, Russian Federation
The article discusses the techniques and methods used for the children’s functional literacy forming while participation in anadditional general developmental program. The features and significance of the development of such interdisciplinary skills as reading, mathematical and financial literacy are becoming the subject of special pedagogical attention in modern schools.
functional literacy, entrepreneurship, financial literacy, semantic reading, additional education
свидетельствуют многочисленные научные труды и современные исследования педагогов в нашей стране (Л.В. Байбородова, Т.Н. Гущина, Л.Г. Логинова, М.И. Рожков и др.).
Значительный потенциал в деле развития функциональной грамотности у школьников мы видим в интеграции предметного содержания и метапредметных компетенций при реализации дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Основы предпринимательской деятельности». Курс предполагает работу с учащимися 5-8 класса в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» (создание новых мест дополнительного образования) национального проекта «Образование». Освоение программы предусмотрено в два этапа: освоение обучающимися основ финансовой грамотности (первый этап – подготовительный) и освоение основ предпринимательской деятельности (второй этап – завершающий).
В соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей» «актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям» [4]. Таким образом, курс «Основы предпринимательской деятельности» мы видим, как универсальную возможность развития многих компетенций, входящих в состав функциональной грамотности. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, способный удовлетворить когнитивные, коммуникативные и иные потребности обучающихся.
Функциональная грамотность, как метапреметный результат, не может быть сформирована без развития читательской грамотности детей.
Разрабатываясь в рамках методики преподавания русского языка, стратегии работы с текстом, в том числе и нехудожественным сейчас могут применяться для любой учебной дисциплины. Отечественными учеными-педагогами были выработаны разнообразные технологии и стратегии чтения, которые возможно использовать для повышения уровня текстовой деятельности учащихся: технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек), методика развития информационной грамотности (О.Н. Мяэотс, О. Громова), стратегии чтения (Н.Н. Сметанникова, методика развивающего чтения (И.И. Тихомирова), технология формирования информационной культуры личности (Н.И. Збаровская, Н.И. Гендина), методика обучения младших школьников пониманию текста (О. Соболева, Г.Г. Граник).
Ориентиры, заложенные в тексте, останутся недоступными для понимания без применения учащимися приемов и методов чтения и последующего анализа полученных данных. План, последовательность действий при чтении, которые способствуют размышлению о читаемом и прочитанном и содержат в себе процедуры анализа информации. Это и является определенной стратегией чтения.
В работе с учениками 5-6 классов целесообразно использовать следующие приемы смыслового чтения. Например, прием «Алфавит за круглым столом» удобен и эффективен для актуализации понятийного аппарата по блокам тем [8, с. 55]. В ходе работы предлагается заполнить максимальное количество клеточек терминами, начинающимися на указанную букву и связанные с изученной темой. По завершении работы возможна самопроверка или взаимопроверка, с пояснением выделенных понятий.
Интересным приемом для работы с ребятами 7-8 классов является применение ментальных карт (интеллект-карт). Ментальные карты – это особый способ систематизации знаний при помощи схем. Составление ментальных карт одновременно вводит в работу оба полушария головного мозга, активизирует память и внимание. При использовании интеллект-карт следует придерживаться некоторых правил:
1. Максимальное удобство чтения (это делает мышление более осознанным).
2. Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и располагаться по центру.
3. При создании используется более 3 разных цветов. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Шрифт изменяется в зависимости от важности слов, чтобы получить определенную иерархию.
5. Для соединения картинок (мыслей) используются стрелки (ветви), которые должны быть изогнутыми, а не прямыми.
6. Интеллект – карты читаются по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.
7. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры.
Ментальные карты используются для представления в сжатой форме большого количества информации, для того чтобы хорошо разобраться в новой теме. Возрастные особенности учащихся оказывают влияние на скорость восприятия и понимание сложных экономических категорий, поэтому интеллект-карта является более простым способом передачи информации. Кроме того, данный прием возможен для генерации идей, для начального этапа создание бизнес-планов, работы над учебными проектами.
Для учащихся всех возрастов важно уметь определять назначение текста, приводить примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста. Поэтому на занятиях целесообразно использовать не только учебные, но и научно-популярные, художественные и публицистические тексты. Небольшие (до 1 страницы) тексты, содержащие финансовую или математическую информацию, следует не только объяснять, анализировать, но и интерпретировать в соответствии с поставленной задачей.
Финансовая грамотность является непосредственным модулем в курсе «основы предпринимательской деятельности», поэтому навык находить и использовать информацию о финансовых явлениях должен стать ведущим в практической деятельности учащихся. Для достижения образовательных результатов по данному направлению целесообразно использовать как системно-деятельностный, так проблемно-поисковый метод. Решение практико-ориентированных задач, поиск выхода из сложившихся затруднений – это основные приемы развития финансовой грамотности [5]. Начиная с 5 класса, учащимся предлагается набор типовых заданий, связанных с их повседневной жизнью. Например, изучая тему денег, учащиеся должны решить задачи на скорость накопления средств для желаемой покупки или продемонстрировать навыки анализа банкнот с целью изучения их подлинности. Моделируемые ситуации являются калькой с повседневной жизни учащегося основной школы, поэтому ребята могут не только найти выход из проблемной ситуации, но использовать данный шаблон поведения в дальнейшем.
Широко используется метод мини-проектов, например, «Карманные деньги», «Экономические проблемы моей семьи», «Потребительская корзина», «Портрет современного предпринимателя». С целью усвоения терминов и понятий темы создаются игровые ситуации, разгадывание кроссвордов, игры «Буква потерялась», «Найди пару».
Особым успехом у ребят пользуются деловые игры. Для каждой возрастной группы игры подбираются с учетом сложности понятийного аппарата и экономических категорий, так для учащихся 5-6 класса проводятся игры «Профессии разные нужны, профессии разные важны», «Семейный совет по составлению бюджета», для 7-8 классов - «Я создаю предприятие» и «Мой выбор».
Интересным приемом работы по формированию финансовой и читательской грамотности стало составление и анализ инфографики. Структурирование текстовой и иллюстративной информации способствует развитию ассоциативного мышления, ведь в ходе работы следует проанализировать материал по теме, выделить основную информацию и сопоставить ее с подобранным иллюстративным материалом, отражающим суть проблемы или темы. Подобные задания являются универсальными не только для уроков, но и для внеурочных занятий. Используя иллюстративную информацию наряду с текстовой, учащиеся развивают как абстрактное, так и ассоциативное мышление, что способствуют лучшему пониманию материала и использование его в дальнейшем
Развитие математической грамотности происходит параллельно обучению финансовой грамотности. Сложно представить современную жизнь без применения математических знаний. Говоря о финансах, семейном и личном бюджете, налогообложении, кредитовании, создании собственного предприятия невозможно обойти стороной математические навыки. Решение типовых и нестандартных задач предполагает понимание учеником необходимости математических знаний, оценку разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических умений. При этом возможно использовать технологию развития критического мышления через стадии вызова, осмысления содержания и рефлексии. Например, ученикам 5 класса необходимо рассчитать, как долго придется копить карманные деньги, чтобы угостить своих гостей лакомством. После знакомства с условиями задачи возможно построение кластера, выполнение математических действий, самоанализ. Использование технологии дает возможности проверить когнитивные способности ребят, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке [3, с. 26]. Анализируя графики, схемы, таблицы, интеллект-карты и инфографику, ученик способен установить математические отношения и зависимости между элементами, применять умственные операции, математические методы. Так при составлении бизнес-плана учащимся 8 класса предлагается проанализировать статистические данные половозрастной структуры населения и выделить наиболее вероятную целевую аудиторию. Здесь мы также можем использовать элементы технологии развития критического мышления и проблемно-поисковые методы.
Опыт педагогической практики показывает, что основной причиной быстрого овладения и результативного использования знаний в областях функциональной грамотности является личная заинтересованность ученика. Создание ситуации, которая не только вызовет любопытство, но и станет значимой для конкретного ребенка, вот основа эффективного использования методов. Успех в освоении предметных, личных и метапредметных результатов связан с обучением, на основе конкретных видов деятельности, когда у ребенка возникают и развиваются определенные психические способности, умения и действия.
Педагогическая целесообразность организации работы по формированию функциональной грамотности в курсе дополнительного образования состоит том, что главная цель изучения предпринимательства в современной школе – образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, саморазвитию, способности независимо мыслить и оценивать социально-экономические явления в обществе. Иными словами, оно будет способствовать формированию грамотного гражданина, который владеет знаниями экономической направленности, необходимой в современном мире.
1. Gavrikov I.A. Razvitie chitatel'skoy gramotnosti obuchayuschihsya na urovne nachal'nogo obschego obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. 2022. T. 7. № 2. S. 76-79.
2. Dopolnitel'noe obrazovanie detey v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe / S. G. Kosareckiy, M. E. Goshin, A. A. Belikov i dr. ; pod red. S. G. Kosareckogo, I. D. Frumina ; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. — 277, [3] s
3. Zair – Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke. -M: Prosveschenie, 2011. – 223 s.
4. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey/ Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 4 sentyabrya 2014 g. N 1726-r /URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html
5. Novozhilova N.V. Resursy i instrumenty formirovaniya finansovoy gramotnosti obuchayuschihsya obscheobrazovatel'nyh organizaciy/ N.V.Novozhilova, M.M. Shalashova // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2017. № 4. - S. 35-41
6. Pedagogika zdravogo smysla / pod red. A. A. Leont'eva. - M.: Balass, 2003. – 590 s.
7. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Refleksivno-cennostnyy podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu samorazvitiya shkol'nikov // Pedagogika. – 2020. – T.84.- №8.- S. 63-72.
8. Smetannikova N.N. Obuchenie strategiyam chteniya v 5-9 klassah: kak realizovat' FGOS.- M.: Ballas, 2011. –128 s.