Moskva, Moscow, Russian Federation
The article deals with the problem and directions of improving the professional education of social specialists in the aspect of mathematical training. The author notes that mathematical training in the process of teaching a sociologist is important, first of all, for understanding the directions of scientific and professional activity. The author marked the directions of scientific and professional activity. The author points out that one of the most important functions is to conduct predictive studies in the field of pedagogy and build models based on them. The author noted the priority areas of the mathematics course for specialties of the social profile. The author identified the problems of organizing the training of future sociologists, which are factors that reduce the effectiveness of training future sociologists. The author noted further directions of scientific research in this matter.
training of sociologists, sociology, learning process, vocational education, mathematical training
Многим странам мира необходимо совершенствовать профессиональное образование специалистов социальной сферы. Это актуальная проблема современности. Необходимо стратегически направлять развитие системы подготовки кадров социальной сферы. Это поможет решить проблему индивидуально-ориентированного профессионального образования, в котором существует своеобразный тандем «преподаватель – студент», где студент со своей познавательной и учебной деятельностью, которая является ведущей [1, c. 13].
При проведении анализа программ обучения социологов в зарубежных университетах, можно сделать вывод, что профессиональными компетенциями студентов является [2, c. 54]:
- знания о групповом и индивидуально поведении людей;
- понимание теории и методологии деятельности специалиста в социальной сфере;
- работа над формированием профессиональных знаний.
И тут представляет особый интерес рассмотреть профессиональную подготовку. Наиболее важным и интересным для рассмотрения в подготовке социолога является математическая подготовка [11, c. 43].
Математическая подготовка в процессе обучения социолога важна в первую очередь для понимание следующих направлений научной и профессиональной деятельности [9, c. 34]:
1) понимание логической взаимосвязи тех или иных процессов;
2) формирование познавательной деятельности;
3) использование в прикладной деятельности в ходе выполнения профессиональных обязанностей
4) проведение ретроспективных исследований
5) формирование модели и понимание структуры мира с философской позиции.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что математическая подготовка социолога представляет собой актуальную задачу, которую необходимо рассмотреть более подробно; также можно сделать вывод что профессиональная подготовка по математическому направлению всесторонне развивает личность будущего социолога [6, c. 80-81].
Следует отметить, что математическая наука и социология тесно переплетены. Так, социум создает некую задачу, которую необходимо решить и создать для решения специальный аппарат для решения данной и последующих аналогичных задач. И именно математика создает данный специальный методологический аппарат либо приспосабливает существующие ранее [5, c. 34].
Так, одна из самых важных функций - прогностически исследовать педагогическую деятельность, а также построение определенных моделей на ее основе. Так, применяются методы математического познания. Необходима обработка полученных данных методом эксперимента и опроса, и затем использовать, чтобы установить закономерности и выявить математические зависимости между изучаемыми явлениями. Тут применяется методика создания алгоритмов – алгоритмизация процесса обучения и формирование алгоритмов взаимодействии учитель-ученик [2, c. 75].
Социологическая наука опирается на статистические методы в изучении большинства социологических процессов, а именно социологических данных таким образом пытаясь ответить и найти решения в существующих проблемах социума и исследовать социальное развитие. Исходя из полученных данных формируется тот или иной социологический прогноз, который затем используется в других науках и для других исследований. При каждом таком исследовании социума, социологи сталкивается с необходимостью построить математическую модель. Любая форма организации в социуме рассматривается как целая система, имеющая свои закономерности и состоящей из нескольких частей и разумеется создание подобных моделей невозможно без использования математических методов познания. Зачастую социологам ставят задачу классифицировать главные объекты изучаемых процессов и связи между ними – так, распространение в социологии получил метод аксиоматического анализа [3, c. 63].
При профессиональной подготовке в высших учебных заведениях социологов важное значение уделяют экологические дисциплины, как науки изучающие экологические катаклизмы, представляющий частый объект исследования социологов. В данном аспект также очевидно значение математических методов, так как экометрия как связь математики и экологии поднимает глобальные проблемы человечества: образуются озоновые дыры, таят ледники, увеличивается население, снижается рождаемость в отдельных странах и т.д., что требует использовать статистические методы обработки данных.
Для рассмотрения математической подготовки студента социолога можно использовать следующие точки зрения [13, c. 142; 7, c. 47]:
1) исторический – математика отражает процесс освоения окружающего мира, так как развитие и зарождение математики связано с решением практических прикладных вопросов;
2) методологическая – потребность в обработке результатов исследования;
3) педагогическая – потребность в обобщении и конкретизации, необходимость обосновывать последовательность профессиональной деятельности, явлений и т.д., выделение основополагающих механизмов и отделение их от второстепенных.
4) дидактическая – построение математической подготовки, заложенной еще Я.А Коменским [4, c. 43]: от простого к сложному, целостный, наглядный и системный подход; формирование интереса у студента и т.д.
5) содержательная – вся математическая подготовка с которой сталкивается студент социолог должна представлять собой целостный процесс обучения; имеющий свою уникальную специфику и логически обоснованную структуру.
Существенный проблемой математической подготовки студентов социологов в вузе является отсутствие опыта у преподавателей касательно сферы профессиональной детальности выпускников в будущем. В этом случае Е.А Климов [8, c. 36] предлагает применять экспертный метод и метод с включенным наблюдением, которое позволяет в определённой мере освоить будущую профессию выпускников для преподавательского состава. Данный метод строится на том, что преподаватель предметник осваивает в ходе различных видов производственной практики и курсах повышения квалификации будущую специальность своих подопечных.
Также для определения содержания образования студентов социологов используются методы аргументированного прогноза по исследуемым отраслям (общественное хозяйствование, социально-экономическое развитие).
На данный момент, осознавая всю актуальность и потребность в фундаментальных науках, в вузах Росси существует большой опыт формирования у будущих социологов структурированного понятия математических методов в их будущей профессии. Можно выделить следующие направления [10, c. 43]:
- теоретическая подготовка;
- применять математические методы на примере задач с расчетами;
- использовать аппарат математики, создавая научные публикации и выполняя курсовые и дипломные работы.
Изучается теория, связанная с формированием математической компетентности будущего социолога. Для этого существуют занятия и курсы математической подготовки студентов. На них на практике реализуются индивидуальные умения, так как это обязательная часть профессиональной подготовки. Практикант должен хорошо владеть теорией математической базы, чтобы решить в реальности научно-практические социологические задачи [11,12].
Анализу учебников, в основе которых лежит математическое образование студентов вуза социологических специальностей, нет предела. Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что изложение авторами материала является простым и интересным. Оно доступно для всех. В материалах присутствуют рисунки, графики, схемы. Авторы использую термины, прикладные задачи. Они соответствуют специальности. Компетентность социолога в математике не имеет строгих математических доказательств из технических учебников. Снижено количество доказуемых теорем и выводы к ним. Основной акцент идет на математику и ее историю, методологический и философский план. Рассматриваются концепции математики в современности. Это по традиции факультативный курс. Сложные направления в математике не рассматривают вообще или рассматривают мало и просто. Например, это анализ функции нескольких переменных и рядов в математике, дифференциальные уравнения. Также можно отнести сюда векторную и линейную алгебру.
Специальности социального профиля имеют приоритет в направлении курса математики. Это математическая статистика, теория вероятностей; математический анализ, функции одной переменной; теория множеств; математическая логика; аксиоматика; математическое моделирование; число и алгебраические структуры; аналитическая геометрия; дифференциальные уравнения; история, методология и философия математики. Мало задействованными при изучении являются: комбинаторика; графы; линейная алгебра; математическое мышление и структура математики; последовательности и ряды; теория игр; задача на принятия решений на основе законов математической и формальной логики. Также сюда можно отнести программирование и векторную алгебру.
Таким образом, преподавательскому составу необходимо самостоятельно разрабатывать содержание профессионально-прикладных дисциплин. Сами же концепции подготовки социолога в вузе основываются на таких подходах как личностный, деятельностный, контекстный и системный. Это значит, что математическая подготовка в вузе направлена и на креативно-теоретическое мышление социолога, возможность охватить исследуемый вопрос максимально широко и выбрать верный методологический аппарат. Это достигается путем использований учебных-теоретических и практических действий; происходит формирование культуры студентов в области логики и эвристики. Так развивается учебно-познавательная и профессиональная деятельность.
Исследование организации обучения будущих социологов позволяет обнародовать ряд проблем, представляющих собой факторы снижения эффективности подготовки будущих социологов:
1) малая связь между теоретической подготовкой студентов и практической деятельностью
2) противоречие между изучаемыми в теории методами организации исследовательского процесса и реальным положением дел;
3) практическая работа студентов не позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал будущих социологов;
4) часто несогласованная деятельность на местах прохождения практики;
5) отсутствуют единые требования и критерии оценки деятельности студентов.
Многообразные типы учреждений социальной сферы с практикующими будущими социологами, а также процессы инноваций в этих учреждениях, вызывают необходимость подготовить будущих специалистов, умеющих владеть многообразием современных технологий.
1. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedeniy / G.M. Andreeva. – M.: Aspekt Press. – 2018. – 365 s.
2. Baklanova N.K. Professional'noe masterstvo i uspeshnost' deyatel'nosti specialista pedagogicheskogo profilya: sbornik statey / N.K. Baklanova. – M.: MGPI, 2017.– 115 s.
3. Belkin A.C. Kompetentnost'. Professionalizm. Masterstvo / A.C. Belkin. – Chelyabinsk, 2016. – 176 s.
4. Gnezdilova H.A. Terminy «kompetentnost'» i «kompetenciya» kak kategoriya professional'nogo stanovleniya specialista / H.A. Gnezdilova // Vestnik KGU im. H.A. Nekrasova. – 2017. T. 13. – s. 10–11.
5. Delor Zh. Obrazovanie: sokrytoe sokrovische / Zh. Delor // Doklad Mezhdunarodnoy komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka, predstavlennyy YuNESKO. – M.: Universitetskaya kniga, 2017. – № 4. – s. 27-41.
6. Lomakina O.E. Teoretiko–aksiologicheskie osnovy formirovaniya professional'noy kompetentnosti specialista v vuze (sociokul'turnyy aspekt). / O.E. Lomakina. – Chelyabinsk, 2016. – 341 s.
7. Levanova E.A. Aktual'nye problemy professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov / E.A. Levanova. – Kaliningrad, 2016. – 354 s.
8. Malinauskas R.K., Gudonis V.P., Shniras Sh.A. Dinamika social'no–psihologicheskoy kompetentnosti studentov pedagogicheskih vuzov / R.K. Malinauskas, V.P. Gudonis, Sh.A. Shniras // Psihologicheskiy zhurnal. – 2017. – T. 28. - № 4. – s. 45–51.
9. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika. Uchebnik / L.V. Mardahaev. – M.: Gardariki, 2016. – 269 s.
10. Morgunova A.G. Sociologicheskiy aspekt issledovaniya kachestva podgotovki specialista / A.G. Morgunova // Vestnik universiteta. – 2017. – №6 (32). – s. 12–14.
11. Strategiya modernizacii soderzhaniya obschego obrazovaniya. Materialy dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya Rossiyskoy Federacii, Nacional'nyy fond podgotovki kadrov. – M.: OOO «Mir knigi», 2017. – 95 s.
12. Topchiy L.V. Otechestvennye issledovateli problem social'noy raboty / L.V. Topchiy. – M., 2016. – 92 s.
13. Topchiy L.V. Problemy razvitiya teorii professii «social'naya rabota» / L.V. Topchiy // Otechestvennyy zhurnal social'noy raboty. – 2015. – №2.