from 01.01.2021 until now
Russian Federation
The article provides a comprehensive analysis and identifies the characteristics of the personality of the subjects of crimes in the field of illegal (illegal) drug trafficking (including psychotropic substances), which made it possible to carry out a modern typology of drug criminals according to various criteria. Analysis of the criminological portrait of a criminal is of great importance in the study of the mechanism of criminal behavior, as well as in the development of measures to prevent this type of crime.
personality of a criminal, criminogenic personality, legal and social status, criminal motivation, typologies of drug offenders
В борьбе с преступностью не последняя роль отводится изучению личности преступника, так как он выступает носителем субъективных причин и факторов совершения преступлений. В криминологии с понятием «личность преступника» связано понятие «криминогенная личность». Это более широкое понятие, поскольку помимо преступника оно относится к индивиду, которым было совершено антиобщественное деяние, не обладающее преступным характером, а также к индивиду, который отбыл уголовное наказание, но предрасположен к рецидиву [3, с. 55].
В иностранной социологической и криминологической практике для исследования личности наркопреступника используется пирамида, разработанная Вильямом С. Берроузом. В соответствии с данной пирамидой указанные лица классифицируются по признаку общественной опасности совершаемых деяний на несколько групп:
- начинающие потребители наркотиков;
- наркоманы;
- розничные сбытчики наркотиков;
- оптовые сбытчики наркотиков;
- организаторы наркобизнеса.
Личность наркопреступника – это система качеств, свойств и признаков, характеризующих в своей совокупности человека, совершающего преступления в области нелегального оборота наркотиков (включая психотропные вещества), а также разные стороны проявления его антисоциального поведения.
Киркина Н.В. предложила рассматривать комплекс качеств и свойств, характеризующих личность наркопреступника, в контексте таких ключевых групп:
- уголовно-правовые качества и свойства;
- нравственно-психологические качества и свойства;
- социально-демографические качества и свойства [1, с. 38].
По нашему мнению, такая классификация не охватывает всех качеств личности. К примеру, ею не учитывается социальная деятельность личности наркопреступника, не отражается его взаимодействие с окружающими. Все это не дает увидеть полную картину социальных и личностных качеств, посредством которых индивид интегрируется в систему общественных отношений.
Содержание признаков, которые в своей совокупности раскрывают сущность личности преступника, более точно отражено в структуре личности, включающей такие компоненты:
- правовой статус;
- социальный статус;
- психологические и нравственные установки;
- социальные функции [2, с. 234].
Социальный статус – это совокупность конкретных признаков, которые отражают место индивида в системе общественных отношений. К их числу относятся: социальное положение, уровень образования, семейное положение, возраст, половая принадлежность.
Проведя анализ данных статистики за период 2016-2020 гг., представленных Главным управлением, опишем социальную структуру осужденных:
- 17% из всех осужденных по ст. 228-234.1 УК РФ уже имели судимость раньше по аналогичным статьям;
- 90% преступников – мужчины;
- средний возраст преступников, осужденных по вышеуказанным статьям – 30 лет;
- 58% осужденных – безработные;
- 25% осужденных – лица, имеющие работу;
- 2,5% осужденных – лица с инвалидностью;
- 5,5% осужденных совершили преступление, находясь в местах лишения свободы [6].
Рассматриваемые преступления с использованием интернета совершают, в основном, лица в возрасте от 16-ти до 30-ти лет (около 80%). По поводу половозрастной структуры интернет-пользователей по результатам 2019 г. отметим следующее: мужчины – 51%; женщины – 49%. В этом же году был зафиксирован наиболее высокий уровень использования сети Интернет – около 70% населения страны [5].
Среди лиц, которыми были совершены преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков, женщин и мужчин примерно поровну (45% и 55% соответственно). Примерно две трети виновных – лица в возрасте от 16-ти до 30-ти лет (66,7%). Каждый третий виновный (35,8%) до совершения рассматриваемого преступления не имел постоянного места работы. При этом большая часть подсудимых (89%) – жители городов. Меньшую долю занимают жители сел (3%) и рабочих поселков (6%). Из числа осужденных у 55,7% не было постоянного места работы, а у 70% не имелось постоянного источника доходов. Большинство наркопреступлений было совершено в состоянии наркотического опьянения (около 35,4%). Из этого следует логичный вывод, что подобное состояние – путь к преступности. В этой связи, профилактика употребления наркотических препаратов способствует предупреждению совершения наркоманами уголовных преступлений. Примерно 40% подсудимых имели положительные характеристики по месту работы и проживания, а у 22% на иждивении находились несовершеннолетние дети. Из всех осужденных за совершение рассматриваемого преступления в брачных отношениях состояло 71%.
Правовой статус преступника – это совокупность признаков и качеств, которые характеризуют индивида в качестве правонарушителя. При анкетировании лиц, осужденных за совершение рассматриваемых преступлений, было выявлено следующее:
- к уголовной ответственности ранее привлекалось 60% опрошенных;
- из них за совершение наркотических преступлений – 67%;
- показатель рецидива для преступлений рассматриваемой группы – 20,83% [6].
Чаще всего к уголовно-правовой ответственности привлекаются курьеры и закладчики. Остальные участники преступной группы остаются не выявленными. Основные мотивы совершения наркопреступлений: самоутверждение; желание заработать на дозу; наркотическая зависимость; корыстные побуждения и пр.
Необходимо отметить, что на личность воздействуют негативные социально-психологические явления, которые непосредственно порождают и воспроизводят преступность в рассматриваемой сфере. К числу главных причин наркопреступности относится отрицательное влияние окружения.
Специфичность данных процессов применительно к наркопреступлениям имеет немало общего с групповой преступностью и выражается в следующем:
- в порождении социальной базы такой преступности (группы людей – бывшие военнослужащие, спортсмены, квалифицированные фармацевты, программисты и люди других профессий, оказавшиеся невостребованными в позитивных сферах, приобщаются к криминальному миру и уже существующим преступным группам);
- в порождении многочисленных временных пространственных образований (так называемых «серых зон») с деформированной нормативной системой и организацией социальной власти, в которых находится общество, живущее вне сферы современного права и государства. В таких «серых зонах» складываются условия, способствующие воспроизводству и развитию социально-негативного взаимодействия между членами общества, выливающегося в создание преступных объединений. В качестве «серых зон», в которых сосредотачиваются преступники, могут выступать не только отдельные места (стадионы, кладбища, парки), но и территориальные образования (к примеру, окраина крупного города) [7, с. 20].
Следует отметить, что в настоящее время многие наркопреступления совершаются через Интернет. Соответственно, к числу причин распространения данной группы преступлений следует относить общедоступность и повсеместное распространение интернета. Сегодня в сети существует множество сайтов, через которые сбытчики распространяют наркотики. Правоохранительные органы борются с этим явлением, но победить его окончательно пока не удалось, так как распространение информации в глобальной сети ничем не ограничивается. Соответственно, благодаря интернету стираются национальные границы преступности (в том числе связанной с нелегальным оборотом наркотиков). Поэтому одной из главных задач на современном этапе является разработка действенных и эффективных мер по противодействию распространения информации о наркотиках в сети Интернет. Ежегодно количество интернет-пользователей увеличивается. Наибольший рост наблюдается в среде подростков и молодежи. Возможности развития интернета и всеобщей компьютеризации позволяют создавать большое количество сайтов, на которых рекламируются наркотики и психотропные препараты, что способствует их распространению среди населения.
К числу основных причин преступности в сфере нелегального распространения наркотиков, помимо вышеперечисленных, относятся:
- отрицательное влияние окружения;
- отсутствие духовности и моральных устоев;
- недостаточное правовое регулирование в сети Интернет;
- широкое и неконтролируемое распространение информации о наркотиках через интернет.
Среди основных условий наркопреступлений выделяются следующие: алкоголизм, пьянство, наркомания, неконтролируемая миграция, пассивность оперативников, коррумпированность государственного аппарата, пробелы в законодательстве и пр.
Среди основных условий наркопреступлений в глобальной сети можно отнести общедоступность и анонимный характер информации, распространяемой в сети; виртуализацию; пассивность провайдеров и уполномоченных органов (Роскомнадзора, правоохранительных органов).
Все лица, совершающие рассматриваемые преступления, могут быть типологизированы (классифицированы). В основу такой классификации могут быть заложены разные критерии, касающиеся преступного поведения. Причем, данная связь может и не обладать закономерным характером.
В научной литературе в качестве базового классификационного критерия используется отношение человека к употреблению наркотиков. По этому критерию все преступники делятся на две группы – наркоманы и не наркоманы. Преступники-наркоманы характеризуются непостоянством в своей преступной деятельности. По сути, они могут рассматриваться как «универсальные преступники», т.е. лица, совершающие, помимо участия в нелегальном обороте наркотиков, различные корыстно-насильственные и общеуголовные преступления (разбои, грабежи, кражи и пр.).
Преступники первой группы классифицируются на несколько подгрупп:
- преступники, которые проявляют интерес к наркотикам на подсознательном уровне, но сами не употребляют их (подстрекатели и проводники наркокультуры);
- преступники, которые время от времени употребляют наркотики, но не имеют физической или психической наркозависимости;
- преступники, которые употребляют наркотики систематически, но еще не являются наркоманами в полном смысле слова;
- преступники, которые имеют стойкую наркотическую зависимость.
Соответственно, необходимо разграничивать криминологические портреты преступников, участвующих в криминальном наркобизнесе, и мелких хранителей наркотиков для личного употребления. Признаки криминологического портрета последних сходны с портретом наркомана.
В современной юридической доктрине используется классификация наркопреступников на 5 групп [4, с. 84]:
Первая группа – экспериментаторы (те, кто попробовали наркотики один раз и более к ним не возвращались).
Вторая группа – эпизодические потребители (те, кто потребляет наркотики время от времени, например, при попадании в сомнительную компанию).
Третья группа – систематические потребители (те, кто употребляет наркотики по определенной схеме, к примеру, раз в месяц, в случае достижений на работе, по случаю праздника и пр.).
Четвертая группа – постоянные потребители (те, кто употребляют наркотики постоянно в силу сформировавшейся привычки).
Пятая группа – лица, больные наркоманией (те, кто имеют физическую и психическую зависимость от наркотиков).
Еще один классификационный критерий – роль человека в незаконном обороте наркотиков. По данному критерию выделяются:
- руководители (организаторы) организованных группировок (так называемые наркобароны);
- производители (изготовители) наркотиков;
- сбытчики (розничные, мелкооптовые, крупнооптовые);
- «берущие» лица (занимаются сбором денег с наркоманов для покупки наркотиков);
- распространители «рекламы» (занимаются бесплатной раздачей наркотиков желающим, часто с применением обмана и разных форм психического насилия);
- кладовщик (сторож);
- содержатель притона;
- кассир;
- «прачка» («отмыватель» денег);
- «крыша» (представители органов правоохранительной системы, покровительствующие преступникам);
- наркокоррупционеры (лица, которые обеспечивают защиту участников преступного оборота наркотиков от уголовного преследования и создают особые условия рентабельности наркобизнеса).
По содержанию и характеру криминальной мотивации выделяются такие типологии наркопреступников:
- «Корыстный» тип. Эти лица сами не употребляют наркотики, а только получают прибыль от участия в преступных схемах по незаконному обороту наркотиков (наркодилеры).
- «Наркозависимый» тип. Такие лица зависимы от наркотиков или потребляют наркотики время от времени, храня дома соответствующие вещества для личного потребления.
- «Полимотивационный» тип. В эту группу входят лица, которые зависимы от наркотиков, приобретают и хранят их лично для себя, а также с целью сбыта другим наркоманам и извлечения из этого материальной выгоды (например, наркодилеры-наркоманы).
Исходя из устойчивости криминогенной мотивации выделяются такие группы [1, с. 82-86]:
1. Последовательно криминальная личность – преступник, характеризуемый устойчивой асоциальностью личности и антисоциальной направленностью поведения. Он руководствуется исключительно корыстными мотивами и негативно относится к основным социальным, общественным и нравственным ценностям. Люди такого типа склонны проявлять повышенную активность для адаптации конкретной жизненной ситуации, в которую они попали, а также к условиям наркобизнеса. Нередко таким лицам присущи лидерские способности.
2. Ситуативно-криминогенная личность – преступник, обладающий неоднозначными личностными характеристиками. В некоторых случаях, когда ситуация не способствует совершению преступления, такой преступник, скорее всего, откажется от нарушения закона.
3. Ситуативная личность. Психологические и нравственные качества таких преступников, в основном, положительные. Решающее влияние на человека оказывает ситуация совершения преступления. В основном, лицо с ситуативным типом личности, совершает преступления под влиянием третьих лиц.
Среди наркопреступников преобладают лица с последовательно-криминальным типом личности. Их криминогенные мотивы порождаются образом жизни и благоприятной для преступления ситуацией, которая нередко моделируется самим преступником.
В завершение подчеркнем, что меры по предупреждению формирования криминогенной мотивации на совершение преступлений в сфере распространения наркотиков должны обязательно учитывать типологию личности преступника исходя из устойчивости и направленности криминогенной мотивации. Профилактическое воздействие на наркопреступников с ситуативным типом личности в целях предупреждения формирования криминогенной мотивации должно производиться с опорой на всю совокупность положительных личностных качеств.
Анализ криминологического портрета преступника обладает важным значением в исследовании механизма преступного поведения, а также в разработке мер по предупреждению данного вида преступности. В этой связи, следует обратить внимание на то, что по половой принадлежности среди наркопреступников женщин и мужчин примерно поровну (45 и 55%). По возрастной структуре около 2/3 преступников – молодые люди в возрасте от 16-ти до 30-ти лет (66,7%).
Среди лиц, которыми были совершены преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков, женщин и мужчин примерно поровну (45 и 55% соответственно). Примерно две трети виновных – лица в возрасте от 16-ти до 30-ти лет (66,7%). Каждый третий виновный (35,8%) до совершения рассматриваемого преступления не имел постоянного места работы. При этом большая часть подсудимых (89%) – жители городов. Меньшую долю занимают жители сел (3%) и рабочих поселков (6%). Из числа осужденных у 55,7% не было постоянного места работы, а у 70% не имелось постоянного источника доходов.
Тренд роста числа преступлений, связанных с нелегальным оборотом наркотиков (в том числе психотропных веществ), подтверждает острую потребность в усовершенствовании специально-криминологических, обще-социальных и индивидуальных мер по предупреждению преступности в рассматриваемой области. По нашему мнению, необходимо усилить индивидуальные меры предупреждения и профилактики наркомании и нелегального оборота наркотиков.
1. Kirkina N.V. Osobennosti lichnosti zhenschiny-narkoprestupnicy i vozdeystviya na nee: dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk: 12.00.08.- Saratov, 2016.- 217 s.
2. Kriminologiya: uchebnik dlya bakalavriata, specialiteta i magistratury / Pod red. O.S.Kapinus. -2-e izd., pererab. i dop. – M.: Yurayt, 2019. – 1132 s.
3. Kriminologiya: uchebnoe posobie. – 2-e izd. Standart tret'ego pokoleniya / Pod red. V. N. Burlakova, N. M. Kropacheva – SPb.: Piter, 2002.-432 s.
4. Kuryndina A.N. Kriminologicheskaya klassifikaciya i tipologiya lichnosti lic, sovershayuschih prestupleniya, svyazannye s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. -2008. -№ 3 (6). – S. 82-88.
5. Otchet General'noy prokuratury RF o sostoyanii prestupnosti v Rossii za yanvar'-dekabr' 2019 g. //https://genproc.gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf.
6. Statisticheskie dannye Glavnogo upravleniya po kontrolyu za oborotom narkotikov Rossii za period s 2016 g. po 2020 g. // https://mvd.rf/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/gunk.
7. Schurova A.N. Nezakonnyy oborot narkoticheskih sredstv i ih analogov s ispol'zovaniem komp'yuternyh tehnologiy (seti Internet): ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe issledovanie: dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk: 12.00.08.- S.-Peterb. gos. un-t, 2017. – 257 s.