, Russian Federation
, Russian Federation
The study of the problem of gender-based violence is the subject of the sociology of international relations. Of particular interest in recent years is the problem of gender-based violence against women in colonial societies that have gone through several stages of their development from plantation slavery to independence. One of these societies is the society of Suriname, which was formed in the conditions of plantation slavery and racism imposed by European colonizers. The distinctive features of the Dutch colony of Suriname were gender-based violence against women and the presence of a clear social gradation.
racism, the African community of Suriname, sociology of international relations, exploitation of women, colonialism, inequality, Suriname
Суринамское общество и проблема гендерного насилия в нем интересны тем, что в стране сложилось сразу пять крупных этнических групп: афросуринамцы (потомки негров рабов), лесные негры (потомки бежавших с плантаций маронов), индосуринамцы, яванские суринамцы (потомки контрактных рабочих) и индейцы (см. табл. 1). Для каждой из этих групп характерны определенные особенности гендерных отношений. В современных условиях афросуринамская община претерпела наибольшие изменения, выступая на протяжении всего прошлого века как неотъемлемая часть городской среды.
Таблица 1
Основные этнорасовые группы Суринама (%) [19, p. 1492]
|
1971 |
2007 |
индосуринамцы |
37, 65 |
27, 4 |
креолы |
31, 35 |
15, 7 |
яванцы |
15, 2 |
13, 7 |
мароны |
9, 44 |
21, 7 |
другие |
6, 36 |
21, 5 |
Рассматривая исторические аспекты формирования гендерной культуры афросуринамцев, следует обратить внимание на то, что хотя отмена рабства в голландских колониях произошла только в 1863 г., свободные небелые меньшинства имели место еще в XVIII в. Разумеется, в течение XVIII – XIX вв. источники о взаимоотношениях как внутри афросуринамского этноса, так и с европейскими переселенцами были оставлены исключительно господствующими колонизаторами. Это не могло, конечно, не наложить отпечаток на характер изображаемой действительности; впрочем, аналогична ситуация и применимо к античной эпохе и описаниям восстаний Спартака, Новосирийского царства и других бунтов рабов римскими и греческими авторами. Как отмечает голландский путешественник М.Д. Тинстра, в Суринаме «все белые, какими бы тщедушными и подлыми они ни были, даже подлый солдат, без всяких заслуг, смотрят на цветных и черных с невыносимым презрением» [21, p. 45].
В то же время в отличие от Я. Харцинка, описывавшего суринамскую колонию с документальной точностью, но исключительно с экономической точки зрения без какого-либо интереса к повседневной жизни рабов, автобиография Д.Г. Стедмана содержит примеры многочисленных жестокостей по отношению к невольникам с определенными сочувственными нотками [16, 7], как полагает Н. Пост, в произведениях XVIII в. можно отметить несколько главных идей: во-первых, отсутствие солидарности между свободными креолами и рабами, во-вторых, попытки со стороны свободных небелых идентифицировать себя со свободными европейцами. Во многом именно на эти, признанные уже в XIX в. классическими, работы опирались последующие исследователи, тот же Я. Волберс [22]. Из любопытных и при этом натуралистических источников гендерных отношений в колониальном Суринаме можно указать на воспоминания выходца из купеческого слоя П. Гроена, изданные в адаптированном переводе Я. Хогевегом под названием «Дон Жуан на Западе» [8] (о том, какой характер имели приключения П. Гроена наглядно свидетельствуют следующие строчки его дневника: «Мне потребуется некоторое время, чтобы записать имена всех этих женщин. Мне понадобится книга большого формата со многими страницами» [17]).
В середине XX в. появились на свет две работы, которые сразу привлекли внимание специалистов: в них, пусть и в самом кратком виде, но тем не менее делалась попытка проникнуть в повседневный мир гендерных отношений плантационной эпохи Суринама. Однако, если Р. Ван Лиер в общем-то показывал покорность рабынь, идущих к своему господину [13], то суринамский националист и антифашист А. де Ком усматривал дополнительный гнет хозяев над женщинами-рабынями [11]. В конце XX в. на волне интереса к гендерной истории появляется ряд ценных работ, посвященных сексуальной культуре афросуринамцев: В. Хугбергена и М. де Тей [9, p.126-151], М. Лендерс и др.[12] (в рецензии П. Эммера указывается, что именно история гендерных отношений в Суринаме является слабым местом работы М. Лендерс, посвященной миссии моравских братьев в этой стране [5]). Впрочем, вплоть до последнего времени изучение рабовладельческого прошлого в Нидерландах было достаточно ограниченным, особенно по сравнению с североамериканской историографией.
В колониальную эпоху свободное население Суринама всегда было крайне незначительным по сравнению с невольниками: это были, прежде всего, мужчины, отправлявшиеся в поисках наживы за океан. Единственным исключением здесь являются еврейские поселенцы, массово переселявшиеся в Суринам после возвращения Бразилии к португальцам. Дошедшие до нас имена женщин – выходцев из Европы – можно пересчитать по пальцам одной руки. Это печально известная своими садистскими выходками плантаторша Сюзанна де Плесси и немка Мария Сибилла Мериан, которая в 1699 – 1701 гг. занималась зарисовкой растений и насекомых [1].
Обращаясь к многочисленным креольским женщинам, следует обратить внимание на следующий фактор: если в течение XVIII в. плантаторам было проще завести рабов для пополнения работников (М.Д. Тинстра пишет, что невольниц заставляли провоцировать аборт, чтобы как можно быстрее использовать их на полевых работах [21, p.87]), то в XIX в. в условиях резкого сокращения трансатлантической торговли рабами на первый план уже выходит естественное воспроизводство рабов. Крайне сложным сегодня является воссоздание панорамы семейных отношений в невольничьей среде, где в условиях запрета официального брака имели место, по всей вероятности, как полигамия, так и моногомия. Наиболее распространенными были, как правило, гостевые отношения, когда мужчина приходил на ночь к женщине, зачастую за пределы своей плантации. В Парамарибо отдельные рабыни занимались проституцией, еженедельно выплачивая определенную сумму хозяевам, которые стыдливо не обращали внимание на то, каким образом были заработаны эти деньги [10, p. 89].
Хотя формально отношения между белыми и небелыми были запрещены до 1784 г., и до отмены данного «табу» и, тем более, после межрасовые связи приводили к появлению слоя мулатов. Мулаты занимали более высокое положение в социальной иерархии колонии по сравнению с неграми, что вытекало из правила, «чем светлее кожа, тем выше статус» (см. табл. 2). По данным на 1830 г., 7/8 свободных небелых в Суринаме были мулатами и только 1/8 неграми [3, pp.40-63] (см. также табл. 2).
Таблица 2
Население Парамарибо (1830) [14, p.18]
белые |
свободные цветные |
свободные мулаты |
рабы |
всего |
2 046 |
3 612 |
920 |
8 580 |
15 265 |
Большое значение для статуса неевропейского населения в Суринаме имели одежда и обувь. Так, длительное время невольникам запрещалось носить обувь; когда на одной из плантаций рабам разрешили носить обувь, это вызвало взрыв возмущения на соседних плантациях. Собственно, почти голые рабы были привычной повседневностью карибских колоний. Свидетельства европейских очевидцев чаще восторженны, нежели имеют отвращение: «гребцы, здоровые, молодые и энергичные, выглядели очень хорошо, и то, что они были обнажены, давало нам полную возможность наблюдать за их кожей, блестящей и почти такой же черной, как черное дерево…» [16, p.17]
Как отмечает А. ван Стиприан, в течение XIX в. невольницы использовали все больше одежды для прикрытия своего тела, что укладывалось в официальную «цивилизаторскую миссию» властей [18, pp.307-327]: после отмены рабства, согласно новым нормам, следовало прикрывать тело от плеча до колена. Постепенно сформировался традиционный женский костюм кото (котомиси), распространенный в афросуринамской среде. Общепринято считать, что пышные платья придумали хозяйки, чтобы уберечь от соблазна своих мужей. Однако тот же А. ван Стиприан видит в кото скорее синтез африканских мотивов и европейских нарядов, некое творчество самих низов [18, p.315].
Таблица 3
Колониальная расовая классификация [4]
Негр |
100% генов негроидной расы |
Мулат |
50% «белой» и 50% «чёрной» крови |
Квартерон |
75% «белой» и 25% «чёрной» крови (потомок мулата и белого) |
Окторон |
87,5% «белой» и 12,5% «чёрной» крови (потомок квартерона и белого) |
Седецимион |
93,75% «белой» и 6,25% «чёрной» крови (потомок окторона и белого) |
Тригинтадуон |
96,875% «белой» и 3,125% «чёрной» крови (потомок седецимиона и белого) |
А. Стиприан пишет, что ««невозможно определить, сколько было насилия, психологического или физического, но очевидны совершенно неравные отношения между свободным мужчиной и порабощенной женщиной, сама идея свободного выбора для заинтересованных женщин является иллюзией» [18, p.316]. Думается, что не все здесь столь очевидно: женщины, как и во все времена, использовали различные хитрости, чтобы облегчить свою долю и, кроме того, еще раз напомним, что мулаты в колониальном Суринаме имели более высокий социальный статус. Б. Радемакер в своей магистерской диссертации полагает, что для невольниц «сексуальные отношения с белым мужчиной могли бы способствовать продвижению по социальной лестнице суринамского рабовладельческого общества» [15, p. 94]. Сходными являются размышления Н. Пост, которая рассматривает подобные отношения со стороны женщины в качестве «стратегии социального продвижения» [14, p. 47].
Подведем некоторые итоги. В условиях плантационной экономики Суринама можно выделить два основных этапа в гендерных отношениях и сексуальности: первый этап (XVIII в.) отличается практически полным безразличием плантаторов к брачно-семейным отношениям невольников и даже запретом на деятельность христианских миссионеров в их среде. Второй этап начинается с британского акта о запрете работорговли 1807 г. и характеризуется осознанием важности контроля над сексуальным поведением рабов, что нашло отражение как в практике поощрения моногамных христианских браков, так и в распространении социальной гигиены. Составной частью плантационной культуры была гораздо большая свобода женщин-рабов, которые зачастую воспринимали отношения с белыми в качестве канала социальной мобильности. Современник Ф. Бэйли писал, что не знает «ни одной более красивой сцены, чем группа молодых и красивых цветных девушек, идущих на вечернюю прогулку» [2, p.494].
Вплоть до 2003 г. в Суринаме были официально разрешены как христианские браки, так и ранние браки индусов и яванцев в рамках азиатского брачного законодательства. В современных условиях в афросуринамской среде все чаще имеет место партнерская семья, при этом зарегистрированный брак, несмотря на высокую религиозность, характерен не более, чем для 18% лиц, вступивших в брачный возраст (данные переписи 2012 г.). Более того, ранние браки (в возрасте до 25 лет) все более характерны только для представителей азиатских общин. Одновременно увеличивается и средний возраст рождения первого ребенка. Хотя специальные исследования по гендеру молодых афросуринамцев отсутствуют, общекарибские тенденции говорят о росте абортов и распространении ВИЧ, развитии проституции в столице Парамарибо и районах золотых приисков, где в ней заняты, в первую очередь, мигранты из Бразилии. В то же время, по мнению исследователей, является ошибочным представление о массовой распущенности креолов: напротив, христианский брак занимает ведущее место в афросуринамской культуре [20, p. 243]. Но можно сделать вывод об эксплуатации женщин голландскими колонизаторами, которые возвели в систему гендерное насилие.
1. Beyker E., Dalhuzen L., Hasanhaan M, Stegh F. Geshdeniz van Surinam. Van stam tot staat. Zunthen. De Val'burg pers.176 p.
2. Beyli F.V. For ear rezidens in ve Vest Indiesyu London. Uil'yam Kidd. 1833. 742 p.
3. Brana-Shyute R. Aproshing fridom: ve manumission of sleyvs in Surinamb 1760-1828// E Dzhornal of Sleyvs end Post-Sleyvs Stadies. 1989, № 3. P.40-63.
4. Donselaar Dzh. Vordenboek van het Neyderlands in Surinam van 1667 tot 1876. Amsterdam. Mertens institut. [Elektronnyy resurs] URL: https://www.yumpu.com/nl/document/read/18587622/woordenboek-van-het-nederlands-in-suriname-van-1667-tot-1876 (data obrascheniya: 08.02.2022).
5. Emmer R.M. Lenders, Stridzhers vur het lam. Leven en verk van Hermhutter- broeders end zusters in Surinam, 1735-1900.// BMGN. Lou Kantriz Historikal Revyu//[Elektronnyy resurs]. URL: 111. 384. 10.18352/bmgn-lchr.4295 (data obrascheniya: 05.02.2022).
6. Etnik Kompozition of ve Population of Surinam[Elektronnyy resurs]. URL: https://www.worldatlas.com/articles/ethnic-composition-of-the-population-of-suriname.html (data obrascheniya: 04.02.2022).
7. Harting Dzh. Dzh. Auterskretvridzh Bechrayvind van Gviana, of de vild kust in Zuid-Amerika. Amsterdam, Genit Telenburg.1770.
8. Hogeveg Dzh. En Huan in de Vest. Het reysverslag kupmanzun Piter Groen (1792-1794). Amsterdam: Balans, 2013.
9. Hugenbergen V., Theyzhe M., Surinamse vrouven in de slavernidzh// Vrouven in de Neyderlandse Kolonien, 7-de dzharboek vur vrouvengesshienide. Nizhmegen. SUN, 1986. P. 126-151.
10. Keyzhser R. Suikeriet, surkerverdiet. Slavernidzh in enkele 18-e euvse teksten. Kulemborg: Edikaboen, 1985. 118 p.
11. Kom A. Vidzh slaven van Suriname. Amsterdam: Kontakt, 1934.
12. Lenders M. Stridzhers Vur het Lam: Leven en Verk van Hernhutter Broedere end Zusters in Suriname, 1735-1900. Vol. 16. Karribean series. Leyden: KNITLV. Uitgeveridzh, 1996.
13. Layer R. Frontir Sosayti. E Social Analizis of ve Histori of Surinam. Amsterdam. Martinus Nidzhhof. 1971.
14. Post N. Ve fri non-vayt ledis of Suriname. MA Tezis. Kul'tural Histori of modern Europe. Utreht Universiti. 2017. 81 p.
15. Ridmeyker V. Eun nudzakelik kvaad: En onderzoek naar de beldrovming over vrouven in Suriname in de periode 1816-1863, master Kul'turshildeniz. Erazmus Skul of Histori, Kul'ture end Kommunikation, 2020. 113 p.
16. Stedman Dzh. G. Narrativ of fayv ear ekspedition, edeynet ve revolted in Surinam, in Gviana, on ve vayld kost of Sauf Afrika; from ve ear 1772, to 1777.: elusidayting ve Histori of ve kauntri, end deskraybing its produktion viv en akkaunt of ve Indians of Gviana end negros of Gviana. London: Dzh. Dzhonson and T. Peyn. 1813.
17. Stin R. De kreoltzhes planten zih goed vurt. Dagboen van Hollandse kuman bevat Shokkende passadzhes//Trau. 2013, 7 september. [Elektronnyy resurs] URL: https://www.trouw.nl/nieuws/de-creooltjes-planten-zich-goed-voort~b566aee9/?referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (data obrascheniya: 05.02.2022).
18. Stripvan van A. Het elagmante lisham paradoks van het Suriname apartheydsistem in de negentiende euv// De negentiente euv. 2015. № 3-4. 316 p.
19. Ve Europa Earbuk. 1982. E Vord Syurvey. V.II. London. Europa Pablikations Limited, 1982. 1888 p.//Etnik Kompozition of ve Population of Suriname [Elektronnyy resurs] URL: https://www.worldatlas.com/articles/ethnic-composition-of-the-population-of-suriname.html (data obrascheniya: 04.02.2022).
20. Terborg Dzh.R.H. Liefde en konflikt. Seksualitet en gender in de afro-Surinamse familie. Amsterdam. Amsterdam Intsitute for Social Sayns Riserch. 2002. 293 p.
21. Tinstra M.D. De negerslaven in de kolonie Surinam. Dodreht: Lagervedzh, 1842. 380 p.
22. Volbers Dzh. Gezshideniz van Suriname. Amsterdam: S. Emmerling, 1970. [Elektronnyy resurs] URL: http://www.dbnl.org/tekst/wolb002gesc01_01/colofon.htm (data obrascheniya: 05.02.2022).