CONCEPTUAL DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION OF THE MOVEMENT OF MATERIAL FLOWS IN THE PRODUCTION OF A CLASS OF PUSHING SYSTEMS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The content and prospects of using such conceptual approaches to the development of the organization of the movement of material flows in the production of a class of pushing systems as: RP, MRP I, MRP II, DRP I, DRP II are considered. It is shown that, despite the fact that conceptual approaches to the development of the organization of the movement of material flows in the production of the class of pushing systems (Pushing Systems) are most applicable in the vicinity of the peak of economic activity within the framework of technological structures (the nearest period of 2040-2050s), taking into account the urgency of the Russian Federation’s solution to the problem of import substitution under the influence of Western sanctions in modern conditions, it is likely to expect an increase in the activity and scale of use of Pushing Systems conceptual approaches in the national economy in the near future (2020s), corresponding to overcoming the crisis after a minimum of economic activity has passed as part of the transition from V technological order to VI.

Keywords:
conceptual development, organization of movement, material flow, production, class of pushing systems
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Современные процессы усложнения геополитэкономических условий хозяйствования [33], обусловленные глобальным мировым экономическим кризисом 2020-х годов [8] поразили подавляющее большинство сфер хозяйствования. В мировой логистике указанные процессы привели в период 2020-2022 гг. к кризису глобальных цепочек поставок, известному также как контейнерный кризис [3], сопряженный с влиянием пандемии COVID-19 на замедление перевозок (и соответственно поставок) товаров по всему миру и на изменение структуры мирового потребления.

В России проблемы международных цепочек поставок дополнительно усугубились в 2022 г. [24] в результате увеличения интенсивности коллективным Западом гибридной войны [37] против нашей страны. 

Необходимо отметить, что проблема транспортной логистики для отечественной экономики осложняется проблемой производственной логистики как составной части многократно возросшей проблемы импортозамещающего производства [7, 31] как основы технологического суверенитета [16, 43].

Учитывая существенный дефицит отечественной продукции по многим позициям, о чем, в частности, свидетельствуют программы импортозамещения Минпромторга [27], а также поиск путей преодоления санкций по импорту многих видов продукции [28], возрастает актуальность проблемы развития отечественных обрабатывающих производств в целом и решения проблем производственной логистики в отечественной экономике, в частности.

Принимая во внимание огромный дефицит материалов и комплектующих для многих видов отечественных обрабатывающих производств [14, 15], представляет интерес рассмотрение возможностей и перспектив использования концепций организации движения материальных потоков в производстве класса толкающих систем, что предопределило актуальность темы данного исследования.

 

Цель исследования

Таим образом, целью представленных исследований является рассмотрение возможностей и перспектив использования концепций организации движения материальных потоков в производстве класса толкающих систем как важной составляющей решения проблем импортозамещения в интересах решения глобальной проблемы обеспечения технологического суверенитета России.

Методическая база исследований

Методическую основу представленных исследований составили научные труды, посвященные исследованию концепций организации движения материальных потоков в производстве класса толкающих систем, получившие отражение в трудах таких авторов, как Алесинская Т.В. [5], Аникин Б.А. [6],  Бочкарев А.А. [10],  Григорьев М.Н. [13], Канке А.А. [18], Конотопский В.Ю. [19],  Левкин Г.Г. [21], Мельников В.П. [22], Неруш Ю.М. [25], Новаков А.А. [26], Сергеев В.И. [29] и др. 

Методическую базу исследований также составили авторские наработки, посвященные исследованию концепций организации движения материальных потоков в производстве, получившие отражение в трудах [2, 32, 34, 39, 41] и др.

Основное содержание исследований

В общей классификации концептуальных подходов к развитию организации движения материальных потоков в производстве, представленной на рис. 1 [39], важное место занимают концепции производственной логистики класса толкающих систем (Pushing Systems - PS).

 

Результаты систематизации основных характеристик концептуальных подходов к развитию организации движения материальных потоков в производстве класса толкающих систем представлены в табл. 1.

Проанализируем подробнее концептуальные подходы к развитию организации движения материальных потоков в производстве класса толкающих систем, представленные в табл. 1.

            Несмотря на то, что концепция планирования потребностей / ресурсов – RP (см. блок 1, табл. 1) появилась в 1950-е годы, т.е. в окрестностях пика экономической активности в рамках IV технологического уклада [38] (рис. 2) [30],  в связи с чем очередной рост масштабов ее использования можно было бы ожидать в 2040-2050-х годах  (т.е. в период пика экономической активности в рамках VI-го технологического уклада [40]), с учетом настоятельности решения Российской Федерацией проблемы импортозамещения под влиянием западных санкций [35], имеющих тенденцию к ужесточению [4], вероятно ожидать рост активности и масштабов использования в отечественной экономике концепции планирования потребностей / ресурсов – RP (когда процессы планирования потребностей предприятия в ресурсах в сфере производства и распределения требуют радикальных изменений) уже в ближайшее десятилетие. Тем более, что в результате западных санкций в стране в значительной степени разрушена функционировавшая длительное время система логистики [12, 42]. Разумеется, концептуальный подход RP будет востребован в России в ближайшие годы при эффективной реализации процессов импортозамещения [31].

 

 

Рис. 1. Общая классификация концептуальных подходов к развитию организации движения материальных потоков в производстве

           

Таблица 1

Результаты систематизации основных характеристик концептуальных подходов к развитию организации движения материальных потоков в производстве класса толкающих систем

Название и обозначение концептуального подхода

Характеристика концептуального подхода

Примечание

1

Концепция планирования потребностей/ресурсов - RP

RP представляет собой концепцию автоматизации процессов планирования потребностей предприятия в ресурсах в сфере производства и распределения, лежащую в основе производственных логистических систем «толкающего» типа

Созданная в 1950-е годы концепция RP легла в основу разработки целого спектра логистических концепций, включая:

- концепцию планирования потребностей в материалах MRP I,

- концепцию планирования производственных ресурсов MRP II,

- концепция планирования требований к дистрибуции DRP I,

- концепция планирования продукции в распределении DRP II

2

Концепция планирования потребностей в материалах MRP I –

(Material Requirements Planning)

Концепция MRP I заключается в планировании потребностей в материалах, которое включает ряд логически связанных процедур, решающих правил и требований, переводящих производственное расписание в цепочку логистических требований, синхронизированных во времени, а также планирования процессов удовлетворения (покрытия) этих требований для каждой единицы запаса ресурсов, необходимых для выполнения производственного расписания

MRP является одной из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой создано большое число прикладных логистических и микрологистических систем

 

3

Концепция планирования потребностей в ресурсах - MRP II (Manufacturing resource planning)

MRP II представляет собой стратегию планирования  производства, обеспечивающую как операционное, так и финансовое планирование производства, что предоставляет возможность осуществить более широкий охват ресурсов предприятия по сравнению со стратегией MRP

Особенность концептуального подхода MRP II заключается в том, что он не имеет жесткой привязки к конкретной системе программного обеспечения, в связи с чем, благодаря модульному принципу, при внедрении на предприятия может принимать различные конфигурации

 

4

Концепция логистического управления на основе планирования дистрибуции продукции (DRP I - Distribution Requirements Planning)

Концепция DRP I позволяет при планировании дистрибуции продукции не только учитывать конъюнктуру рынка (реактивный подход), но и активно воздействовать на рыночный спрос (проактивный подход). При этом система DRP I обеспечивает устойчивые связи снабжения, производства и сбыта, в том числе за счет использования элементов системы MRP I

Система DRP I позволяет планировать запасы и поставки продукции на различных иерархических уровнях цепи распределения, одновременно обеспечивая владельцев процессов цепи распределения информацией о состоянии конъюнктуры рынка

 

5

DRP II (Distribution Resource Planning) - планирование ресурсов в распределении

Система DRP II представляет собой расширенный вариант системы DRP I, в которой дополнительно решаются задачи среднесрочного и долгосрочного прогнозирования рыночного спроса.

Кроме того, при управлении используются дополнительные системы показателей функционирования распределительной цепи, повышающих эффективность их функционирования.

Система DRP II, созданная в начале 1990-х гг., считается вторым поколением систем DRP, ориентированной на более современные информационные технологии, обеспечивающие более эффективные прогнозирования потребительского спроса и конъюнктуры рынка.

 

То же самое можно сказать и о других концептуальных подходах производственной логистики класса Pushing Systems (рис. 1), особенности которых приведены ниже.

Концептуальной подход MRP (см. блок 2, табл. 1), несмотря на то, что был разработан в середине 1950-х годов получил широкое распространение лишь в конце 1970-х годов. Но причина в этом не уровень настоятельности MRP как концептуального подхода, а технологические ограничения, связанные с имевшимися возможностями вычислительных систем. Когда же в 1980-е годы вычислительная техника стала еще более доступной концепцию MRP реализовывало в развитых странах уже большинство крупных и средних предприятий.

Закономерно, что с появлением более совершенных концептуальных подходов производственной логистики (MRP II,  ERP и др.), связанных с использованием более современных программных комплексов, привели к моральному устареванию концептуального подхода MRP, которые многие специалисты считают базовым при построении логистических систем «толкающего типа».  

Принято считать, что в настоящее время рыночной нишей применения концептуального подхода MRP является решение задач планирования и контроля процедур заказа и снабжения предприятий материальными ресурсами широкого номенклатурного спектра, что характерно для промышленных машиностроительных предприятий.

Но именно машиностроение как ядро IV технологического уклада после шоковой терапии 30-летней давности [1] является для России ахиллесовой пятой (рис. 3) [23] и, соответственно, одним из основных объектов перманентных западных санкций в многолетней гибридной войне против России [37]. 

 

Рис. 2. Приоритетные концептуальные подходы производственной логистики для различных фаз экономической активности хозяйственных систем в рамках больших циклов экономической активности Н.Д. Кондратьева [30]

 

 

Рис. 3. Состояние ступеней технологической «лестницы» в национальной экономике в диапазоне с III-го по VI-ой технологический уклад [23]

 

Конечно, концептуальный подход производственной логистики MRP как, впрочем, и любой концептуальный подход не лишен недостатков.

Но с учетом целей MRP (рис. 4) обратим внимание на такие достоинства MRP-системы, востребованные в производственных сферах отечественной экономики в современных условиях, как:

- направленность на перепланирование последовательности логистических требований и их покрытий в результате внесения изменений либо в производственные расписания, либо в структуры запасов ресурсов, либо в характеристики продукции;

- применение при управлении в логистических цепях материалами, компонентами, полуфабрикатами и др., спрос на которые зависит от спроса на ту или иную конечную продукцию;

-  обеспечение возможности работы с широкой номенклатурой материальных ресурсов.

 

            Описание концептуального подхода производственной логистики MRP с помощью модели «вход-выход» приведено на рис. 5.

 

Концептуальный подход производственной логистики MRP II (см. блок 3, табл. 1) реализуется не только на основе внедрения прикладных пакетов программного обеспечения, но и внедрением набора логистических управленческих технологий (подходов, методов и инструментов), требующих поддержания информационных баз данных организации в актуальном состоянии при одновременном обеспечении требуемой точности данных, а также достаточности вычислительных ресурсов для их обработки.

            Таким образом, концептуальный подход MRP II задаёт принципы детального планирования производства предприятия, включающие: учёт поступающих заказов, планирование загрузки производственных мощностей, планирование потребности во всех видах производственных ресурсов (материалы, сырьё, комплектующие, оборудование, персонал и т.д.), планирование производственных затрат, их учет, моделирование хода производства, планирование выпуска готовой продукции, оперативную корректировку планов производства и производственных заданий.

            Характерной особенностью концептуального подхода производственной логистики MRP II является ее модульный характер. Базовые модули MRP II как системы (в которую в качестве одного из модулей входит система MRP) представлены на рис. 6.

Рис. 4. Основные цели концептуального подхода производственной логистики MRP

 

 В общем случае конкретный набор модулей MRPII зависит от содержания деятельности конкретного предприятия (номенклатуры выпускаемой продукции, используемых производственных технологий, системы организации производства, производственных мощностей и т.д.).

Учитывая, что в условиях радикального роста настоятельности для национального хозяйства решения проблемы импортозамещения [17] будет осуществляться, с одной стороны, на основе инновационной стратегии бенчмаркинга [36] (для обеспечения высоких темпов импортозамещения), а, с другой стороны, на основе инновационной стратегии модернизаций (улучшений) [36] (в интересах обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции), представляется целесообразным активное использование в ближайшие годы отечественных производственных отраслях концептуального подхода производственной логистики MRP II, основанного на модульном принципе управления логистикой, и позволяющего варьировать составом модулей при реализации улучшающих инноваций.

Рис. 5. Описание концептуального подхода производственной логистики MRP с помощью модели «вход-выход»

 

           

           

 

Рис. 6. Базовые модули MRP II как системы

Концептуальный подход производственной логистики DRP I предполагает осуществление агрегированного планирования на основе информации как о фактически поступивших заказах, так и их прогнозных оценок. На основе указанных агрегированных планов формируется график производства, детализируется план производства, составляются специфицированные планы производства с указанием конкретных дат, количества комплектующих изделий и готовой продукции. С помощью инструментов системы MRP I в рамках концептуального подхода производственной логистики DRP I под сформированный график производства осуществляется расчет потребностей предприятия как в материальных ресурсах, так и в производственных мощностях.

Таким образом, концептуальный подход производственной логистики DRP, являясь базой для интегрального планирования логистических и маркетинговых функций управления предприятием и их взаимной увязки, позволяет прогнозировать динамику рыночной конъюнктуры и на этой основе оптимизировать логистические издержки.

Поскольку основным функциональным назначением системы DRP I является планирование транспортных перевозок путем обработки в системе заявок на транспортное обслуживание, составления графиков перевозок и их корректировки в реальном масштабе времени, уместно предположить, что в условиях радикального изменения логистических маршрутов («логистической перетрассировки») и глобальной перестройки всей логистики [11] под влиянием антироссийских санкций [9], концептуальный подход производственной логистики DRPI может быть эффективно использован в национальном хозяйстве в ближайшие годы. 

Концептуальный подход производственной логистики DRP II (см. блок 5, табл. 1), реализующий технологии планирования ресурсов в распределении, появившись в конце ХХ в., стал активно применяться в качестве систем управления распределением продукции в логистике (в первую очередь в развитых странах - США и Западной Европе) как расширенная версия системы планирования распределения продукции DRP I. Неслучайно DRP II называют вторым поколением систем управления распределением продукции в логистических системах.

            Позиционирование DRP II в качестве второго поколения систем управления распределением продукции в логистических системах обусловлено не только использованием более современных (по сравнению с DRP I) моделей и алгоритмов программирования, рассчитанных на использование локальных информационных сетей (ЛИС) и телекоммуникационных каналов, работающих в режиме «on line», но и с применением более эффективных моделей прогнозирования спроса на продукцию, обеспечивающих управление запасами для производства конечной продукции не только в краткосрочных интервалах прогнозирования, но и в среднесрочных и даже долгосрочных.

            Причем нужно отметить, что в системах DRP II комплексно решаются вопросы управления программой производства, производственными мощностями, качеством производства, персоналом и т.д.

            Основные имеющиеся возможности и обеспечиваемые концептуальным подходом производственной логистики DRP II преимущества представлены на рис. 7.

 

Рис. 7. Основные имеющиеся возможности и обеспечиваемые концептуальным подходом производственной логистики DRP II преимущества

 

Таким образом, положения концептуального подхода производственной логистики DRP II могут быть эффективно использованы в отраслях национального хозяйства в обозримой перспективе не только благодаря сокращению издержек, связанных с использованием различных видов ресурсов в текущих процессах и в процессах ближайших прогнозов, но и благодаря повышению точности прогнозов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что позволит локализовать потери, в том числе масштабные, понесенные хозяйственными системами, например, в ходе  кризиса глобальной цепочки поставок в 2021—2022 гг. (контейнерного кризиса [20]).

Обсуждение результатов и выводы

Проведенные исследования показали, что современные процессы хозяйствования, обусловленные глобальным мировым экономическим кризисом 2020-х годов, привели в мировой логистике к кризису глобальных цепочек поставок, известному также как контейнерный кризис, сопряженный с влиянием пандемии COVID-19 на замедление перевозок (и соответственно поставок) товаров по всему миру и на изменение структуры мирового потребления.

Продемонстрировано, что в России проблемы международных цепочек поставок дополнительно усугубились в 2022 г. в результате увеличения интенсивности коллективным Западом гибридной войны против нашей страны.  При этом проблема транспортной логистики для отечественной экономики осложняется проблемой производственной логистики как составной части многократно возросшей проблемы импортозамещающего производства как основы технологического суверенитета.

Отмечено, что, учитывая существенный дефицит отечественной продукции по многим позициям, а также поиск путей преодоления санкций по импорту многих видов продукции, возрастает актуальность проблемы развития отечественных обрабатывающих производств в целом и решения проблем производственной логистики в отечественной экономике, в частности.

В работе показано, что, несмотря на то, что концептуальные подходы к развитию организации движения материальных потоков в производстве класса толкающих систем (Pushing Systems) наиболее применимы в окрестностях пика экономической активности в рамках технологических укладов (ближайший период 2040-2050-е годы), с учетом настоятельности решения Российской Федерацией проблемы импортозамещения под влиянием западных санкций в современных условиях, вероятно ожидать рост активности и масштабов использования в национальном хозяйстве концептуальных подходов Pushing Systems уже в ближайшее время (2020-е годы), соответствующее преодолению кризиса после прохождения минимума экономической активности в рамках перехода от V технологического уклада к VI.

Определены области рационального использования концепций производственной логистики класса толкающих систем (PS) в национальном хозяйстве в ближайшее десятилетие (табл. 2).

Таблица 2

Концептуальный подход класса PS

Область эффективного использования в национальном хозяйстве

1

RP

Радикальные изменения процессов планирования потребностей предприятий в ресурсах в сфере производства и распределения, определяемые настоятельностью решения в национальном хозяйстве проблемы импортозамещения под влиянием западных санкций, имеющих в современных условиях тенденцию к ужесточению

2

MRP I

 

Решение задач планирования и контроля процедур заказа и снабжения предприятий материальными ресурсами широкого номенклатурного спектра для промышленных машиностроительных предприятий, обеспечивающее:

- направленность на перепланирование последовательности логистических требований и их покрытий в результате внесения изменений либо в производственные расписания, либо в структуры запасов ресурсов, либо в характеристики продукции;

- применение при управлении в логистических цепях материалами, компонентами, полуфабрикатами и др., спрос на которые зависит от спроса на ту или иную конечную продукцию;

-  обеспечение возможности работы с широкой номенклатурой материальных ресурсов

3

MRP II

Учитывая, что в условиях радикального роста настоятельности для национального хозяйства решения проблемы импортозамещения будет осуществляться, с одной стороны, на основе инновационной стратегии бенчмаркинга (для обеспечения высоких темпов импортозамещения), а, с другой стороны, на основе инновационной стратегии улучшений (в интересах обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции), представляется целесообразным активное использование в ближайшие годы отечественных производственных отраслях концептуального подхода производственной логистики MRP II, основанного на модульном принципе управления логистикой, и позволяющего варьировать составом модулей при реализации улучшающих инноваций

4

DRP I

Поскольку основным функциональным назначением системы DRP I является планирование транспортных перевозок путем обработки в системе заявок на транспортное обслуживание, составления графиков перевозок и их корректировки в реальном масштабе времени, уместно предположить, что в условиях радикального изменения логистических маршрутов («логистической перетрассировки») и глобальной перестройки всей логистики под влиянием антироссийских санкций, концептуальный подход производственной логистики DRPI может быть эффективно использован в национальном хозяйстве в ближайшие годы

5

DRP II 

Положения концептуального подхода производственной логистики DRP II могут быть эффективно использованы в отраслях национального хозяйства в обозримой перспективе не только благодаря сокращению издержек, связанных с использованием различных видов ресурсов в текущих процессах и в процессах ближайших прогнозов, но и благодаря повышению точности прогнозов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что позволит локализовать потери, в том числе масштабные, понесенные хозяйственными системами, например, в ходе  кризиса глобальной цепочки поставок в 2021—2022 гг. (контейнерного кризиса).

References

1. "UNIChTOZhIT' DO OSNOVANIYa": ChTO ShOKOVAYa TERAPIYa GAYDARA SDELALA S ROSSIEY. HTTPS://TSARGRAD.TV/SPECIAL_PROJECTS/UNICHTOZHIT-DO-OSNOVANIJA-A-ZATEM-CHTO-SHOKOVAJA-TERAPIJA-GAJDARA-SDELALA-S-ROSSIEJ_360687

2. Tebekin A.V., Khoreva A.V. DEVELOPMENT OF THE EFFICIENCY IMPROVEMENT CRITERION OF THE FORMING LOGISTICS SYSTEM. // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. T. 304. S. 489-495.

3. Terry Nguyen. You can buy stuff online, but getting it is another story. https://www.vox.com/the-goods/22650965/supply-chain-delays-2021-ongoing.

4. WSJ rasskazala o planah SShA po usileniyu kontrolya za sankciyami protiv Rossii. https://www.forbes.ru/biznes/475033-wsj-rasskazala-o-planah-ssa-po-usileniu-dejstvia-sankcij-protiv-rossii

5. Alesinskaya T.V. Osnovy logistiki. Obschie voprosy logisticheskogo upravleniya. Uchebnoe posobie. Taganrog: Izd-vo TRTU, 2005. – 121 c.

6. Anikin, B. A. Logistika proizvodstva: teoriya i praktika: uchebnik i praktikum dlya vuzov / B. A. Anikin, R. V. Seryshev, V. A. Volochienko; otvetstvennyy redaktor B. A. Anikin. – Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. – 454 s.

7. Anna Koroleva. Grandioznyy vsplesk interesa k importozamescheniyu. https://expert.ru/2022/07/18/grandiozniy-vsplesk-interesa-k-importozamescheniyu/

8. Afonskiy A. Snizu postuchali 2020 god stal hudshim dlya mirovoy ekonomiki. Pochemu etot krizis sravnivayut s Velikoy depressiey? https://lenta.ru/articles/2021/01/05/itogi/

9. Bauyrzhan Rustemov. Logistika pod sankciyami: kakie puti razvitiya est' u rossiyskih kompaniy. https://pro.rbc.ru/demo/62551ebe9a79472174a63605

10. Bochkarev, A. A. Logistika gorodskih transportnyh sistem: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / A. A. Bochkarev, P. A. Bochkarev. – 2-e izd., pererab. i dop. – Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2022. – 150 s.

11. Glava Minpromtorga otvel polgoda na perestroyku logisticheskih cepochek v Rossii. https://www.kommersant.ru/doc/5281143

12. Glava Mintransa: sankcii «prakticheski polomali vsyu logistiku» v Rossii. https://rtvi.com/news/glava-mintransa-zayavil-chto-sanktsii-prakticheski-polomali-vsyu-logistiku-v-strane/

13. Grigor'ev, M.N. Logistika. Prodvinutyy kurs. V 2 ch. Chast' 1: uchebnik dlya vuzov / M. N. Grigor'ev, A. P. Dolgov, S. A. Uvarov. – 4-e izd., pererab. i dop. – Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2022. – 472 s.

14. Deficit i sposoby ego minimizacii: kak rossiyskoe mashinostroenie spravlyaetsya s sankciyami. https://rb.ru/opinion/sanctions-and-engineering/

15. Deficit materialov i komplektuyuschih — polnyy kollaps ili shtatnaya katastrofa? https://fcproject.ru/timeline-defitsit-komlektuyuschih-kollaps-ili-shtatnaya-katastrofa-20211022/

16. Dmitriy Peskov. Pochemu dlya Rossii vazhen tehnologicheskiy suverenitet. https://www.rbc.ru/newspaper/2022/06/10/62a0e95b9a79472d8b713207

17. Importozameschenie kak novaya real'nost'. https://finance.rambler.ru/other/44612397/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

18. Kanke, A.A. Logistika: uchebnoe posobie / A. A. Kanke, I. P. Koshevaya. – 2-e izd., ispr. i dop. – Moskva: FORUM: INFRA-M, 2022. – 384 s.

19. Konotopskiy V.Yu. Logistika. / V. Yu. Konotopskiy. — 4-e izd., ispr. i dop. — Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. — 143 s.

20. Konteynernyy krizis. https://www.kommersant.ru/gallery/5030871

21. Levkin G.G. Osnovy logistiki [Tekst]: uchebnoe posobie / G. G. Levkin. - Moskva: INFRA-Inzheneriya, 2014. - 237 s.

22. Mel'nikov, V. P. Logistika: uchebnik dlya vuzov / V. P. Mel'nikov, A. G. Shirtladze, A. K. Antonyuk; pod obschey redakciey V. P. Mel'nikova. – Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2022. – 288 s.

23. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Teoreticheskaya model' novogo industrial'nogo obschestva vtorogo pokoleniya i problemy prakticheskogo voploscheniya noonomiki. // Teoreticheskaya ekonomika. 2021. No 3 (75). S. 5970.

24. Na perestroyku logistiki ponadobitsya do shesti mesyacev, zayavil Manturov. https://ria.ru/20220327/logistika-1780331168.html

25. Nerush, Yu.M. Logistika: uchebnik dlya vuzov / Yu. M. Nerush, A. Yu. Nerush. – 5-e izd., pererab. i dop. – Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2022. – 454 s.

26. Novakov, A.A. Logistika v detalyah: uchebnoe posobie / A. A. Novakov. — Moskva; Vologda: Infra-Inzheneriya, 2021. — 528 s.

27. Otraslevye plany importozamescheniya Minpromtorga Rossii. https://frprf.ru/zaymy/prioritetnye-proekty/?docs=334

28. Putin podpisal zakon o parallel'nom importe. https://www.rbc.ru/economics/28/06/2022/62bb12029a7947b4a959aa1d

29. Sergeev, V. I. Upravlenie cepyami postavok: uchebnik dlya vuzov / V. I. Sergeev. – Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2022. – 480 s.

30. Tebekin A.V. , Tebekin P.A. , Egorova A.A. Konceptual'noe razvitie organizacii dvizheniya material'nyh potokov v proizvodstve. // Zhurnal tehnicheskih issledovaniy. 2022, №1, s 36-44.

31. Tebekin A.V. Analiz problem i perspektiv realizacii planov importozamescheniya v otraslyah promyshlennosti. // Transportnoe delo Rossii. 2022. № 2. S. 159-165.

32. Tebekin A.V. Vozmozhnosti povysheniya effektivnosti predostavleniya uslug sistem logisticheskogo servisa (1pl - 5pl) v rezul'tate vnedreniya cifrovyh tehnologiy. // Marketing i logistika. 2021. № 1 (33). S. 63-72.

33. Tebekin A.V. Geopolitekonomicheskiy aspekt issledovaniya prodvizheniya k novomu kachestvu tehnologiy, ekonomiki i obschestva. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2021. № 3 (55). S. 38-54.

34. Tebekin A.V Logistika. Uchebnik / Moskva, 2021. (3-e izdanie, stereotipnoe).

35. Tebekin A.V. Perspektivy razvitiya nacional'noy ekonomiki v ramkah shestogo tehnologicheskogo uklada s uchetom uzhestocheniya zapadnyh sankciy. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. 2022. T. 8. № 1. S. 17-37.

36. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment: uchebnik dlya bakalavrov / A. V. Tebekin. — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. — 481 s.

37. Tebekin A.V., Anisimov E.G. O frontah gibridnoy voyny v ekonomicheskom i geopoliticheskom prostranstve. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. 2020. T. 6. № 5. S. 60-74.

38. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Razvitie prikladnyh napravleniy menedzhmenta v 1950-e gody i ih vliyanie na razvitie sovremennogo menedzhmenta. // Transportnoe delo Rossii. 2019. № 5. S. 84-86.

39. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Egorova A.A. Konceptual'noe razvitie organizacii dvizheniya material'nyh potokov v proizvodstve. // Zhurnal tehnicheskih issledovaniy, 2022, №1, s.19-29.

40. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Egorova A.A. Strategicheskoe vliyanie shestogo tehnologicheskogo uklada na nauchno-proizvodstvennye, ekonomicheskie, social'nye i politicheskie aspekty razvitiya mirovogo i nacional'nogo hozyaystvA. // Epomen. 2020. № 49. S. 85-100.

41. Tebekin A.V., Horeva A.V. Ocenka potenciala razvitiya logisticheskih sistem v rezul'tate vnedreniya cifrovyh tehnologiy. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. 2021. T. 7. № 2. S. 51-62.

42. Transportnaya set' na grani tromboza. https://www.rbc.ru/newspaper/2022/03/14/6228b8379a79477c4c1520c7

43. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 14.04.2022 № 203 "O Mezhvedomstvennoy komissii Soveta Bezopasnosti Rossiyskoy Federacii po voprosam obespecheniya tehnologicheskogo suvereniteta gosudarstva v sfere razvitiya kriticheskoy informacionnoy infrastruktury Rossiyskoy Federacii". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204140035

Login or Create
* Forgot password?