THE IMPORTANCE OF THE MUTUAL LEARNING SYSTEM IN THE HISTORY OF RUSSIAN EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Educational systems based solely on the information paradigm do not meet the requirements of modern society. The resolution of this contradiction in education lies in changing the educational paradigm: new pedagogical systems modeled on the basis of historical experience and rethinking the values of education become in demand. The article discusses the problem of the influence of social processes in the field of education on the formation of a value-oriented sphere of the younger generation using the example of the Lancaster system of mutual learning in Russia. The methodology of mutual learning through the prism of an axiological approach is substantiated. The features of the mutual learning methodology are revealed, which are considered by the author as a historical continuity in educational practice. The author characterizes the considered historical methodology of primary education, arguing the presence of its components such as the goals and objectives of training, content, tools and learning outcomes. The article emphasizes the importance of the mutual learning system for the development of the political and economic situation in the state.

Keywords:
the Lancaster system of mutual learning, domestic education, the values of education, a way of mutual instruction, a way of mutual education
Text

 

Определение значения системы взаимного обучения в истории отечественного образования целесообразно начать с общей характеристики сложившейся социально-экономической ситуации начала XIX века.

В это период времени в Российской Империи все более очевидными становятся экономические изменения. Зародившиеся буржуазные отношения в сфере народного хозяйства способствуют оживлению внутреннего и внешнего рынка. Промышленная фабрика со свободно нанятыми рабочими, постепенно вытесняет вотчинные и посессорные мануфактуры.

С развитием капиталистических отношений появляются крупные города включающие промышленные окраины. Растущие города, привлекают все больше рабочих, ремесленников, торговцев и увеличивают внутренний рынок. Соответственно между отдельными регионами государства наблюдается развитие товарообмена и рост торгового производства, требующий совершенствования средств сообщения, транспорта и водных путей. В сельское хозяйство так же проникают товарные отношения, что ведет к необходимости технического оснащения и внедрения агрономических новшеств.

Безусловно, подобная ситуация влечет за собой новые цели просвещения и задачи в системе образования. Все актуальнее становится потребность не только в образованных специалистах, но и в грамотных рабочих, способных обслуживать более сложные процессы промышленного и сельскохозяйственного производства. Появляющиеся средства транспорта, производственные машины и оборудование в промышленности и в сельском хозяйстве требуют от работников профессиональной подготовленности.

Возникает необходимость подготовки и педагогических кадров.

Следует констатировать тот факт, что дворяне и, особенно, помещики не были заинтересованы даже в начальном образовании своих крепостных, т.е. существующие в это период феодально-крепостнические отношения серьёзно тормозили развитие образования. [2, 11, 12, 14,]

В качестве иллюстрации непростой ситуации с образованностью населения приведем некоторые статистические сведения.

По данным 1797 года, грамотность городского населения составляла 9,2%, а сельского и того меньше - 2,7%. Кроме того, нельзя не учитывать, что на тот период времени именно крестьяне составляли большинство. Важно, что критерий грамотности был достаточно низок, для этой характеристики хватало всего лишь написать фамилию, а не поставить крестик. В первой четверти XIX в. в городах России проживало приблизительно 2,8 млн. человек. Население городов включало мещан, купцов, дворовых людей. Уровень образования жителей городов в этот период составлял порядка 30 %. Как правило это те, кто умели читать, 750 тыс. человек, а приблизительно 35-миллионную Российскую империю. Уровень грамотности среди крестьян составлял примерно 3 % или около 1 млн. человек. По исследованию Л.И.Агронова число грамотных городского населения в России 1812 г. почти равнялось количеству грамотных по всей России. [1].

Представители передовой, образованной общественности со всей ответственностью понимали, что народное образование является важнейшим условием в развитии России.

Система взаимного обучения, пропагандируемая английским педагогом, новатором общественного образования Джозефом Ланкастером, целью которой было массовое начальное образование, в XIX веке не оставила без внимания и российских общественных деятелей, и чиновников. Интерес данная система вызвала как дешевый способ устройства начальных училищ и быстрый метод овладения начальной грамотностью [4, 5, 6, 15, 17, 18, 20].

До наших дней наиболее подробное описание способа взаимного обучения в Ланкастерской школе дошло в сочинении доктора медицины Иосифа Гамеля. В 1813 г. его командировали в Англию для ознакомления с новым способом обучения. Спустя пять лет, в 1818 г. в Париже выходят издания отчета Гамеля на французском и немецком языках. Через два года, в 1820 г. в типографии Санкт-Петербургского Императорского Воспитательного дома было издано его сочинение с иллюстрациями: «Описание способа взаимного обучения по системам Белла[1], Ланкастера и других, в коем изложено начало и успех сего способа в Англии, во Франции и в других странах и подробно изложены правила и порядок употребления оного в училищах». Пожалуй, он единственный автор, тщательно изучивший и описавший в своей книге методику Ланкастера. Перевод с немецкого языка сделал титулярный советник Карл Кнаппе. Сочинение И.Гамеля в России с 1820 г. переиздавалось несколько раз и пользовалось большой популярностью у читателей. [5]

В книге выделяется три способа обучения, т.е., используя современную терминологию, три формы организации деятельности обучающихся: особенно-лично (индивидуальная работа); современно-совместно (фронтальная работа); взаимно (работа в малых группах). Особенность нового учебного способа - взаимного, состояла в том, что более успевающие ученики обучали других и, обучая, учились сами [5].

Характеризуя внутреннюю социально-политическую ситуацию в России упомянутого периода следует отметить, что последнее десятилетие (1815–1825 гг.) царствования Александра I ознаменовалось усилением в общественной жизни реакционных тенденций. На волне реформ и декларировавшейся царем приверженности идеям просвещения для передового Российского сообщества Ланкастерская система становилась ответом на усиление позиций консерватизма и реакционности в социальной жизни. [20, 21].

Значительным влиянием при определении образовательной политики в это время пользовался князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844 гг.), который был известен своими теософическими пристрастиями. В декабре 1812 г. он стал первым главой Русского Библейского общества, основавшего несколько начальных школ для бедняков по образцу школ Джозефа Ланкастера. Спустя четыре года, в 1816 г. А.Н.Голицын возглавил Министерство духовных дел и народного просвещения вплоть до 1824 г.. Руководя, по сути двойным министерством, отвечая не только за образование, но и «дела духовные» А.Н.Голицин способствовал процветанию клерикализации[2] школьного дела, что привело к снижению светского образования. [17, 18, 19]

Однако именно во время руководства министерством образования А.Н.Голициным в 1815 - 1817 гг. предпринимаются первые попытки организации обучения по ланкастерской системе профессиональным навыкам. Так, школы взаимного обучения создаются в оккупационном корпусе русской армии во Франции. Одним из инициаторов этого предприятия был будущий декабрист М.Ф.Орлов. Солдатские школы на основе взаимного обучения учредили в нескольких полках корпуса Российских войск.

Нельзя не отметить, что сам Александр I, по окончанию Заграничного похода в Париже ознакомился с ланкастерской системой и весьма удовлетворился, что благодаря такой методике довольно быстро обучается большое количество людей, и это при существующей проблеме массовой неграмотности в Российской армии.

Позднее, в 1817 -1819 гг. такие школы стихийно возникли в некоторых воинских частях и в имениях либерально настроенных помещиков.

В числе первых (1817 г.) открылась школа для крестьян в Гомельском имении графа Н.П.Румянцева, исполняющего волю императора. Государственный канцлер, граф Н.П.Румянцев для введения нового учебного метода в своих поместьях пригласил к себе из Англии молодого педагога Я.И.Герда (Heard), который изучал ланкастерскую систему в школах Лондона. Первая ланкастерская школа в графстве Румянцева была рассчитана на 50 человек, а ее учениками стали местные сироты, которые с успехом изучали в ней ремесла. Через год было построено новое здание школы для 200 учеников. Школа просуществовала 9 лет и была закрыта после смерти графа.

Этим воспользовались и некоторые другие знатные особы России.

Для овладения педагогическими навыками работы по системам Дж.Ланкастера и Э.Белла будущий министр просвещения С.С.Уваров в октябре 1816 г. по велению Императора направляет студентов Главного педагогического института Ф.И.Буссе, А.Г.Ободовского, К.Ф.Свенске, М.М.Тимаева в Англию, Францию и Швейцарию [4, 10, 19]. Каждый из откомандированных в последствии активно проявил себя в педагогической деятельности и зарекомендовал квалифицированным специалистом. Ф.И.Буссе, посетив в Лондоне центральное училище Дж.Ланкастера, получил специальный диплом в изучении метода взаимного обучения и свидетельство об изучении метода доктора Э.Белла.

Членами «Союза благоденствия» Ф.Н.Глинкой, Ф.П.Толстым, В.К.Кюхельбекером в августе 1818 г организовалось «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения», утвержденное уставом 14 января 1819 года. В этом же году Общество открыло Петербургское училище взаимного обучения, и участвовало в организации подобных училищ в других городах и для солдат гвардейского корпуса в Преображенском, Московском, Кавалерградском, Егорьевском полках. Предполагалось повышение образования народа за счет открытия таких училищ и распространения литературы. [10, 13, 19]

Наиболее известны школы декабристов М.Ф.Орлова в Киеве и В.Ф.Раевского в Кишиневе, где занимались солдаты и крестьяне из деревень.

Посредством Ланкастерской системы взгляды декабристов распространялись в солдатской среде. Декабристы, члены Северного и Южного обществ, а также Союза Благоденствия, использовали при обучении рукописные таблицы с текстами антикрепостнического содержания. Первыми словами в обучающих таблицах были слова «свобода», «воля», «мятеж». Информация о распространении крамольных идей среди солдат доходили до двора и вызывали тревогу относительно содержания образования, тем самым, вызывали недовольство властей. Прогрессивные взгляды того времени так или иначе переплетались с необходимостью просвещения и образования народа. [10, 19]

После восстания лейб-гвардии Семеновского полка Российской императорской гвардии в 1820 г. в Санкт-Петербурге против аракчеевского начальства полк переформировали, все таблицы изъяли, а общество закрыли. Последовало ограничение на применение метода взаимного обучения.

И, в 1820 г. в противовес «Вольному обществу…» создается правительственная система ланкастерских училищ. В Министерстве народного просвещения при Главном правлении училищ образован Комитет для устройства и наблюдения за училищами взаимного обучения во главе с М.Л.Магницким, Д.П.Руничем, И.И.Мартыновым [10, 19].

В приходских училищах (не менее 100 учащихся) и в школах военного ведомства (полковых и кантонистских), находившихся во ведении комитета, преподавание велось по официальным таблицам Департамента народного просвещения. Педагогов в 1819 – 1822 гг. готовил Учительский институт взаимного обучения при Петербургском университете.

По приглашению Александра I в 1821 г. в Россию приехала Сара Александровна Биллер, урожденная Килгам, англичанка по происхождению, ученица Дж.Ланкастера. Имея опыт руководства училищем взаимного обучения, она и открывает подобное заведение в Петербурге и возглавляет его до 1930 г. В училище было два отделения женское и мужское, с общим количеством детей 140 человек. На содержание училища из казны выделялось 3.200 рублей, а сама Сара получала 2.000 рублей в год.

И, все же, подозрение властей в антиправительственном направлении школ взаимного обучения, а также недостаток средств на их содержание стали причиной упадка ланкастерской системы в России. Просуществовав шесть лет, в ноябре 1825 г. «Вольное общество…» прекратило деятельность, а в 1831 г. был закрыт и министерский комитет [10, 19].

Подавление декабристского движения повлекло за собой изменения отношения к системе взаимного образования. Теперь она призналась негодной и развращающей, появилась «теория оф народности» Уварова (самодержавие, православие, народность), необходимо было воспитать молодого человека в рамках православной народности, уважающего и защищающего самодержавие. Но, ссыльные декабристы вопреки всему создавали колонии. Например, известная Ялуторовская колония И.Д.Якушкина, где он основал две школы по методу взаимного обучения для мальчиков и для девочек. [2, 9, 10, 19, 22]

Заметим, что система Ланкастера, называющаяся и системой воспитания, оценивала личностные качества учеников: прилежание, работоспособность и хорошую учебу, ответственность и дисциплинированность, умение учить и управлять другими. На хорошо успевающих учеников возлагалась ответственность, им доверял учитель учить. Быть старшим учеником было почетно и каждый к этому стремился. Здесь явно распознается ценность владения знаниями, умениями, и навыками, ценность ответственности за свою деятельность и за другого человека. Строгая регламентация и алгоритмизация, по сути, технологичность, в школах Ланкастера приучала к точному, скрупулезному выполнению заданий в любой деятельности, способствовала развитию обязательности, исполнительности, дисциплины. По отношению к учителю, «старшему», их помощникам и «первым» ученикам выявляется ценность субординации и подчиненности. «Старшие» ученики, их помощники, «первые» ученики характеризовались высоким уровнем знаний, качеством умений и навыков, добросовестностью, отличались умом, сообразительностью и способностями. В Российских ланкастерских школах между учениками, между учениками и учителями присутствовало взаимоуважение, так как роли обучающегося и обучаемого постоянно менялись.

Важно отметить, Российский вариант ланкастерской системы взаимного обучения и воспитания на основе значения образования способствовал формированию у обучающихся таких ценностей как человеческое достоинство, само- и взаимоуважение, взаимовыручка и товарищество, что порождало коллективистические настроения в умах угнетенного класса и вело к реакционным выступлениям.

Продолжая разговор о введении ланкастерской системы в России, следует вспомнить о других исторических фактах, не менее важных, чем упомянутые.

Нельзя не вспомнить имя Николая Ивановича Греча (1787–1867), русского журналиста, писателя и филолога, родившегося в Петербурге. Его отец был состоятельным образованным чиновником, дед - профессором кадетского корпуса. Н.И.Греч служил библиотекарем в Имперской публичной библиотеке, находившейся в ведении Министерства просвещения. Являлся с 1812 по 1839 гг. редактором журнала «Сын Отечества», он некоторое время был приближен к кругу декабристов. Однако после восстания 1925 г. стал монархистом консервативного толка. С 1827 г. Являлся одновременно корреспондент Петербургской Академии наук. [7, 8, 16, 19].

Из исторических документов известно, находясь в Париже в 1817 г., Н.И.Греч однажды пришел к Н.А.Старынкевичу, состоявшему на службе при графе М.С.Воронцове, и увидел его сидящим за какими-то огромными таблицами, на которых была написана русская азбука. Старынкевич объяснил Гречу, что это таблицы для обучения чтению по недавно изобретенному методу Ланкастера. Подобное пособие дает возможность обучить грамоте в самое короткое время сотни человек практически без учителя. Таблицы, находившиеся у Н.А.Старынкевича, предназначались для обучения солдат русского корпуса расквартированного в Любеже [7, 8].

Н.И.Греч, рассмотрев таблицы, увидел, что они составлены с грубыми ошибками свойств русской азбуки. К примеру, буква «ж» была поставлена в числе гласных. Обратив на это внимание Старынкевича, Греч изложил ему собственную систему русского алфавита, в которой выделены: отличительные свойства полугласных; деление гласных на твердые и мягкие; деление согласных на произносимые разными органами; их сходство, слияние и сочетание, изменение гласных и согласных от присоединения к другим [7, 16, 8].

Старынкевич предложил Гречу составить новые таблицы, и Николай Иванович, после посещения училища взаимного обучения Collėge de Beauvais (Rue St. Jean de Beauvais, Париж) вместе с секретарем графа М.С.Воронцова Н.И.Тургеневым, составил таблицы азбуки, слогов и слов для обучения чтению и письму по ланкастерскому методу. Нельзя не отметить, что Н.И.Тургенев, также являлся большим почитателем Ланкастерской системы и в 1818 г. называл ее «орудием просвещения и свободы людей, в особенности у нас, где и то, и другое так нужно» [15].

Возвратившись в Петербург, Н.И.Греч как-то разговорился с графом Е.К.Сиверсом, генералом, о методах обучения и упомянул о ланкастерской системе. Граф, в свою очередь, собирался пригласить французов для введения этого метода в кантонистских школах. Узнав, что Николай Иванович хорошо знаком с этой методикой, Сиверс предложил ему стать членом военной комиссии, которую он возглавлял и участвовать в составлении учебных пособий для рядовых артиллерии царской армии (канониров)[3] поселенных войск. Комиссия, созданная в 1818 г., приняла за основу ланкастерскую систему для первоначальных военных училищ и учреждала школы по правилам способа взаимного обучения. Н.И.Греч, будучи коллежским асессором, согласился и написал ряд пособий: Руководство к учреждению и действию училищ, составил обучающие таблицы и книги.

Однако в дальнейшем Н.И.Греч и Е.К.Сиверс разошлись во взглядах, что послужило поводом для увольнения Греча, хотя и в чине надворного советника.

В конце 1818 в начале 1819 гг. Н.И.Греча начальник главного штаба гвардейского корпуса Н.М.Сипягин поставил заведующим учебной частью в центральной школе для обучения солдат (нижних чинов этого корпуса) - училище. Школа располагалась в просторных залах построенных казарм Павловского полка, на Царицыном Лугу. Учеников набрали из всех полков гвардейского и гренадерского корпусов. Численность их составила 250 человек. Несколько грамотных унтер-офицеров стали учителями. Обучение солдат проходило весьма эффективно. В конце второго месяца солдаты, не знавшие до этого ни одной буквы, научились читать с таблиц и по книгам. Некоторые, за этот период времени, овладели письмом.

Солдаты учились с большой охотой и с удовольствием, усердно и старательно, приобщаясь к области познания. Представители контролирующих инстанций, благотворители и просто любопытствующие, посещающие училище, поражались организацией процесса обучения по ланкастерской системе и ее результативностью [7, 8].

К глубокому сожалению, Дворцовые интриги привели к понижению Н.М.Сипягина и назначению его на должность командира 6-й пехотной дивизии, располагавшейся в Ярославле. Но, и здесь, Н.М.Сипягин открывает школу взаимного обучения, в которой система Ланкастера применяется не только в преподавании общих дисциплин, но и в преподавании дисциплин специальных военных.

Дивизия Н.М.Сипягина в 1824 г. получила высокую оценку, т.к. «каждая третья шеренга всех полков была обучена и артиллерийской службе», т.е. на деле срабатывала взаимозаменяемость солдат. Впоследствии Н.М.Сипягин стал главным начальником военно-учебных заведений.

Училище, учебной частью которого заведовал Н.И.Греч, и после перевода Н.М.Сипягина продолжало свою работу. За полгода все солдаты выучились грамоте в меру своих способностей. А, в июле 1819 г. это училище посетил Император Александр I в сопровождении генералов и пришел в изумление от показателей экзамена солдат, в результате чего он приказал учредить подобные училища в каждом полку гвардейского корпуса [7, 8, 19].

Директором полковых школ назначили Н.И.Греча с жалованием в 5000 рублей. Николай Иванович подготовил уставы, составил руководства, разработал учебные таблицы, напечатал их и разослал по армии.

Таким образом, были открыты школы: в Преображенском, Московском, Егерском полках и готовились к открытию в других.

Следует отметить, что введение ланкастерской методики не ограничилось гвардейскими полковыми училищами.

Так, в начале 1820 г. императрица Мария Федоровна (мать Александра I) поручила Н.И.Гречу ввести этот способ в классах воспитанников и воспитанниц Петербургского и Гатчинского воспитательных домов. Затем были открыты училища солдатских дочерей полков и гвардий. Первое в Семеновском полку, второе в Большом Конюшенном.

Кроме учебно-организационной деятельности в училище, Н.И.Греч активно занимается общественной работой и в 1818 г. образовывает в Москве общество для учреждения училищ взаимного обучения, в которое вошли видные общественные деятели и деятели культуры того времени: граф Ф.П.Толстой, Ф.Н.Глинка, П.Я.Фон-Фока, В.И.Григорович, Н.И.Кусов.

На протяжении четырех лет существования, вплоть до 1822 г. силами вновь созданного общества открылись: частная школа на 360 человек в доме купца А.Шабишева, а в Петербурге три подобных училища.

В последствии Ф.П.Толстой, Ф.Н.Глинка, С.П.Трубецкой стали декабристами и сыграли заметную роль в становлении начальных учебных заведений. Школы взаимного обучения открывали ссыльные декабристы в разных городах провинции и посредством образования народа несли прогрессивные идеи, касающиеся сопротивления крепостничеству, осознания ценности свободы и человеческого достоинства [7, 8, 19].

К великому разочарованию, Министерство просвещения не восприняло положительный опыт Н.И.Греча, осмелившегося действовать на общее благо без его ведома. Потенциал применения ланкастерской системы в Российских народных школах, прибывающих тогда в удручающем состоянии, не был использован.

Нельзя не упомянуть и о том, что в это время в Европе прошла череда реакционно-политических волнений. Не осталась в стороне и Россия, взбунтовался Первый Гвардии императорский полк.

Приближенное ко Двору общество вполне справедливо подозревало, что революционная мысль таилась в полковых школах и корнем недовольств является образованность. Именно образование, пусть и начальное, включающее получение умений читать и считать, толкает простолюдина на размышление о справедливости. Однако при Дворе назрела необходимость найти виноватого и этим виноватым удобно было сделать Н.И.Греча. Все это привело к тому, что в полках постепенно перестали открываться новые школы, а в старых уменьшили продолжительность уроков в пользу службы.

Уже в начале 1821 г., закрыли училище, где Н.И.Греч к тому времени имел должность директора.

Но, установив позднее, что в полку, в котором произошел бунт, школа еще не открылась, Н.И.Греча публично реабилитировали. Училище же вновь открыто не было [7, 8].

Оставаясь на службе в Воспитательном доме и в училищах солдатских дочерей, в 1824 г. Н.И.Греч почувствовал, что больше не может принести пользы и вышел в отставку с хорошими аттестатами. Частная школа взаимного обучения, вскоре тоже прекратила свое существование.

Одной из наиболее значимых работ Н.И.Греча является «Руководство к взаимному обучению», в котором рассказывается об укладе солдатских школ – Российский вариант применения системы Ланкастера [6]. Метод взаимного обучения используется при обучении детей и взрослых чтению, письму, арифметике.

Изучение исторических документов позволяет констатировать об использовании в них различных категорий, таких как «Ланкастерская школа», «способ взаимного обучения», «метода Ланкастера», «метод взаимного обучения», «метод взаимного обучения и воспитания», «метод взаимного наставления», «ланкастерская система», и др. Конечно, подобное различие в терминах связано от части с переводом. Однако, истолковывание сути с педагогических позиций указывает на то, что речь идет именно об общей и частой МЕТОДИКЕ обучения, включающей элементы технологии.

Главные отличительные свойства этой методики: обучение посредством выбранных из учеников надзирателей и старших; наблюдение единообразия; воинский порядок и подчинение командам; использование преимущественно таблиц вместо книг; использование аспидных досок вместо бумаги, перьев и чернил. Преимущества методики способа заключались в том, что: дети обучаются предметам быстрее, нежели по обычной системе; материальные затраты составляют менее 1/5 доли от суммы, необходимой на обычную школу; ученики не утомляются от постоянного сидения на одном месте и находятся в бодром расположении духа; набивают в письме твердую руку, учатся правильному и красивому правописанию. Особо можно отметить, что привыкают к постоянной деятельности, внимательности и порядку. В этой методике нашлось место и дифференцированному подходу к обучающимся. Так, способные ученики не задерживаются в своем развитии из-за медлительности и лености менее способных и прилежных. [19].

Приведем конкретный пример того, как проходил в описываемой Н.Гречем школе один из видов деятельности, повторение изречений наизусть [7], где выражаясь современным педагогическим языком совершенно отчетливо просматриваются технологические элементы – последовательное выполнение действий.

К примеру, группы учеников из девяти человек выстраивались в полукружия вдоль стены учебного класса. В каждом назначен «старший». «Старший», произносил изречение из Священного писания, недоговорив последние слова. Ученик, стоящий с краю в полукружии, первым заканчивает изречение. Если он не смог вспомнить правильный текст, то слово предоставлялось, стоящему рядом с ним ученику. Затем старший требовал, чтобы следующий ученик нашел подлежащее в прочитанном изречении. Старший произносил: «Воин есть защитник…». Ученик договаривал: «Отечества». Далее старший спрашивал: «Кто есть защитник отечества?». Следующий ученик отвечал: «Воин».

Методика работы в школе строилась по общим правилам. Например, «старший» не поправлял ошибок учеников, а только показывал указкой на стоящего рядом, и говорили: «Следующий». Часто «старший» старался как можно быстрее переходили от одного ученика к другому. Этот прием использовался для формирования внимательности у учеников. Старшему предписывалось произносить слог, слово, изречение, только тогда, когда ошибались все ученики. Возобновляя чтение, «старший», сначала обращался к ученику, который ошибся в процессе предыдущего прочтения и потерял свое место в полукруге. Вовремя всего чтения «старший» не столько должен был учить, сколько стараться, чтобы ученики учили друг друга. Таким способом он и сам приобретал больше навыка в чтении. Не следовало менять таблицу до того, пока ученики не прочли ее правильно [7].

Как известно, способ преподавания, позволяющий одному учителю заниматься с большим числом обучающихся при помощи учеников-помощников, применялся еще до того как английские педагоги дали ему свое имя. Валле видел его в Индии, его одобрял Лассаль, Песталоцци не подозревая о попытках Белла употреблял его в Станце. Школы со взаимным обучением помимо Англии быстро распространились в Швейцарии, Испании, Италии, России и Америке. Такие школы существовали до тех пор, пока государства, под влиянием более прогрессивных идей не обратили свой пристальный взор на массовое образование народа и не заменили учеников-помощников квалифицированными учителями. Таким образом, взаимное обучение возникло от осознания необходимости введения достаточного количества начальных школ для массовой организации учебно-воспитательного процесса.

Выделяя основные элементы системы взаимного обучения или наставления (воспитания), такие как цели обучения и воспитания, принципы, содержание, инструментарий и результат, указывают на логичность в построении ее методики. И, выделяя такие черты, как: работа учеников в небольших группах, руководство групп лидерами из числа учащихся, повторение и изучение материала учениками друг за другом в группе, обучение учеников друг другом -  можно с уверенностью сказать, что она отразилась в методических принципах современной групповой формы организации деятельности обучающихся. [7, 8, 19]. Приведенные примеры из руководства по взаимному обучению Н.И.Греча, иллюстрируют их историческую преемственность и позволяет говорить об ее истоках для Российской общеобразовательной и профессиональной школы.

Кроме прочего, анализ историко-педагогического процесса сквозь призму ценностей позволяет выявить приоритетный ценностный ряд для исследуемой исторической действительности; позволяет определить условия (социальные, культурные, исторические) реализации этих ценностей в педагогической практике, сделать прогностические выводы в отношении современного образования.

Сопоставляя историю применения системы взаимного воспитания (обучения) Ланкастера в разных странах и в России, понимая ценности образования как цели, как условия и как основания полагаем, что в ней обнаруживаются следующие группы ценностей. [3, 14, 19]

Социально-политические ценности. К этой группе мы относим массовость обучения, стремление к общедоступности начального обучения; право на начальное обучение, исключающее национальные, религиозные, частично половые ограничения, а также материальную дискриминацию.

Нравственные ценности, такие как честь и достоинство личности образованной; образование не только во имя личности, но и во имя государства; уважение к интеллектуальному труду; человеколюбие, товарищество, взаимовыручка; поддержка; толерантность; сотрудничество.

Интеллектуальные ценности - ценности, на которые призван ориентироваться педагогический процесс. К ним относятся: возможность реализации потребности в познании и познавательный интерес; активность обучающихся в овладении знаниями; радость познания; познавательная перспектива; истиность знания; признание интеллектуальных достижений личности.

Ценности профессиональной педагогической деятельности, а именно, призвание к труду учителя, сознание личностной и социальной ответственности за педагогическую профессию, опытно-поисковая деятельность педагога – его новаторство. [19]

Аксиологический подход к анализу теории и практики системы взаимного обучения как системы социальной служит ценностно-смысловым ориентиром для определения наиболее перспективных в современных условиях моделей организации группового обучения в общем и профессиональном образовании.

Опыт Дж.Ланкастера мы находим сегодня очевидно ценным. Современные тенденции превратить все высшее, профессиональное, а то и общее образование в оплачиваемое, возмущают передовую общественность. Ведь еще во времена Ланкастера стало понято, насколько важно для развития государства учить и воспитывать его граждан в соответствии с уровнем развития науки и техники. В те времена это было начальное образование. А что же сегодня? Образованность, естественным образом углубляется и расширяется за счет новы открытий. Но разве сегодня ее ценность утрачивает свою актуальность для всех и становится уделом избранных?

Подводя итог, отметим, что значение системы взаимного обучения, популяризируемой ее создателями и сторонниками, в истории отечественного образования нам видится в ее исторической преемственности разработанной методики обучения и воспитания. Сегодня образовательные системы, основанные исключительно на информационной парадигме, не отвечают требованиям современного общества. Решение этой проблемы лежит в изменении образовательной парадигмы, где становятся востребованными новые педагогические системы, смоделированные на основе исторического опыта и переосмысления ценностей образования.

 

[1] Эндрю Белл (27.03.1753-27.011832) – священник английской церкви и педагог, предложивший систему взаимного обучения независимо от Дж.Ланкастера. (Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – С.23.)

[2] Клерикализм – идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилению влияния церкви в политической и общественной жизни. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. – С.276.)

[3] Канонир – в царской армии рядовой артиллерии. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. – С.263.)

 

References

1. Agronov L.I. Vospriyatie sobytiy Otechestvennoy voyny 1812 g. rossiyskim prostonarod'em [Elektronnyy resurs] [Perception of the events of the Patriotic War of 1812 by the Russian common people [Electronic resource]] / L.I. Agronov. – M.: Biblioteka internet-proekta «1812 god». – URL: http://www.museum.ru /1812/Library / Agronov1/index.html

2. Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii pervoy chetverti XIX v. [Anthology of pedagogical thought of Russia in the first quarter of the XIX century]- M., 1987. (in Russia)

3. Boguslavskiy M.V. Innovacionnyy potencial razrabotki teorii soderzhaniya obrazovaniya i obrazovatel'nyh tehnologiy (v otechestvennoy pedagogiki vtoroy poloviny HH veka) [Innovative potential of the development of the theory of the content of education and educational technologies (in the domestic pedagogy of the second half of the twentieth century)]. – Monografiya. - M.: ITIP RAO, 2008. - 130 p. (in Russia)

4. Busse F.I. Rukovodstvo k uchrezhdeniyu shkol po metode vzaimnogo obucheniya [Guide to the establishment of schools by the method of mutual learning]. - SPb., 1826. (in Russia)

5. Gamel' I. Opisanie sposoba vzaimnogo obucheniya po sistemam Bellya, Lankastera i drugih [Description of the method of mutual learning according to the systems of Bell, Lancaster and others] - Sankt-Peterburg, 1820. - 412 p. (in Russia)

6. Ge Fransua. Istoriya obrazovaniya i vospitaniya [ History of education and upbringing ] - M., 1912. - 660 p. (in Russia)

7. Grech N.I. Zapiski o moey zhizni [ Notes about my life ] . – SPB, 1886. - 504 p. (in Russia)

8. Grech N.I. Rukovodstvo k vzaimnomu obucheniyu [ Guide to mutual learning ] . – SPB, 1819. - 80 p. (in Russia)

9. Druzhinin N.M. Dekabrist I.D.Yakushkin i ego lankasterskaya shkola [ The Decembrist I.D.Yakushkin and his Lancaster school ] . - UZ: MGPI, 1941, t.2 v 1. (in Russia)

10. Zaharov K.P. «Metoda vzaimnogo obucheniya» v pedagogicheskoy deyatel'nosti dekabristov [ The method of mutual learning" in the pedagogical activity of the Decembrists ] // Izvestiya RGPU im. A.I.Gercena – 2008, №54 – PP. 365-372. (in Russia)

11. Istoriya Rossii XIX v. [ History of Russia of the XIX century ] V.A.Georgiev, I.D.Erofeev i dr., Izdatel'stvo "Prospekt" Publ., Moskva, 2006. (in Russia)

12. Istoriya Rossii: v 2 t. T. 2; s nachala XIX veka do nachala XX [ History of Russia: in 2 vols. 2; from the beginning of the XIX century to the beginning XX ] / A.N.Saharov, L.E.Morozova, M.A.Rahmatullin i dr. / M.: 2006, 800 p. (in Russia)

13. Kireevskiy I.V. Zapiska o napravlenii i metodah pervonachal'nogo obrazovaniya naroda v Rossii // Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii pervoy poloviny XIX v. [ Anthology of pedagogical thought of Russia in the first half of the XIX century ] - M., 1987. - PP. 209 – 217. (in Russia)

14. Krylova, N.B. Kul'turologiya obrazovaniya [ Culturology of education ] / N.B.Krylova – M.: Narodnoe obrazovanie Publ., 2000. – 272 p. (in Russia)

15. Paina S.B. Vol'noe obschestvo uchrezhdeniya uchilisch vzaimnogo obucheniya: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [ Free society of the establishment of mutual training schools: Abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences ] M., 1953. – 25 p. (in Russia)

16. Russkie metodisty - slovesniki v vospominaniyah [ Russian methodists - wordsmiths in memoirs ] - M.: Prosveschenie Publ., 1969. - P.174. (in Russia)

17. Sklyarenko I.S. Gruppovye formy deyatel'nosti obucheniya i vospitaniya v istorii pedagogiki [ Group forms of activity of education and upbringing in the history of pedagogy ] : Monografiya. Kn.1: - Ussuriysk, 2004. - 220 p. (in Russia)

18. Sklyarenko I.S. Gruppovye formy deyatel'nosti obucheniya i vospitaniya v istorii pedagogiki [ Group forms of teaching and upbringing activity in the history of pedagogy ] Monografiya. Kn.2: - Ussuriysk, 2004. - 204 p. (in Russia)

19. Sklyarenko I.S. Cennosti obrazovaniya v sisteme vzaimnogo obucheniya: k istorii voprosa. // Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manah Prostranstvo i vremya [ Electronic scientific publication Almanac Space and Time ] T.8. Vyp.1. 2015. – Stacionarnyy setevoy adres: 2227-9490e-ast8-1.2015.23 (in Russia)

20. Tomashevskaya N. Lankasterskaya sistema v Rossii / Russkaya shkola [ Russian Russian School ] - 1913. №3. (in Russia)

21. Cit po izdaniyu: Iz istorii russkoy kul'tury XIX veka [ Cit. according to the edition: From the history of Russian culture of the XIX century ] / Sost. B.F.Egorov. - M., 1996. (in Russia)

22. Yakushkin I.D. Zapiski [ Notes ] . – M., 1925. – PP. 58-59. (in Russia)

Reviews
1. The Significance of the System of Mutual Education in the History of National Education Authors: Erofeeva Mariya


Login or Create
* Forgot password?