employee
student
Osh, Kyrgyzstan
This article explores the productive forms of learning: play forms; group, pair and individual work; independent activity of students; creation of specific situations, their analysis; raising questions that activate dialogue; problem learning.
teaching method, modern lesson, student, teacher, didactic game, work in pairs, problem method, project method
Введение. О том, что развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность, говорят следующие факты: человек запоминает 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем; 90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Обсуждение. Составляющей педагогических технологий являются методы обучения. По определению Ю.К. Бабанского: «Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития» [1]. По определению И.Ф. Харламова: «Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». В.А. Сухомлинский считал, что методы обучения должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а школа вызывать радость познания, творчества, общения.
Методы обучения должны отвечать требованиям: научности; доступности; соответствия психолого-педагогическим возможностям развития школьников; результативности; направленности на прочное овладение учебным материалом, на выполнение задач воспитания школьников [1]. На необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы указывают авторы исследований [4], [5], [11].
Выбор современных методов обучения зависит от следующих факторов:
•общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока;
•времени, отведенного на изучение того или иного материала;
•возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;
•уровня подготовленности учащихся;
•материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
•возможностей и способностей учителя, методического мастерства, личных качеств, уровня его теоретико-практической подготовленности [2].
Е.Б. Плотникова указывает на особенности современного урока:
•создается доброжелательная атмосфера;
•формируется высокий уровень мотивации;
•придаётся большое значение способам учебной работы;
•развиваются умения самостоятельной познавательной деятельности учащихся, творческое отношение к учебному процессу [3].
Ученик и учитель – две стороны процесса обучения:
–ученик – активный субъект, проявляющий самостоятельность в принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный;
– задача учителя, как консультанта, наставника и партнера, определить направление работы, создать условия для деятельности учащихся.
Авторы исследований указывают на организационные приемы создания ситуации успеха при обучении математике [7; 8]:
•работают все и работает каждый;
•интересно мнение каждого ученика, радуют успехи каждого;
•благодарность каждому ученику за его участие, каждый ученик благодарен всем за свое продвижение к знаниям;
•доверие учителю как к фасилитатору групповой работы, при этом каждый имеет право на инициативу;
•каждый ученик имеет право высказать мнение о проведенном занятии.
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на разных этапах урока, в исследованиях рекомендуются активные формы и методы работы [3, 6, 7], считая эффективным:
• оптимальное сочетание форм работы на уроке;
• обучение учащихся основным приемам учебной деятельности;
• развитие мыслительных процессов у учащихся;
• создание условий для обеспечения активности ученика на уроке;
• реализация принципа индивидуального подхода.
Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал. Ролевые игры — это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
Пары и группы. Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется на обобщающих уроках.
Проблемные методы. Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.
Проблемный вопрос – вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Проблемная ситуация – сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения. Проблемные задания ориентируют учащихся на самостоятельный поиск решений.
Метод проектов стимулирует ученическую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ученика и учителя, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.
Основные этапы проектной деятельности:
•Выбор темы проекта.
•Работа с разными источниками.
•Выбор формы предъявления проекта.
•Работа над проектом.
•Оформление результатов.
•Защита проектов.
• Подведение итогов [6].
Метод дискуссии. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет учителю:
•развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
•усилить мотивацию учения;
•сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативную компетентность;
•активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
•создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе [4].
Метод «Чтение с остановками». В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению [9, 10]. Как дальше будут развиваться события? Используется ментальные карты в обучении математике [9]. Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными величинами.
Методы выяснения целей
Использование метода «Знаем – не знаем» позволит понять, что из запланированного материала ученики знают, а чего не знают. Учитель задает учащимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют, какие знания по данной теме им необходимы.
«Ромашка Блума». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне [10].
«Итоговый круг». На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Выводы: необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в школе, способствующие:
• преподаванию материала в доступной, интересной форме;
• лучшему усвоению знаний;
• вызывают интерес к познанию;
• формированию коммуникативной, личностной, социальной, интеллектуальной компетенций.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
1. Babanskiy Yu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1989. - 558 s.
2. Korepanova M.V. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya/M. V. Korepanova, O. V. Goncharova, I. A. Lavrinec. Moskva: «Akademiya», 2012. 240 s.
3. Plotnikova E.B. Vospityvayuschee obuchenie. - Moskva: Akademiya, 2010. 176 s.
4. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya/ E. S. Polat, M. Yu. Buharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov. Moskva: «Akademiya», 1999. 224 s.
5. Keldibekova A.O. Innovacionnye formy organizacii metodicheskoy raboty v shkole//Nauka. Obrazovanie. Tehnika. 2017. № 3-4 (60). S. 60-63.
6. Keldibekova A.O. Formirovanie navykov proektnoy deyatel'nosti shkol'nikov pri podgotovke k matematicheskim olimpiadam//Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. 2018. № 6-2 (72). S. 86-90.
7. Keldibekova A.O., Zakirov I.U., Zhakypova Zh.A. Vliyanie internet-resursov na formirovanie pozitivnogo opyta uchastiya shkol'nikov v intellektual'nyh sorevnovaniyah//Mir pedagogiki i psihologii. 2019. № 1 (30). S. 65-76.
8. Keldibekova A.O., Zhakypova Zh.A. Vliyanie situacii uspeha pri obuchenii matematike na deyatel'nost' uchenika: etapy i priemy sozdaniya//Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. 2020. T. 5. № 6. S. 43-48.
9. Keldibekova A.O., Kushbak kyzy N. Mental'nye karty v obuchenii matematike, kak metod razvitiya kriticheskogo myshleniya shkol'nikov//Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2019. № 7-1. S. 53-57.
10. Keldibekova A.O., Sopuev U.A. Primenenie priema "Kubik Bluma" pri obuchenii matematike//Profil'naya shkola. 2019. T. 7. № 5. S. 14-20.
11. Keldibekova A.O., Tokoeva D.T., Abdyllazhan U.A., Fazilov R.R. Postroenie lichnostno-orientirovannoy urochnoy i vneurochnoy deyatel'nosti - zalog effektivnosti sovremennogo obrazovaniya//Mir pedagogiki i psihologii. 2019. № 1 (30). S. 76-88.