BASIC THEORETICAL ASPECTS OF TEACHING LAW IN SECONDARY PROFESSIONAL OBJECTIVE INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Questions of studying the problems of teaching have never lost their relevance. Everyday innovations and changes in the field of education always turn the ways and means of teaching, complement new ones and eradicate old ones. Within the framework of this article, the main methods and techniques of teaching law in the context of education in secondary vocational educational institutions are considered. The main stages of education, functions of education, duties of teachers in teaching law are highlighted. Making a conclusion, we came to the conclusion that there is a need for a global study of methods of teaching law, taking into account the changes in modern education.

Keywords:
teaching methods, secondary vocational education, methodology, verbal methods, visual methods
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современном мире существуют разные сферы жизнедеятельности людей: экономическая, политическая, духовная, социальная. Каждая сфера формируется на основе другой. Если мы возьмём каждую из них и изучим по отдельности, то мы поймем, что на данном этапе развития общественного уклада, они (сферы) тесно связаны с образованием.

Образование непосредственно относится к духовной сфере. В данную сферу входят много направлений, такие как: религия; наука; традиции; обычаи; образование.

Образование является неотъемлемой частью человеческого бытия, особенно в современном обществе. Ведь именно благодаря образованию человек становится полноценной личностью. Каждая профессиональная направленность требует от людей определённых знаний, навыков, умений. Более того, образование необходимо не только в том случае, когда устраиваешься на государственную службу, но и тогда, когда запускаешь свой бизнес или открываешь ИП. К примеру, чтобы открыть частную школу, законодательство требует педагогическое образование. Но стоит отметить, чтобы начать свое дело в любой сфере, необходимо обладать правовыми знаниями, также для дальнейшей реализации деятельности.

Для начала дадим определение понятию «образование». Образование – целенаправленный процесс прохождения обучения и воспитания. Также образованием является уже завершенный этап получения профессии, наличие каких-то дипломированных знаний.

Образование в России имеет свои ступени развития, каждая из которых реализуется на основе государственных программ прохождения обучения. Распишем данные ступени:

1 степень – дошкольное образование;

2 ступень – начальное общее образование;

3 ступень – среднее общее образование;

4 ступень – полное (оконченное) среднее образование;

5 ступень – среднепрофессиональное образование;

6 ступень – высшее образование;

7 степень – послевузовское образование [1].

Каждый этап образования рассматривает свой определенный «багаж» знаний, который должен получить гражданин России. Но правовые знания получают только с 3 степени, т.е. в средних классах.

Стоит отметить, что рассматривается два типа воспитания: культурное воспитание, правовое воспитание. Под первым типом воспитания понимается воспитание подрастающего поколения в духе морали, этики, религии, традиции и т.д. Что касается правового воспитания, то тут речь идет о воспитании, которое строится на методических основах. Правовое воспитание позволяет обучающимся профессиональных образовательных организациях формировать свое мировоззрение, инвариантное от чьих-либо воздействий и пропаганды, развивает свое правосознание, индивидуальное мышление, становится независимым полноценным гражданином, способный решать свои проблемы и также проблемы окружающих. В современной России очень сложно воспитывать подростков, влияющих факторов на развитие мировоззрения очень много, в основном воспитание формируется через СМИ. Молодое поколение придерживается нигилистских взглядов, нет доверия властям и не верят в законность. В таких условиях очень сложно найти подход к подросткам. Педагоги сегодня стоят перед решением очень важных задач, которые должны способствовать достижению поставленных целей. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению методов и принципов воспитания, стоит дать определение понятию «преподавание».

Преподавание – это целенаправленный процесс, где педагог является активным участником в передачи и формировании знаний, учений и навыков у обучающихся. В процессе преподавания педагог способствует созданию у учеников мотиваций к обучению. Активность учителя должно привести к ответной реакции со стороны учеников. Таким образом, преподавание – это педагогическая взаимосвязь педагога и обучающегося, целью которой является получение качественных знаний, формирование умений и развитие навыков. В процессе преподавания педагог должен: создать для учеников проблемную ситуацию для дальнейшего решения задач и достижения поставленной цели, осуществлять анализ проделанной работы учениками. Для качественной реализации своей педагогической деятельности, любой преподаватель должен: владеть дисциплиной, по которой он ведет занятия с учениками; владеть методами обучения и воспитания, посредством которых реализуется образовательный процесс; обладать психологическими способностями овладения аудиторией; иметь ораторские способности. Также немаловажным является участие в педагогическом процессе слова «любовь». Многие ученные-педагоги и психологи утверждают, что, если педагог не расположен к детям и своей деятельности душой, с любовью, то его педагогические способности проявляются ни так качественно, как это бывает у педагогов, которые «уходят в работу душой».

Что из себя представляет вообще методика?

Методика – это уже сформированный алгоритм действий, признанный решать определённые задачи для достижения постеленной цели. Методика в образовании представляет из себя приемы и средства обучения, признанные решать образовательные проблемы по усвоению информации по дисциплине. Методику обучения праву можно считать исторически сложившуюся область знаний, которая появилась на стыке формирования определённых концепций правового обучения и воспитания подрастающего поколения. Предметом методики обучения праву являются, в первую очередь, методические приемы, далее средства обучения и формирование умений и навыков по праву. Таким образом, методика обучения праву является общенаучной дисциплиной по отбору юридического материала по прохождению модули права в рамках дисциплины обществознание в школах. Она способствует формированию правовой культуры у обучающихся, развивает правового гражданина. Если педагог выберет правильную методику преподавания права, это способствует подготовке грамотных личностей, которые смогут достигнуть высоких успехов в жизни. Основными задачами методики обучения праву являются: отбор из общего потока материла по праву основного и формирование социального курса преподавания; разработка методических пособий; отбор средств и приемов обучения праву. Стоить отметить, что методика – она динамичная наука, которая развивается и совершенствуется наравне с развитием общества и остальных наук. Это конечно и логично, так как именно методика формирует знания, умения и навыки по всем дисциплинам и способствует развитию человечества. Методика обучению праву, как и любая наука имеет свои функции: мировоззренческая; эвристическая; практическая; организационная; прогностическая [2].

Данная наука не ограничивается в приемах и средствах обучения, также она признана создавать свои методы преподавания, т.е. профессионал в этой области он должен совершенствовать методику и создавать свою методику преподавания праву. Разработанная методика по обучению праву должна отвечать всем требованиям современного образования и быть доступной в плане применения. В методике обучения существует 4 типа методов. Данные методы активно применяются в образовательном процессе по усвоению знаний, умений и навыков по праву. Далее рассмотрим каждый тип метода: словесные методы; наглядные методы; практические методы; проблемные методы. Словесные методы – методы изучения теоретического материла в устной и письменной форме. К таким методам обучения относятся: рассказ; беседа; лекция; диспут; объяснение.

Русские педагоги М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков и И.И. Бецкой считали, что обучение и воспитание должно быть свободным, без принуждения, поэтому считали, что беседа самый оптимальный метод для достижения поставленной цели. Суть данного метода заключается в том, что посредством вопросно-ответного приема пробудить интерес к учебному процессу и актуализировать знания. Беседы бывают следующих видов: вводные беседы; эвристические беседы; коррекционные беседы; контрольные беседы. Каждый из видов методов имеет свои функции, цели и пути достижения целей. Учитель, который применяет данный метод обучения, должен обладать высоким педагогическим мастерством, вовлекать в процесс каждого из участников урока, также правильно применять методы беседы. Вводная беседа проводится в качестве инструктажа, чтобы подготовить студентов к предстоящей работе. Эвристическая беседа представляют собой вопросно-ответный метод, где главной задачей является самостоятельное достижение учениками новых знаний. Коррекционные беседы признаны исправлять и дополнять уже имеющиеся знания у детей. Педагог должен направлять своих подопечных на самостоятельное решение образовательных проблем, а не давать готовые знания. Контрольные беседы помогут выявить степень изученности материала, проверить знания, умения и навыки. Также педагогу стоить приучить учеников к самоконтролю или взаимоконтролю, взаимооценке. Все вышеперечисленные виды бесед способствуют самосовершенствованию учеников. Но стоит помнить, что эффективность данного метода зависит в большей степени от педагога, а именно от его опыта и готовности проведения занятий с использованием беседы [3].

Диспут – один из словесных методов, который формирует у учеников социально-ценностное общение, способствующие развитию диалектического и критического мышления.

Чтобы еще больше придать живость учебному процессу, можно приманить наглядные средства. К таким средствам можно отнести как демонстративные, так иллюстративные средства обучения. К демонстративном можно отнести следующие: кинофильмы, диафильмы, презентации, приборы и т.д.

К наглядным средствам относятся: карты, схемы, таблицы, карты, портреты, картины и т.д. Визуальность стоит использовать в проведении любых типов занятий. Большую эффективность в решении педагогических задач помогают экранные технологии. Любые теоретические знания должны быть закреплены практической обоснованностью. В педагогике существует ряд практических методов, применимых в процессе воспитания и обучения.

Практические методы обучения – методы практической деятельности обучающихся в рамках закрепления теоретических знаний. Основной задачей данных методов является формирование у обучающихся практических умений и навыков, т.е. применение уже полученных знаний на практике. Существует ряд методов, применяемых в школах, в среднепрофессиональных и высших образовательных учреждениях. К ним относятся: упражнения, лабораторные работы, практические работы, игры. Упражнение представляет собой неоднократное выполнение умственных и практических действий для повышения качества знаний. Метод упражнений применяется в проведении занятий по всем дисциплинам и на любом этапе обучения. Для проведения упражнений с учениками, педагог должен иметь уже выработанный механизм проведения занятий по праву, заранее должны быть готовы задания. Чтобы дать задания, необходимо знать с каким контингентом обучающихся предстоит развернуть работу, а вторые, в свою очередь, должны обладать определённым багажом теоретических знаний, чтобы решить поставленную перед ними задачу. Упражнения имеют свою разновидность: устные упражнения, письменные, графические, трудовые. Лабораторные работы должны проводиться в определённых аудиториях, рассчитанных на такой тип занятий. Преподаватель должен сопровождать деятельность учеников с самого начала до получения общего правильного результата. В проведении такого рода работы должны быть задействованы технические средства. Лаборанты работы имеют иллюстративный характер, так основная цель направлена на то, чтобы материально показать и формировать знания. Более того, разворачивается исследовательская работа. Конечным итогом является получение новых знаний и подтверждение уже имеющихся.

Практический метод – это способ применения уже имеющихся знаний на практике. Он активизирует познавательные способности учеников, развивая у них интерес к учебному процессу, углубляются умения и навыки. Правильно подобранные практические задания сулят собой успех даже в контроле и исправлении уже имеющихся знаний.

Игры или же познавательные игры активно применяются для решения воспитательных и учебных задач на всех этапах образования. Посредством них можно создать реальную картину через постановочные роли. Активными участниками игрового процесса являются ученики, а преподаватель уходит в сторону в качестве наблюдателя. Развивается самостоятельность участников игры, позитивно влияет на настроение, что приводит к повышению интереса дисциплине, пополняется багаж знаний. В педагогике выделяются следующие виды игр: деловые игры, имитационные игры, ролевые игры, драматические игры, сюжетные игры, предметные игры. В образовании также используются следующая классификация игр: интеллектуальные игры, трудовые игры, социальные, психологические и т.д. [4].

В рамках изучения права основное место занимают интеллектуальные и психологические игры. Интеллектуальные игры развивают мышление, формируют мировоззрение, взгляды, вырабатывает память и т.д. Психологические игры они напрямую действуют на характер обучающегося. Такого характера игры оттесняют все комплексы, которые мешают формированию знаний, умений и навыков. Ученики после участия в ряде игр уже вырабатывают в себе уверенность, смелость в высказывании своих взглядов.

Методы проблемного обучения на сегодняшний день в образовании занимают передовые места. Уже лет 10 как активно применяют во всех образовательных учреждениях. Любой педагог должен понимать, что для достижения образовательных целей, для получения истинных знаний необходимо подвергнуть проблему к исследованию. Чтобы достигнуть результатов в решении проблемы исследовании, ученикам должны вкладываться всеми интеллектуальными силами. Смысл проблемного метода заключается в том, что преподаватель дает обучающимся учебный материал, но при этом создаёт проблему, которую необходимо решить для достижения новых знаний. Задача учеников заключается в нахождении истины через разные приемы и методы решения проблемы. Не всегда через существующие пути можно достигнуть каких-либо результатов, поэтому необходимо бывает искать новые пути и способы. Проблемная ситуация, которая задается преподавателем представляет из себя задачи, предстоящие решить ученикам. До начала работы педагог обязан создать все условия для дальнейшей деятельности участников. Учащиеся должны проявлять самостоятельность и активность в предстающей работе, в противном случе, проблема будет оставаться актуальной. Структура работы проблемного обучения: постановка проблемы, выбор путей решения проблемы,   выдвижение разных гипотез, обсуждение предложений, выделение истины, подведение итогов. В проведении исследовательских работ на уроках права в образовательных учреждениях существуют разновидности методов проблемного обучения. Для достижения поставленной цели преподавателем перед учениками необходимо выбрать подходящий метод. Методы проблемного обучения классифицируются на следующие виды: исследовательский, эвристический, монологический, диалогический, рассуждение. Основной задачей проблемного метода является развитие у подрастающего поколения знаний, умений и навыков на основе исследовательских работ, путем достижения новых знаний и способов их достижения. Отметим, что преподавание права в условиях современного образования базируется на ряде принципов [5].

Таким образом, основные понятия, методы и принципы преподавания права нами были рассмотрены в данном вопросе с теоретической точки зрения. Делая вывод, можно сказать одних теоретических знаний или теоретических изысканий в данном вопросе недостаточно. Существует необходимость в проведении практических работ и исследовании данной проблемы. С учетом современных тенденций в образовании, также существует острая нехватка в правильности применения уже существующих методов обучения с учетом новых технологий образования.

References

1. Mynbaeva A.K., Sadvakasova Z.M. Iskusstvo prepodavaniya. Koncepcii i innovacionnye metody obucheniya: uchebnoe posobie /— Almaty: Kazahskiy nacional'nyy universitet im. al'-Farabi, 2012. — 228 c.

2. Kodola N.V. Metodika obucheniya. Prakticheskie sovety: uchebnoe posobie /— Moskva: Aspekt Press, 2011. — 174 c.

3. Torgashev G.A. Metodika prepodavaniya yurisprudencii v vysshey shkole / — Elektron. tekstovye dannye. — M.: Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet pravosudiya, 2010. — 341 c.

4. Soboleva M.A. Sovremennye metody formirovaniya pravovoy kompetencii buduschih specialistov sfery zdravoohraneniya v processe professional'nogo obrazovaniya[Tekst] / // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy III Mezhdunar. nauch. konf., yanvar' 2013 g., g. Perm'. Perm', 2013. S. 127

5. Alekseev G.V. Sovremennye podhody k resheniyu nekotoryh problem nepreryvnogo obrazovaniya : monografiya /— Saratov : Vuzovskoe obrazovanie, 2015. — 195 c.

Login or Create
* Forgot password?