Higher school’s main objectives orientated from subjectcentered direction to result-centered and competence-activity one are considered in this paper. Innovative processes which bear in themselves the progressive beginning and allow in changing conditions more effectively solve learning tasks, which purpose is students’ development in so far as relevant to their potential opportunities of new experience acquisition, and investment themselves into activity, are regular in the modern education development. Any changes happening to students (functional and genetic) are result of their own internal activity which is provided by conditions of educational process organization.
personality’s integrative qualities, personal oriented approach, assistance, motivation.
В условиях социально-экономического развития страны все большее внимание привлекает личность творческая, свободная, конкурентоспособная, гуманная, интеллигентная, практическая. Поэтому важнейшая социальная функция вуза как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления и развития личности, позволяющих индивиду адекватно содействовать научно- техническому и социальному процессу общества.
Студенчество является социальной группой, осуществляющей в процессе учебной деятельности подготовку к высококвалифицированной профессиональной деятельности. Содержание студенческой активности заключается в направленности деятельности молодых людей, которая определяется характером задач, решаемых обществом в различные периоды. Студенту присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально ориентированных задач.
Посредством активной «пристрастной» (А.Н. Леонтьев) деятельности осуществляется присвоение социального опыта, развитие психических функций и способностей человека, систем его отношений с объективным миром, с другими людьми и самим собой.
Все компоненты, отражающие структуру и содержание подготовки специалистов, обучающихся в системе высшего профессионального образования, представлены на рис. 1.
Личность будущего специалиста, выступая интегративным качеством, направленным на взаимодействие с социальной средой и ее преобразованием через различные виды деятельности (познавательную, общественную, трудовую и т.д.), проявляется в ее профессионально и личностно значимых качествах [3, с. 20].
1. Bakhtin M.M. Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniya raznykh let [Questions of literature and aesthetics. Studies over the years]. Moscow, 1975.
2. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy [Works]. In 6 Volumes. V. 3. Moscow,1983.
3. Kapterov P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow,1982.
4. Grishanova N.A. Studentotsentrirovannost´ kak novaya kharakteristika obrazovatel´nogo protsessa [Studentotsentrirovannost as a new feature of the educational process]. Moscow, Study of the central problems in the quality of training. Moscow Institute of Steel and Alloys Publ., 2008.
5. Zimnyaya I.A., Lapteva M.D., Morozova N.A. Innovatsionnokompetentnostnaya obrazovatel´naya programma po uchebnoy distsipline: opyt proektirovaniya [Innovatsionno a competenceeducation program for academic discipline: design experience]. Moscow State Institute of Steel and Alloys Publ., 2008.
6. Rodzhers K. Stanovlenie lichnosti. Vzglyad na psikhoterapiyu [Formation of personality. Look at psychotherapy]. Moscow, EKSMO-Press Publ., 2004.
7. Bikbulatova V.P., Rabadanova R.S., Yulina G.N. O roli polikul´turnogo obrazovaniya v razvitii motivatsionnopoznavatel´noy sfere studentov [On the role of multicultural education in the development of cognitive-motivational sphere of students]. «NIR. Sotsial´no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii» [Research and Development. Social and human research and technology]. 2013, i. 4, pp. 12–16.
8. Bikbulatova V.P., Rabadanova R.S., Yulina G.N. Teoreticheskie i eksperimental´nye podkhody k issledovaniyu lichnosti i kollektiva [Theoretical and experimental approaches to the study of the individual and the collective]. Moscow, Kaluga, «Eydos» Publ., 2014.