REGIONAL INDUSTRIAL DEVELOPMENT FUND AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL INDUSTRIAL POLICY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In order to modernize the regional industry, regional Industrial development Funds (IDFs) were founded, which contribute to the organization of new production facilities and ensure import substitution in the regions of the Russian Federation. There are features of the implementation of regional industrial policy and mechanisms for supporting industrial infrastructure. The Industrial Development Fund offers various opportunities for financing and supporting industrial projects. In 2018, the State Council of the Russian Federation developed a report on the development of the industrial potential of the regions of the Russian Federation.

Keywords:
industrial development fund, regional industrial policy, industrial development, regional industrial development fund
Text
Publication text (PDF): Read Download

Для определения механизмов работы региональной промышленной политики в первую очередь необходимо определить, в чем заключается региональное развитие и как оно осуществляется. Региональное развитие находится под влиянием глобальных процессов, таких как ускоренный рост населения, потребление товаров и углубление диспропорций в распределении богатств и доступных природных и человеческих ресурсов. Экономическая поляризация представляет собой процесс, присутствующий на глобальном, национальном и региональном уровнях. К преимуществам разработки политики на региональном уровне по сравнению с выработкой политики из центра относятся возможность тесной координации между различными субъектами, эффективное использование ресурсов, знание региональных проблем и признание определенного регионального преимущества. Европейские тенденции отражают общее убеждение, что экономический рост, самоподдерживающееся восстановление, качество государственных услуг и демократическое участие граждан более эффективны, если властные институты в значительной степени не централизованы.

Региональное развитие представляет собой сложный процесс, предполагающий междисциплинарный подход, который необходимо адаптировать к конкретным условиям каждого отдельного региона. В этом отношении не существует предпринимательской региональной политики, которую можно было бы непосредственно применить к другим регионам. Итак, региональное развитие – это динамичный процесс, в котором мы не можем просто делать имитацию или копирование других успешных кейсов регионального развития.

Однако в некоторой степени можно использовать некоторые успешные стратегии регионального развития одного региона и применить их к другому региону, имеющему схожие географические, институциональные, организационные и культурные характеристики. Региональное развитие оказывает влияние на ряд факторов, при этом одни факторы оказывают непосредственное влияние, а другие – опосредованное. Ключевые факторы развития включают: природные, научные теоретические и практические ресурсы, человеческие ресурсы, уровень технологического развития, капитал, институциональная и законодательная база. Другими словами, характер взаимоотношений между государством и регионом, между региональными МСП (малыми и средними предприятиями) и другими компаниями, а также между университетами или исследовательскими центрами и региональными фирмами может быть основным фактором положительного экономического развития области.

 Многочисленные примеры из региона по всему миру подтверждают утверждение о том, что сотрудничество между частными и государственными учреждениями, университетами и местной промышленностью, между правительством и местными корпорациями и фирмами важно для процветания региона. Целями регионального развития являются улучшение развития находящихся под угрозой (сельскохозяйственных и промышленных) регионов, поощрение занятости (посредством переподготовки и борьбы со структурной безработицей), поощрение занятости молодежи и мн. др. Таким образом, региональные программы поддерживают развитие предпринимательской культуры, предпринимательства и местного экономического развития, поощряя различные инновации [1].

Определяющей составной частью всей внутренней политики Российской Федерации является направление развития промышленной политики с ее четкими целями по наращиванию перспективных отраслей для обеспечения конкурентоспособности страны, что, в свою очередь, невозможно достичь без реализации промышленной политики в регионах [2].

В настоящее время процесс проведения промышленной политики реализуется через определенный механизм, который представляет собой наличие и применение определенных правил, инструментов и способов по достижению определенных в текущей повестке целей. Сам по себе механизм реализации промышленной политики - совокупность различных мер государственного воздействия, как экономически, так и организационных, правовых и пр., направленных на определение условий поддержания и развития промышленности в целом. Главной целью применения этого механизма является переход от постановки целей по достижению конкретных результатов непосредственно к самому процессу реализации деятельности по их достижению, а также наращивание развития в перспективе. 

Так, среди применяющихся методов в реализации промышленной политики можно выделить:

- содействие экспорту;

- регулирование ценообразования;

- применение государственного заказа;

- привлечение в потенциально перспективные виды деятельности;

- координация и консультация.

Инструментами же промышленной политики, которые в процессе своей реализации принимают характер нормативного, административного или же организационного воздействия, выступают регулирования в сферах:

- интеллектуальной собственности;

- государственной собственности;

- бюджетной политики;

- налоговой политики;

- таможенной политики;

- денежно-кредитной политики;

- антимонопольной политики.

Государственная промышленная политика напрямую зависит от региональной промышленной политики, целью которой является создание в области или регионе всех необходимых условий для реализации промышленной деятельности. Субъектами региональной промышленной политики могут выступать органы местного самоуправления, а также региональные и федеральные властные органы.

Наиболее перспективной мерой по организации благоприятной бизнес-среды для развития промышленности на данный момент является применение механизмов государственно-частного партнерства, что позволит привлечь потенциальных инвесторов для реализации проектов различного уровня. Помимо этого, государственное участие заключается и в федеральной поддержке производства сложных промышленных товаров.

Другим инструментом поддержки региональной промышленности выступает создание особых экономических зон промышленно-производственного типа. Они необходимы, например, для наращивания объемов производства в секторе машиностроения, а также для увеличения доли экспорта товаров с высоким процентом добавленной стоимости.

Еще одним важным инструментом в промышленной политике является кластерная политика. Ее реализация в перспективе должна повысить конкурентоспособность региональной промышленности. Так, существует три модели региональной кластерной политики:

1) Интегрирование кластерного подхода в региональную стратегию социально-экономического развития.

2) Интегрирование кластерного подхода в отраслевые региональные стратегии и программы.

3) Реализация собственной кластерной политики в регионе.

Применение кластерной политики необходимо для повышения эффективности реализации стратегий социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности предприятий.

В последние десятилетия развитие отечественной промышленности выступает ответной реакцией на действия формальных институтов и правила, установленные в экономике государством, которые занимаются регулированием деятельности предприятий и непосредственно влияют на их поведение. Важно также отметить, что деятельность формальных институтов дополняет деятельность неформальных институтов.

Так, формальные институты проводят:

- антимонопольную политику;

- систематизацию и регламентацию системных разрешений;

- контроль использования трудовых ресурсов.

Минусом институционализации промышленной политики в России является отсутствие единой полноценной системы стратегического планирования промышленного развития. Развитие реального сектора экономики в документах абсолютно разных уровней, что только отдаляет их, в то время как, наоборот, должна проводиться деятельность по их корреляции. Из-за этого сложно определить какой-либо определенный набор направлений по реализации промышленной политики, невозможно концентрировать ресурсы на их реализацию. Более того управлением и регулированием производственных секторов занимаются разные министерства и ведомства, что образует дополнительные административные барьеры. Именно поэтому ключевым направлением по повышению эффективности реализации промышленной политики Российской Федерации должно быть создание целостной и комплексной институциональной системы, включающей эффективные институты поддержки развития промышленного сектора, действующие в рамках единого законодательного и нормативно-правового поля [3].

Основными инструментами регионального развития промышленности являются соглашения с субъектами РФ о реализации промышленной политики, в которые входят синхронизация законодательства, а также обязанность обеспечить синхронизацию федерального и регионального законодательства, понятийного аппарата, видов и типов индустриальных парков и технопарков, размещать информацию об объектах инфраструктуры на геоинформационной карте.

Остро стоит вопрос о необходимости обучения управленческих команды для развития промышленного сектора в регионах. Для этого реализуется программа обучения «Управление инструментами территориального развития промышленности», в которую входит обучение руководителей региональных министерств промышленности, муниципальных образований, корпораций развития, а также инициаторов проектов.

Также необходимо применение мер финансовой поддержки. Так, в соответствии с реализацией Указа Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» и Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г., в цели которой входит повышение конкурентоспособности экономик субъектов России путем обеспечения условий для развития производства в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов РФ, реальный рост инвестиций в основной капитал составил не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г., реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров составил не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.

Наиболее высоким инвестиционным спросом в экономике России пользуются следующие сферы промышленности: легкая, химическая, деревообрабатывающая и машиностроение. Из-за повышенного износа фондов обрабатывающей промышленности, например, есть возможность переориентировать дополнительные инвестиции туда из сектора добычи полезных ископаемых, так как технологическая модернизация экономики государства напрямую зависит от состояния и износа основополагающих фондов.

Ввиду активно проводимой санкционной политики по отношению к России в обновленной версии поддержки промышленных кластеров сместился фокус на поддержку локализации компонентной базы, что будет способствовать выполнению планов по импортозамещению. Однако, текущее положение негативно влияет на активность инвестирования в основной капитал промышленных компаний по всем регионам страны в целом, что затормаживает технологическую модернизацию государства [4].

Так, Фондом развития промышленности были разработаны программы, в рамках которых осуществляется финансирование совместно с региональными ФРП. Всего разработано 4 программы:

1. Проекты развития.

2. Комплектующие изделия.

3. Производительность труда.

4. Проекты лесной промышленности.

Обращая внимание на структуру затрат, по текущему портфелю ФРП заемщики тратят:

- 70% на оборудование (144,9 млрд руб.);

- 3% заработная плата (5,2 млрд руб.);

- 19% на комплектующие и материалы (39,5 млрд руб.);

- 8% на работы и услуги третьих лиц (17,1 млрд руб.)

Всего на 2021 г. было профинансировано 911 проектов на сумму в 204,8 млрд руб. Было задействовано 12 отраслей промышленности, в 61 регионе было открыто или увеличило выпуск производств 392 предприятия [5]. Дополнительной федеральной поддержкой развития промышленности в регионах выступило софинансирование региональных программ из сектора промышленности. Для поддержки Минпромторгом в 2016 г. с целью модернизации, обновления технической составляющей и обеспечения импортозамещения были субсидированы три региона. 

В современных реалиях необходим переход на самостоятельное определение направлений развития регионами и обеспечение всеобъемлющих кооперационных связей. Так, представляется необходимым разработать и внедрить Стандарт региональной промышленной политики в субъектах РФ [6].

В рамках последних событий в апреле 2022 г. Правительство утвердило правила докапитализации региональных фондов развития промышленности за счет федеральных средств, выделенных из резервного фонда Правительства. Это позволит обеспечить доступ предприятий к доступным кредитам. Согласно правилам, которые утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин, с помощью грантов региональных фондов развития предприятия смогут компенсировать до 90% затрат на уплату процентов по кредитам. Общий размер обязательств одной компании по кредитному договору не должен превышать 250 млн руб., а совокупный объем финансовой поддержки – 50 млн руб.

На эти цели Правительство выделило 4,3 млрд руб. Федеральное финансирование позволит обеспечить дополнительную поддержку промышленным предприятиям в 77 регионах страны [7, 8].

По мнению авторов, принятое решение поможет минимизировать воздействие негативных факторов на региональную промышленную политику, продолжить выпуск промышленной, в том числе импортозамещаемой продукции. А использование офсетных и оффтейковых контрактов, позволит не только насытить внутренний рынок региона, но и вывозить промышленную продукцию за его пределы, в том числе и на экспорт.

References

1. Dejan Šabić, Snezana Vujadinovic Regional development and regional policy [Elektronnyy resurs] // URL: (PDF) Regional development and regional policy (researchgate.net) (data obrascheniya 06.06.2022)

2. Filobokova M.Yu., Vdovichenko M.M. Regional'naya promyshlennaya politika i mehanizm ee upravleniya // Ekonomika v promyshlennosti. 2017. Tom 10. №1. S.75-81.

3. Starikov E.N., Ramenskaya L.A. Institucionnaya sostavlyayuschaya promyshlennoy politiki Rossiyskoy Federacii: osobennosti i problemy formirovaniya // Izv. Sarat. Un-ta. Nov. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2020. Tom 20. №4. S. 374-383

4. Schetinina E.D., Starikova M.S., Ignatov S.N. Analiz processov investirovaniya osnovnogo kapitala kak dvizhuschey sily razvitiya rossiyskoy promyshlennosti // Ekonomicheskiy vektor. 2021. №3 (26)

5. Volkova V.A. Fond razvitiya promyshlennosti. Vozmozhnosti finansirovaniya i podderzhki proektov // Departament promyshlennoy politiki. 2021.

6. Otchet Gosudarstvennogo Soveta Rossiyskoy Federacii ot 1 fevralya 2018 g. Rostov-na-Donu. O razvitii promyshlennogo potenciala regionov Rossiyskoy Federacii

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 18 aprelya 2022 g. № 686. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya i raspredeleniya v 2022 godu inyh mezhbyudzhetnyh transferov iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub'ektam RF. https://www.zakonrf.info/postanovlenie-pravitelstvo-rf-686-18042022/

8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 14 aprelya 2022 g. № 884-r. O vydelenii sredstv na dokapitalizaciyu regional'nyh fondov promyshlennosti

9. Afanas'ev A.A. Suschnost' i struktura mehanizma realizacii promyshlennoy politiki // Ekonomika otrasley i regionov. 2021. №11. S.101-106.

10. Goryacheva T.V. Osobennosti regional'noy promyshlennoy politiki // Vestnik RUDN, seriya Ekonomika. 2010. №2.

11. Cukanov D.G. Mehanizmy podderzhki regional'noy promyshlennoy politiki i promyshlennoy infrastruktury: perezagruzka // Minpromtorg Rossii. 2020.

Login or Create
* Forgot password?