, Russian Federation
The article discusses the features of the communicative sphere of future primary school teachers, inclusive teachers, as well as ways to improve it in the conditions of higher education.
communicative competence, interactive orientation of personality, affiliation need, pedagogical interaction, style of interpersonal behavior
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г. в силу вступает новый федеральный государственный стандарт начального общего образования. В документе отмечается, что в основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей организаций, создающих возможности для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации [1]. Новый стандарт предполагает достижение обучающимися универсальных учебных коммуникативных действий, которые выражаются в умении учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с педагогическими работниками и со сверстниками, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером [1].
Таким образом, новый стандарт начального образования требует от учителя начальных классов еще более выраженных социально-психологических качеств, умений и навыков в своей работе. Учитель начальных классов должен быть подготовлен к педагогическому взаимодействию с участниками образовательной деятельности и располагать такими качествами, как коммуникативная компетентность, интерактивная направленность личности, аффилиативная потребность, целесообразный стиль межличностного поведения.
Коммуникативная компетентность не только обеспечивает успешное решение образовательных и воспитательных задач, но и возможность создавать личностное коммуникативное пространство, выбирать наиболее эффективную коммуникативную индивидуальную стратегию в отношении каждого субъекта общения [3, с. 315]. Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологиями, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности» педагога. Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает, наряду с компетентностью в общении, ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые предполагают наличие потребности в общении, положительное отношение к процессу общения и коммуникативные способности, т.е. быстроту, легкость и продуктивность установления коммуникативного контакта с другими людьми. Ведущими в структуре коммуникативных способностей являются способность овладевать инициативой в общении, способность проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, формулировать и реализовывать собственную индивидуальную стратегию общения.
По мнению ряда специалистов можно говорить о включенности коммуникативного потенциала личности в коммуникативную культуру личности, которая развивается и обогащается в течение жизни. Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру личности и её специфические проявления в педагогической деятельности. Коммуникативная культура личности - система качеств, черт, включающая культуру мышления, культуру речевого действия, культуру использования невербальных средств общения, культуру восприятия и понимания коммуникативных действий партнёра по общению, культуру проявления эмоций, настройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния [3, с. 316].
В современных условиях подготовки педагогических кадров, связанных с ограничениями живого контактного общения студентов с сокурсниками и преподавателями, в качестве показателей их коммуникативной подготовленности к работе в образовательной организации мы избрали диспозиционные характеристики личности. К ним относятся предрасположенность, склонность к определенной последовательности действий и поступков, в нашем случае в последующем педагогическом общении и взаимодействии. В исследовании приняло участие 24 студента третьего курса бакалавриата очной формы обучения, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Начальное образование» и «Специальная педагогика (инклюзивное образование)». Мы изучали аффилиативную потребность, интерактивную направленность личности и стиль межличностного поведения [11]. Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и стабилизации конструктивных отношений с другими людьми. Человек, обладающий этой потребностью, не только стремится к контактам с другими людьми и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях и совместной деятельности с другими людьми, в сплочении с ними видит один из главных смыслов собственной жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что доминирует над остальными.
Рис. 1. Уровень аффилиации студентов-бакалавров, будущих учителей начальных классов - инклюзивных педагогов, n=24
Рис. 2. Соотношение аффилиативных мотивов у студентов-бакалавров, будущих учителей начальных классов - инклюзивных педагогов, n=24
Анализ полученных данных показывает, что большинство опрошенных студентов имеют средний уровень аффилиативной потребности. Но при этом мы можем отметить, что мотив «боязнь быть отвергнутым» у 46,1% опрошенных студентов бакалавриата выше мотива «стремления к людям». Результаты позволяют заключить, что у обследованных бакалавров, обладающих таким сочетанием обоих мотивов, будет отмечаться стремление к избеганию контактов с людьми, переживание напряжения и затруднений во взаимодействии с участниками совместной деятельности и общения. Такая диспозиционная характеристика как аффилиативная потребность и ее недостаточный уровень у будущих учителей начальных классов – инклюзивных педагогов без направленной педагогической коррекции в условиях вузовской подготовки может негативно влиять на качество педагогического взаимодействия специалиста с субъектами педагогического процесса.
При изучении доминирующей направленности личности студентов была использована методика Н.Е. Щурковой, которая позволяет измерить и соотнести ориентацию на личные интересы, ориентацию на сотрудничество и маргинальную ориентацию личности студентов [2, с. 57]. Ориентация на личные интересы (эгоистические) выражается в преобладании в мотивационной сфере личности мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми человек преследует цель удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной коммуникации. Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами контактной группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Специалисты отмечают, что высокий уровень данного показателя соответствует успешной коммуникации. Интерактивная направленность личности означает предпочтительную активность относительно взаимодействия с другими людьми, осознание общей цели как личностно значимой, учет интересов и стремлений всех участников взаимодействия [4, с. 11]. И именно такая направленность личности может обеспечить будущим педагогам подготовленность к педагогическому взаимодействию, построению с участниками образовательного процесса взаимоотношений субъект-субъектного характера, выполнению своих действий с учётом действий партнёра, пониманию эмоциональных состояний участников совместной деятельности [6, с. 94]. Для инклюзивного педагога такая стратегия обеспечивает возможность добывать недостающую информацию об обучающемся в диалоге с его родителями, готовность предложить свою помощь и план общих действий в отношении ребенка, имеющего особенности развития, способность к конструктивному разрешению конфликтов. Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться личным обстоятельствам и импульсивности поведения. Специалисты отмечают у людей с такой направленностью проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, импульсивных действий.
Таблица 1
Направленность личности бакалавров, будущих учителей начальных классов - инклюзивных педагогов, n=24, %
Уровень |
Доминирующая направленность |
||
Ориентация на личные интересы |
Ориентация на сотрудничество |
Маргинальная ориентация |
|
Низкий уровень |
91,6 |
66,6 |
75 |
Средний уровень |
8,33 |
33,3 |
25 |
Высокий уровень |
0 |
0 |
0 |
Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что будущие учителя начальных классов - инклюзивные педагоги не обладают ярко выраженной направленностью личности, что говорит о недостаточной четкости, размытости личностных ориентиров, установок и доминирующих мотивов. У студентов обнаружен средний и низкий уровень направленности личности. По нашим данным у четверти опрошенных студентов – это маргинальная ориентация, у трети респондентов – ориентация на сотрудничество. Последний вид ориентации является профессионально значимым качеством и требует специальной педагогической работы в ходе профессиональной подготовки. Необходимыми условиями формирования направленности на педагогическое взаимодействие являются обеспечение осознания цели педагогической деятельности как формирования личности обучающегося, подготовка к субъект-субъектным взаимоотношениям в педагогической среде, профессиональная критичность в отношении приоритетного мотива личного достижения у специалиста педагогического профиля. Необходимо обеспечить профессиональное развитие личности не только в построении высших уровней ее структуры, но и в ослаблении существующих и неэффективных [5, c. 18].
Для изучения стиля межличностного поведения обучающихся была использована методика Т. Лири, которая позволяет установить преобладающий тип отношения к людям и выбор интерперсональной стратегии поведения в процессе общения и взаимодействия [10].
Рис. 3. Доминирующий стиль межличностного поведения бакалавров, будущих учителей начальных классов - инклюзивных педагогов, n=24
Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты – бакалавры характеризуются такой доминирующей стратегией межличностного взаимодействия как ответственно-великодушный стиль поведения (33,3% опрошенных). Такой стиль межличностного поведения характеризуется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности, мягкосердечностью, подчеркнутым альтруизмом, гибкостью в контактах, коммуникабельностью, доброжелательностью, проявлением милосердия. И данная диспозиция будущих инклюзивных педагогов может быть расценена как профессионально важная, обеспечивающая особое отношение к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, чуткость к их проблемам. Но две другие стратегии межличностного поведения, такие как подчиняемый и зависимый стиль межличностного взаимодействия, характеризуют респондентов как застенчивых, неуверенных в себе, тревожных и пассивных личностей, пессимистически оценивающих свои перспективы. Низкая мотивация достижения, инертность и конформизм могут препятствовать успешному решению профессиональных задач.
В результате диагностики диспозиционных качеств личности студентов – бакалавров мы установили их несоответствие требованиям педагогического взаимодействия. Особенно это актуально в условиях реализации принципов инклюзивного образования, таких как: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; разнообразие усиливает все стороны жизни человека; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников [8, с. 203].
Процесс совершенствования коммуникативной компетентности будущих педагогов связан с развитием личности будущего профессионала. Считаем, что в ходе профессиональной подготовки учителя начальных классов – инклюзивных педагогов каждый преподаватель должен стремиться к выработке у студентов системы навыков и умений общения, коррекции имеющейся системы межличностного общения, созданию личностных предпосылок для успешного общения. В любой форме учебной работы в высшей школе следует развивать коммуникативные и организаторские способности, лидерские качества, адекватно высокую самооценку и уверенность в своей компетенции, подкрепляемую качественной общепедагогической и методической подготовленностью [7, с. 135]. Приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного образовательного взаимодействия, особую ценность приобретает коммуникационная сфера субъектов образовательной среды образовательного учреждения в целом, организационно-стилевые условия их общения и взаимодействия. Социально-контактная часть среды высшего педагогического образования содержит культуру, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения представителей учреждения, профессиональных подразделений, объединений профессорско-преподавательского состава, с которыми контактирует студент, и именно человеческий ресурс в большей степени влияет на успешность формирования коммуникативной компетентности студентов. Именно ориентация на личность преподавателя вуза, его культуру коммуникативного поведения, а также изучение научно-педагогического опыта, научных трудов преподавателей позволяют будущему специалисту приобретать культуру мышления и речи, культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению, культуру проявления эмоций и регуляции своего состояния. И данное обстоятельство должно обсуждаться в профессиональном сообществе как действительно актуальное условие подготовки современных педагогических кадров. Данный подход может служить основанием для разработки программ учебных дисциплин, курсов, тематики семинаров, конференций, выпускных квалификационных, курсовых работ с целью популяризации научных идей профессорско-преподавательского корпуса высшего учебного заведения и повешения коммуникативной компетенции, коммуникативного потенциала и коммуникативной культуры будущих педагогических кадров в дальнейшем [9, с. 622].
1. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossiyskoy Federacii ot 31.05.2021 № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya"(Zaregistrirovan 05.07.2021 № 64100) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028
2. Valiullina E.V. Interaktivnaya napravlennost' lichnosti // Vestnik obschestvennyh i gumanitarnyh nauk.2020. T. 1, № 3. S. 57–60.
3. Kol'tinova V.V. Formirovanie assertivnosti pedagogov vo vzaimodeystvii s uchastnikami obrazovatel'nogo processa kak pokazatelya ih kommunikativnoy kompetentnosti / V. V. Kol'tinova // Sovremennye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivnye resheniya: Sbornik nauchnyh trudov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. V 2-h chastyah, Moskva, 25 yanvarya 2019 goda. – Moskva: 5 za znaniya, Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, 2019. – S. 315-318.
4. Kol'tinova V.V. Podgotovka studentov instituta fizicheskoy kul'tury k pedagogicheskomu vzaimodeystviyu: special'nost' 13.00.04 "Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, ozdorovitel'noy i adaptivnoy fizicheskoy kul'tury": avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Kol'tinova Vera Viktorovna. – Malahovka, 1993. – 24 s.
5. Kol'tinova V.V., Nikitina E.D. Masterstvo pedagogicheskogo vzaimodeystviya: uchebnoe posobie dlya IFK / V. V. Kol'tinova, E. D. Nikitina. – Malahovka: Moskovskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoy kul'tury, 1995. – 49 s.
6. Kol'tinova V.V. Podgotovka studentov instituta fizicheskoy kul'tury k pedagogicheskomu vzaimodeystviyu / V. V. Kol'tinova // Nauchnye trudy kafedry pedagogiki i psihologii: yubileynyy sbornik / Moskovskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoy kul'tury; pod red. E. D. Nikitinoy. – Malahovka: Moskovskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoy kul'tury, 2015. – S. 93-99.
7. Kol'tinova V.V. Social'no-pedagogicheskiy potencial uchitelya nachal'nyh klassov v deyatel'nosti po razvitiyu roditel'skoy kompetentnosti / V. V. Kol'tinova // Pedagogika nachal'nogo obrazovaniya: tradicii i innovacii: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii: elektronnoe izdanie, Moskva, 27–28 aprelya 2017 goda / Pod obschey redakciey E.N. Zemlyanskoy. – Moskva: Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, 2017. – S. 132-138.
8. Kol'tinova, V.V. Ispol'zovanie inklyuzivnogo potenciala sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovaniya / V. V. Kol'tinova // Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika: Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Orehovo-Zuevo, 15 iyunya 2018 goda / Otv. red. O.S. Mishina, O.S. Kuz'mina, T.V. Timohina, G.A. Romanova. – Orehovo-Zuevo: Gosudarstvennyy gumanitarno-tehnologicheskiy universitet, 2018. – S. 201-204.
9. Kol'tinova, V.V. Formirovanie professional'nogo samosoznaniya studentov pedagogicheskogo vuza sredstvami obrazovatel'noy sredy / V. V. Kol'tinova // Shamovskie pedagogicheskie chteniya : Sbornik statey XIV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. V 2-h chastyah, Moskva, 22–25 yanvarya 2022 goda. – Moskva: Nauchnaya shkola upravleniya obrazovatel'nymi sistemami, Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya, "5 za znaniya", 2022. – S. 616-622. – EDN NHOJNH.
10. Rabochaya kniga prakticheskogo psihologa. Posobie dlya specialistov, rabotayuschih s personalom / pod red. A. A. Bodaleva, A. A. Derkacha, L. G. Lapteva. — M., 2002, URL:https://dl.booksee.org/genesis/334000/d4ac0c135fc027a273a891df8a1c590a/_as/[Pod_red.._Bodaleva_A._A.,_Derkacha_A._A.,_Lapteva(BookSee.org).pdf (Data obrascheniya 10.03.2022)
11. Fetiskin N.P. Kozlov V.V., Manuylov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp M.: IIP, 2009, URL: http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf (Data obrascheniya 14.02.2022)