, Russian Federation
The article reveals the specifics of natural science education of younger schoolchildren in the con-text of digitalization of education, the structure of the network lesson "The Surrounding World".
digitalization of education, network lesson, "The Surrounding World"
Цифровизация является одним из максимально развивающихся, востребованных направлений развития современного образования в свете НТР, увеличения потока информации, современных пандемийных реалий. Это обусловило соответствующую корректировку действующих нормативно-правовых документов в плане правомочности электронного обучения и применения в учебном процессе дистанционных образовательных технологий (ДОТ), в частности Федерального закона от 29.12.2021 №273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) (ст.15, 16); ФГОС НОО-2021 (раздел I п.19, II п.31.1, IV пп.42.1). Данные изменения поддерживаются учительским сообществом. Так, результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.ру» показали, что 84% российских педагогов убеждены в необходимости владения на современном этапе в совершенстве цифровыми технологиями, при этом 74% стали их активнее использовать с учетом коронавирусной изоляции; 53% намерены в том же темпе продолжать применять при off-line обучении (по С. Марданову). Они подтверждаются данными исследования Аналитического центра НАФИ (2019): индекс цифровой грамотности учителей - 87 процентных пунктов (п.п.) из 100 возможных (при отношении педагогов к технологическим инновациям как 76 п.п.) на фоне 52 п.п. россиян в целом, 73 п.п. детей 12-17 лет, - хотя эти теоретические показатели несколько далеки от реальности и имеют локальную специфику. Так, мониторинг цифровой трансформации образования показал, что после локдауна в Москве остался всего 1,0% педагогов, не имеющих опыта дистанционной работы, в сравнении с 2,8% учителей в регионах с целевым экспериментом по созданию цифровой образовательной среды и 4,9% в остальных территориальных единицах (НИУ ВШЭ, 2021).
Необходимость цифровизации современного образования обусловила разработку соответствующих сервисов для всех субъектов образовательного процесса. Согласно Паспорту стратегии «Цифровая трансформация образования» (Министерство просвещения РФ, ответственный - Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования; реализация проекта – 2021-2030 гг.), это «Библиотека цифрового образовательного контента» (ЦОР-банк) с инвариантным и вариативным верифицированным контентом с открытым доступом для всех педагогов и обучающихся; «Цифровой помощник ученика» («цифровой органайзер») - рекомендательная система для персонификации само-/ образования на основе цифрового профиля; «Цифровое портфолио ученика» - аналог платформы «Мои успехи» для независимой фиксации на государственном уровне образовательной траектории и достижений каждого ребенка с целью последующего образования; «Цифровой помощник учителя» как автоматизация при помощи искусственного интеллекта части работы педагогов (проверки домашних заданий, планирования рабочих программ, система online-КПК); «Цифровой помощник родителей» - канал взаимодействия школы и родителей (автоматизированная запись в образовательное учреждение, моментальная связь с педагогом, программы дополнительного образования по принципу «4 ОК», олимпиады и т.д.); «Система управления в образовательной организации» - электронный документооборот и управленческие решения на основе» интеллектуальных алгоритмов. Однако пока проведенные исследования (А.А. Егоров, У.С. Захарова, И.А. Карлов и др.) свидетельствуют о нереализованном потенциале цифровых инструментов для индивидуализации обучения, хотя ведется активный поиск максимально эффективных точек соприкосновения классической и цифровой дидактики, например, на основе таксономии Б. Блума при проектировании структуры и операционно-технологического (облачно-сетевого) аппарата современного урока (ПАДагогическое колесо А. Каррингтона). При этом, как показывают данные опроса учителей, к «отечественному», чаще всего используемому инструментарию проектирования занятий по курсу «Окружающий мир» можно отнести платформы LearningApps.org, Uchi.ru, Coreapp.Ai, Quizizz, Kahoot!, Nearpod, Get.plickers, Simpoll, Ru.padlet, Miro, Classkick, Learnis, Jamboard.Google и др., различные облачные сервисы для с документами (Google.Docs, Яндекс.Диск), цифровые технологии для коммуникации и организации а-/синхронной совместной работы (Trello, TrueConf, Yandex Tracker, соцсети, мессенджеры - native learning), однако их использование зачастую носит выборочно-интуитивный характер.
Цифровизация начального естественно-научного образования также реализуется в направлениях создания цифровой среды для всех субъектов образовательного процесса, для которой в настоящее время характерна универсификация (широкая адресность контента – единый материал и для педагогов, и для заинтересованных родителей, детей). Так, изначально в помощь учителям созданы: универсальная библиотека ЦОР, онлайн-платформа «Цифровой образовательный контент» (https://educont.ru/); РЭШ, МЭШ, целевые методические пространства (например, «Материалы для организации дистанционного обучения. Окружающий мир (1–4 кл.)» от московского Городского методического центра); универсальный е-«Конструктор учебных программ» в соответствии с ФГОС НОО III поколения , в том числе по курсу «Окружающий мир» (https://edsoo.ru/); помимо обязательных электронных учебников, цифровое сопровождение конкретных вариативных программ (авторская мастерская Е.В. Чудиновой); конструкторы цифровых занятий (https://coreapp.ai/, https://lessondesigner.ru/, https://www.blendspace.com/lessons, в том числе проблемного характера - https://classkick.com/; представляющие собой расширенную модификацию сервисов синхронного on-line тестирования - https://quizizz.com/, https://onlinetestpad.com/), курсов (https://stepik.org/catalog) и локальные тем (интерактивная / сетевая версии «Конструктор природных сообществ»); сервис «Лаборатория проектов», цифровые школьные лаборатории с глобальным выходом (Globallab), сетевой комплекс «Виртуальные школьные музеи» и др.
При этом цифровизация начального естественно-научного образования силами учителей в off-line режиме происходит в двух форматах: 1) комбинированном – эпизодическом с ситуативно-фрагментарным использованием на занятии тематического видео-, аудио- контента, презентаций, геолокационных игр («урок с мультимедийной поддержкой» / «урок – мини-технология») и постоянном дополняющем (иммерсивное обучение, в частности использование школьных учебников с дополненной реальностью - проекты Mines-Télécom, МГУ, Animarmedia), технологическом (модель «flipped classroom»); 2) заочном параллельном в виде адресации перед / после аудиторного занятия к дополнительному верифицированному тематическому контенту (УМК «Перспективная начальная школа»), записи видеоурока («цифрового / сетевого урока», «урока-сайта»). В этой ситуации алгоритм разных видов урока «Окружающий мир» деятельностно-практической направленности с элементами ЭОР / ЦОР приближен к общепринятому в свете действующего ФГОС НОО [1, с.266-269, 334-337]. Оптимальная же композиция сетевого занятия приближена к «дробной», которая с учетом временных затрат может быть конкретизирована до следующих укрупненных дидактических структурных единиц: 1) мотивационная разминка с введением в новую тему, самоопределением к деятельности, актуализацией имеющихся знаний по предыдущей / новой теме, мотивацией, созданием проблемной ситуации (5 мин); 2) открытое решение проблемы (постановка учебной задачи - 5 мин); 3) фокус-урок («открытие» детьми нового знания» / самопроверка по эталону - 3–5 мин); 4) интервенция / краудсорсинг в малой группе / «виртуальной комнате», включение в систему знаний и повторение (5–10 мин); 5) рефлексивная обратная связь, контроль и оценка результатов обучения (5 мин) [2, с.20, 120-121], - которые в зависимости от сложности темы могут носить блочный характер. С учетом изысканий Е.А. Асоновой, К.С. Киктевой, А.Н. Россинской, О.В. Сененко в области типологии совместной деятельности обучающихся, последняя может быть скорректирована как общий опыт и его обсуждение, переработка информации и презентация результатов, взаимное обучение и/или контроль, совместное творчество и краудсорсинг, разный опыт и точка сборки. В качестве эффективных форматов проведения сетевого занятия «Окружающий мир» Т.С. Лихачева, М.С. Смирнова заявляют урок-видеоконференцию, «-обсуждение какой-либо проблемы или видеофильма» [2, с.73-75].
Меж тем, по данным проведенного опроса, большинство преподавателей, работающих в образовательных учреждениях Москвы и Московской области (88%), за разумное сочетание on-line и off-line обучения естествознанию младших школьников – Blended learning model / Self-blended model of learning («самосмешивающаяся» модель), - особенно при организации внеурочной деятельности (сетевые проекты, виртуальные экскурсии, веб-квесты, лаборатории открытий, конкурсные мероприятия и т.д.). 2% респондентов не определились с ответом, остальные же высказали серьезные опасения, что перевод природоведения в цифру минимизирует натурософское начало курса: подмена реальных фенологических наблюдений, опытно-практических, экспериментальных работ «с натурой» виртуальными «аналогами» с последующей минимизацией / упразднением первых. При этом, как и в исследовании Mail.ru Group, Учи.ру, учителя отдавали должное цифровому уроку «Окружающий мир» (ЭОР-/ ЦОР-уроку), отмечая в качестве его неоспоримых преимуществ существенную экономию времени, повышение привлекательности занятий и вовлеченности детей, возможность вневременной нелимитированной адресации и виртуальной визуализации труднодоступных мест, интерактивность. Хотя одновременно, припоминая on-line уроки в период локдауна, ими фиксировалась сложность организации дистанционного занятия: контроль присутствия обучающихся (проблема его имитации) и усвоения ими учебного материала (особенно в части помощи со стороны родителей, организации работы с детьми-инофонами); максимум отвлекающих факторов при несформированности произвольного внимания учеников, несвободное владение последними техническими средствами (что предполагает обязательную техподдержку находящимся рядом взрослым), частое сбивание темпа занятия; коллаборация; отсутствие единой гарантированной устойчивой скорости интернета у всех участников; «провисание» обязательной практической части, четкого фиксирования обоими субъектами образовательного процесса понятийных опор; трудоемкость создания и размещения кейсов для совместной работы; жесткое соответствие сетевого урока требованиям СанПиНа (длительность для 1,2 кл. – не более 25 мин, 3-4 кл. – 30 мин при быстрой физической и психологической утомляемости предшкольников и младших школьников) и т.п.
С целью IT-поддержки педагогов организуются «виртуальные сообщества практиков» (ЯКласс, хорватский проект E-skole), разрабатываются соответствующие КПК (https://www.lektorium.tv/, https://stepik.org/), проводятся конкурсы методических ЦОР-разработок (Всероссийский «Цифровой урок», изд-во «Русское слово») и т.п.
В качестве цифрового помощника обучающимся и их родителям многими платформами с целью адаптивного естественно-научного образования разработан верифицированный предметный контент (игровые on-line занятия, иллюстративно-текстовый материал, репродуктивные экспресс-тесты), в том числе с открытым доступом (https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir), креном в самопроверку и надомное обучение (http://onlinetetradka.ru, http://tetradka.ru/, https://myskills.ru/).
Вместе с тем обеспечение качества начального естественно-научного образования школьников возможно лишь в случае правильной организации учебного процесса в on-line среде, продуманного сочетания и дозирования «цифры» на фоне доминирования работы младшего школьника «с натурой».
1. Kozina E.F. Metodika prepodavaniya estestvoznaniya: uchebnik dlya vuzov/ E.F. Kozi-na, E.N. Stepanyan. M.: Yurayt, 2021. 873 s.
2. Setevye uroki v nachal'noy shkole: metodicheskiy putevoditel' / Kollektiv avto-rov. M.: Nekommercheskoe partnerstvo «Avtorskiy Klub», 2022. 160 s.