинаковую весомость, то тогда оценку уровня устойчивости финансовой системы страны можно оценить с помощью аддитивной модели девяти составляющих устойчивости.
11. Учитывая, что внедрение CBDC окажет непосредственное влияние, в первую очередь, на такую составляющую устойчивости финансовой системы страны как устойчивость системы банковского обслуживания, то можно полагать, что максимальный уровень влияния внедрения CBDC на устойчивость финансовой системы страны ограничен величиной порядка 11%. Если же полагать, что внедрение CBDC окажет существенное влияние не только на устойчивость системы банковского обслуживания, но и на устойчивость системы государственного кредитования, то максимальный уровень влияния внедрения CBDC на устойчивость финансовой системы страны будет уже ограничен величиной порядка 22,2%.
Если даже исходить из максимума неопределенности влияния внедрения CBDC на устойчивость финансовой системы страны, что соответствует вероятности 0,5, то с учетом влияния CBDC на устойчивость системы банковского обслуживания и на устойчивость системы государственного кредитования можно спрогнозировать, что математическое ожидание уровня этого влияния составит порядка 11,1%.
Показано, что для количественной оценки влияния CBDC на устойчивость финансовой системы страны без сомнения потребуются более глубокие исследования.
1. Gluhova M.N., Leonov M.V., Zemcova N.V. Transformaciya denezhno-kreditnoy politiki v usloviyah obrascheniya cifrovoy valyuty. // MOSKOVSKIY EKONOMIChESKIY ZhURNAL. 2019, №13, s.186-191.
2. Kiselev A. Est' li buduschee u cifrovyh valyut central'nyh bankov? Analiticheskaya zapiska. Bank Rossii. Moskva. APREL' 2019. - 23 s. https://cbr.ru/content/document/file/71328/analytic_note_190418_dip.pdf
3. Klassifikaciya modeley CVCB Banka Rossii. https://sudact.ru/law/tsifrovoi-rubl-doklad-dlia-obshchestvennykh-konsultatsii-oktiabr/4/4.1/?
4. Kovalev M., Golovnchik G. Cifrovaya ekonomika. - Minsk: Izd. centr BGU, 2019. - 395 s.
5. Kuvshinova O., Ryabova I. Cifrovaya valyuta central'nyh bankov: mirovoy opyt. https://econs.online/articles/regulirovanie/tsifrovaya-valyuta-tsentralnykh-bankov-mirovoy-opyt/
6. Kuznecov A. Cifrovye valyuty i suverennye riski. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tsifrovye-valyuty-i-suverennye-riski/
7. Maslov A. Pochemu central'nye banki zainteresovalis' cifrovymi valyutami? Zhurnal PLAS №2, 24 marta 2021. https://plusworld.ru/journal/2021/plus-2-2021/pochemu-tsentralnye-banki-zainteresovalis-tsifrovymi-valyutami/
8. Mihaylishin A. Predposylki poyavleniya i mirovoy opyt vnedreniya cifrovyh valyut central'nyh bankov (Long-Rid). https://hub.forklog.com/predposylki-poyavleniya-i-mirovoj-opyt-vnedreniya-tsifrovyh-valyut-tsentralnyh-bankov-long-rid/
9. Novye traektorii razvitiya finansovogo sektora Rossii: Monografiya / Pod red. M. A. Eskindarova, V. V. Maslennikova. - M.: Kogito-Centr, 2019. - 367 s.
10. Osnovnye napravleniya razvitiya finansovogo rynka Rossiyskoy Federacii na 2022 god i period 2023 i 2024 godov" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403009775/
11. Oshanina O. Rubl' prevraschaetsya v cifru. https://www.kommersant.ru/doc/4566287
12. Pashkovskaya I.V. Perspektivy razvitiya nacional'nogo denezhnogo obrascheniya v usloviyah cifrovoy ekonomiki // Vestnik Evraziyskoy nauki, 2018 No2, https://esj.today/PDF/75ECVN218.pdf
13. Penkin S. Zachem central'nye banki po vsemu miru sozdayut sobstvennye cifrovye valyuty. https://vc.ru/april-capital/268413-zachem-centralnye-banki-po-vsemu-miru-sozdayut-sobstvennye-cifrovye-valyuty
14. Percev S.Yu. CIFROVAYa TRANSFORMACIYa FINANSOVOGO SEKTORA. // Innovacii v menedzhmente. 2018, №18, s.48-52.
15. Prasolov V.I., Feshina S.S. Vliyanie cifrovoy transformacii na processy vyyavleniya legalizacii dohodov, poluchennyh prestupnym putem // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2020. Tom 10. No 8A. S. 130-145.
16. Sinel'nikova-Muryleva E.V. Analiz vliyaniya cifrovyh valyut na finansovuyu sistemu i monetarnuyu politiku. https://ipei.ranepa.ru/ru/nauchnaya-deyatelnost/isskedovaniya-all/issledovaniya/84-cipcb/2411-analiz-vliyaniya-tsifrovykh-valyut-na-finansovuyu-sistemu-i-monetarnuyu-politiku?template=empty
17. Skorobogatova O., Zabotkin A. Otvety CB RF: chto est' cifrovoy rubl' i cifrovye finansovye aktivy? https://finance.rambler.ru/business/45436093/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
18. Tabah A. Konec epohi nizkih stavok: vernutsya li investory v depozity? https://raexpert.ru/researches/individual_investors_2021/
19. Tebekin A.V. ANALIZ PRIChIN AKTIVIZACII RAZRABOTOK CIFROVYH VALYuT CENTRAL'NYH BANKOV I IH VOZMOZhNOE VLIYaNIE NA RAZVITIE MIROVOY EKONOMIKI. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2021. T. 7. № 6. S. 54-68.
20. Tebekin A.V. Kompleksnyy analiz problem osuschestvleniya finansovoy politiki gosudarstva kak sostavnoy chasti problem nacional'noy ekonomicheskoy politiki/A.V. Tebekin. // Teoreticheskaya ekonomika. - 2022 - No2. - S.17-34.
21. Tebekin A.V. RISKI ROSTA "PUZYRYa" NA MIROVOM FINANSOVOM RYNKE. // Teoreticheskaya ekonomika. 2021. № 9 (81). S. 72-86.
22. Tebekin A.V., Patladze Z.A. ANALIZ VNEShNE- I VNUTRIEKONOMIChESKIH FAKTOROV OBESPEChENIYa NADEZhNOSTI FUNKCIONIROVANIYa KOMMERChESKIH BANKOV V USLOVIYaH MAKROEKONOMIChESKOY NESTABIL'NOSTI. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2022. T. 8. № 2. S. 65-79.
23. Tebekin A.V., Petrov V.S. VOZMOZhNOSTI CIFROVOY TRANSFORMACII DLYa POVYShENIYa EFFEKTIVNOSTI UPRAVLENIYa DENEZhNYMI RASChETAMI V ROSSII. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2021. T. 7. № 2. S. 48-53.
24. Tebekin A.V., Petrov V.S. DISFUNKCII V SISTEME UPRAVLENIYa FINANSAMI V ROSSII NA SOVREMENNOM ETAPE. // Transportnoe delo Rossii. 2021. № 3. S. 3-8.
25. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 "O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/
26. Hazhiahmetova E. Sh. Kriptovalyuta - den'gi XXI veka // Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu. - Agentstvo mezhdunarodnyh issledovaniy, 2016. - № 11-2. - S. 177-179.
27. Hanov M. Na poroge transformacii: kakim budet novyy cifrovoy dollar. https://tass.ru/opinions/13657935
28. Cifrovaya valyuta central'nogo banka (CVCB): Rossiya v kontekste mirovoy praktiki. Analiticheskiy doklad. Luntovskiy G.I., Voylukov A.A., Epifanova Ya.V., Handruev A.A., Kozlachkov A.A. Moskva, iyun' 2021, Associaciya bankov Rossii. - 119 s.
29. Cuprov V. Bol'shaya transformaciya. Kak sil'no izmenyatsya investicii v mire buduschego. https://journal.tkbip.ru/2020/10/28/future/
30. Chernysheva E., Kazarnovskiy P. Rublevyy bit. CB anonsiroval razrabotku v Rossii nacional'noy cifrovoy valyuty. https://www.rbc.ru/newspaper/2020/10/14/5f8581669a7947769a92c4be
31. "Vertoletnye den'gi", kolichestvennoe smyagchenie i drugie idei: vostrebovany li oni v Rossii? https://econs.online/articles/opinions/vertoletnye-dengi-kolichestvennoe-smyagchenie-i-drugie-idei/?
32. CB i rossiyskie banki nachali testirovanie platformy cifrovogo rublya. https://www.vedomosti.ru/finance/news/2022/02/15/909378-tsb-i-rossiiskie-banki-nachali-testirovanie-platformi-tsifrovogo-rublya
33. Tebekin A.V., Petrov V.S., Petrova O.V. VLIYaNIE CIFROVYH VALYuT CENTRAL'NYH BANKOV NA UPRAVLENIE FINANSOVYMI POTOKAMI V EKONOMIKE. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2022. T. 8. № 1. S. 62-72.