The article is dedicated to system and process approach by understanding the phenomenon of "competence" and "expert knowledge" of a person. We are trying to represent “competence” as human emergent properties, which are generated and implemented to resolve the problem situation through the actualization and interaction of a set of selectively involved competencies.
expert knowledge, competence, competence approach, adaptation, situation, system, system and process approach.
ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 37.001:001.4
«КОМПЕТЕНТНОСТЬ» - ЭМЕРДЖЕНТНОЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА КАК РЕАКЦИЯ НА ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ
"Competence" is a human emergent property as a response to problem situation
Бекиров Ш.Н., к.т.н.,
старший преподаватель
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет»
Россия, Симферополь
DOI: 10.12737/10604
Аннотация: Статья посвящена системно – процессному подходу к пониманию феномена «компетентность» и «компетенции» человека. Дается попытка представления компетентности как системного возникающего свойства человека, формируемого и реализуемого для разрешения проблемной ситуации за счет актуализации и взаимодействия некоторого множества избирательно вовлеченных компетенций.
Summary: The article is dedicated to system and process approach by understanding the phenomenon of "competence" and "expert knowledge" of a person. We are trying to represent “competence” as human emergent properties, which are generated and implemented to resolve the problem situation through the actualization and interaction of a set of selectively involved competencies.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, адаптация, ситуация, система, системно – процессный подход.
Keywords:expert knowledge, competence, competence approach, adaptation, situation, system, system and process approach.
1. Senge P. Pyataya distsiplina. Iskusstvo i praktika samoobuchayushcheysya organizatsii / P.Senge – M.: Olimp-Biznes, 2003. – 384s.
2. Nikitina Yu.A. Razvitie vysshikh form adaptatsii sotsial´nykh sistem v usloviyakh nestabil´noy vneshney sredy / Yu.A. Nikitina. Izvestiya TPU. – 2007, №7.- S.138 – 142.
3. Koneva E.V. Vospriyatie situatsii prakticheskoy deyatel´nosti kak etap myshleniya professionala// Psikhologiya sub´´ekta professional´noy deyatel´nosti: Sb. nauchnykh trudov / Pod red. V.A. Barabanshchikova, Karpova A.V. Vyp. II. Moskva, Yaroslavl´, 2002. ¬- S.128-139.
4. Koverzneva I.A. Psikhologiya aktivnosti i povedeniya: ucheb.-metod. kompleks / avt.-sost. I.A.Koverzneva.-Minsk: izdatel´stvo MIU, 2010.-316 s.
5. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya.. Narodnoe obrazovanie. – 2003. – № 2. – S. 58-64.
6. Shadrikov V.D. Bazovye kompetentsii pedagogicheskoy deyatel´nosti.. Sibirskiy uchitel´. – 2007. – N 6. – S. 5-15.