Moskva, Moscow, Russian Federation
The category of labor motivation is analyzed along with its features. It is also considered, how this category relates to such economic terms, as “incentives”, “motive”, “needs”, “interest”. The author’s interpretation of how to motivate personnel together with detailed stage by stage description of the process are given. Further, the arguments, proving that the labor motivation should be classified as the ongoing cyclic process of labor activities are presented. Considerable attention is given to theories of labor motivation, developed both by national and foreign economists, and how these theories can be applied in practice within this country’s realities. Conclusions made by the author can be useful in practical work of present-day companies’ managers.
labor motivation, motive, incentive, interest, needs, cycle.
В современных условиях произошли заметные сдвиги в структуре факторов, традиционно определяющих конкурентоспособность и позиции современных компаний в экономическом пространстве. В этих условиях одним из важнейших факторов является эффективное использование трудового потенциала организации, независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности. Для этого требуется комплексно подойти к рассмотрению проблемы мотивации персонала, особенно в тех сферах, где в значительной мере используется интеллектуальный и высококвалифицированный труд наемных работников. Это связано с тем, что работники могут активно способствовать росту эффективности деятельности фирмы, а могут относиться безразлично к результатам деятельности и противодействовать нововведениям, нарушающим привычный для них ритм работы.
В связи с этим мы предлагаем новые подходы к управлению персоналом в части усиления мотивации труда наемных работников для роста производительности труда и наиболее эффективного использования своего потенциала на основе теорий экономистов, психологов, социологов и авторского взгляда на проблему.
Сущность понятия «мотивация труда» однозначно определить достаточно сложно. По этому поводу существуют различные мнения. Проблемами мотивации занимаются психологи, экономисты, социологи. И у представителей разных отраслей знания свое мнение в этом плане в зависимости от того, на какой из многочисленных граней этого вопроса исследователь акцентирует свое внимание.
Сформулируем и проанализируем понятие «мотивация труда».
Труд — физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть употреблены на производство товаров и услуг [4].
С другой стороны, в экономической литературе под трудом понимают целенаправленную, легитимную, сознательную, востребованную [7] деятельность человека.
Мы придерживаемся второго определения, предполагая, что труд — это деятельность, из этого и будет вытекать наше видение понятия мотивации труда.
1. Volgin N.A. Usilenie sotsial´noy napravlennosti ekonomiki Rossii (Aktual´nye problemy, voprosy teorii i praktiki) [Strengthening the social orientation of the Russian economy (current problems and issues of theory and practice)]. Moscow, RAGS Publ., 1998, pp. 16, 17.
2. Kokin Yu.P. Sistema motivov i stimulov k vysokoeffektivnomu trudu v sovremennykh usloviyakh [The system of motives and incentives for highly effective work in modern conditions]. Motivatsiya i povedenie cheloveka v sfere truda. Sbornik nauchnykh trudov [Motivation and human behavior at work. Collection of scientific papers]. Moscow, NII truda Publ., 1990, pp. 3–5.
3. Mausov N.K., Kokorev I.A., Lamskova O.M. Motivatsiya i kar´era personala [Motivation and career personnel]. Moscow, 1998, p. 13.
4. Personal: clovar´-spravochnik [Staff: dictionary catalog]. Moscow, Izd-vo Ros. ekon. akad. Publ., 1994, p. 264.
5. Psikhologicheskiy slovar´ [Psychological Dictionary]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 1999, p. 370.
6. Slovar´ inostrannykh slov [Dictionary of Foreign Words]. Moscow, Rus. yaz. Publ., 1983, p. 474.
7. Rofe A.I., Zhukov A.L. Teoreticheskie osnovy ekonomiki i sotsiologii truda [Theoretical Foundations of economics and sociology of labor]. Moscow, MIK Publ., 1999, p. 46.
8. Uznadze D.N. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]. Moscow, Nauka Publ., 1966, p. 366.
9. Starling Grover. Managing the Public Sector. Ontario: The Dorsey Press, 1977. Pp. 333, 334.