EDUCATION OF AN ACTIVE CIVIC POSITION OF YOUNG PEOPLE THROUGH THE ACTIVITIES OF VOLUNTEER ASSOCIATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the possibilities of public associations in the civic education of youth. The directions of activity of public associations, aimed at civic education, are given. The influence of public associations on the formation of civil and patriotic qualities of a young person's personality is revealed.

Keywords:
civic education, civic qualities, patriotic qualities, public associations, volunteering
Text
Publication text (PDF): Read Download

Активная гражданская позиция у молодежи – это взгляд человека на события с точки зрения индивидуальных (личных) и общественных интересов, осознание их важности и умение делать выбор на основе гражданских ценностей. Активная гражданская позиция проявляется в высказываниях и взглядах, видении происходящего в мире.

Важность воспитания активной гражданской позиции, ориентированной на формирование у молодежи гражданских чувств, формирование гражданина своей малой родины, воспринимающего идеи и механизмы гражданского общества и правового государства, выступает актуальной задачей на сегодняшний день. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «…воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности» является одним из важнейших принципов государственной политики [10].

Ю.В. Першина и Т.Ю. Еремина выделяют четыре компонента гражданственности, среди которых:

  • гражданская активность,
  • гражданское взаимодействие,
  • гражданское самоопределение,
  • гражданское мировоззрение [6].

Гражданская активность личности предполагает действия, направленные на решение проблем общественной жизни, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Она определяется мотивацией молодого человека к участию в жизни общества и стремлением способствовать его позитивным изменениям и развитию.                  Гражданское взаимодействие проявляется, прежде всего, в сотрудничестве с окружающими людьми для достижения социально значимых результатов. Оно предполагает конструктивное выстраивание взаимоотношений, основанных на толерантности и взаимном уважении. Гражданское самоопределение формируется в процессе выражения человеком своих взглядов и рационального выстраивания действий. Оно выстраивается на фундаменте гражданских знаний-представлений об основах гражданской жизни, ключевых традициях и нормах.  Гражданское мировоззрение как самый сложный компонент интегративной структуры рассматривается Ю.В. Першиной и Т.Ю. Ереминой как «…система ценностей и взглядов на мир, в основе которых лежит ответственность человека за собственную судьбу и за происходящие в мире события. Такое мировоззрение противостоит патернализму и инфантилизму. Оно проявляется в системе принципов, на которые опирается поведение человека. Гражданственность базируется на ответственности, которая является интегративной, системообразующей ценностью» [6, с.104-105].

Активная гражданская позиция молодого поколения является важнейшим духовно-нравственным фактором сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В данном ключе И.Ф. Харламов рассматривает гражданское воспитание как «…целенаправленный процесс формирования чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений» [11, с. 353]. Такой процесс предполагает включение обучающихся разных возрастных групп во всевозможные виды деятельности, стимулирующие их активность по выработке моральных качеств; это способствует формированию интеллектуально-эмоционального отношения, воспитания необходимых взглядов и убеждений подрастающего поколения [11].

Согласно В.В. Айрапетовой, в настоящее время такие социальные институты, как семья, школа, средства массовой информации не всегда или в недостаточной мере способствуют формированию у подрастающего поколения четких жизненных ориентиров, готовности к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей [1].

Формирование активной гражданской позиции молодежи – одна из важнейших задач, решаемых как на федеральном, так и на муниципальном уровнях. Так, особое место в формировании активной гражданской позиции и гражданского взаимодействия на территории города Калуги занимают общественные объединения.

На территории города в настоящий момент активно осуществляют свою деятельность четыре общественных объединения, реализующие мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание молодежи, среди которых:

  • региональное отделение всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»,
  • региональное отделение всероссийского добровольческого движения «Волонтерская рота»,
  • калужское региональное отделение всероссийского общественного движения «Стопнаркотик»,
  • региональное отделение всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ».

   Согласно положению о военно-патриотических молодежных и детских объединениях, приоритетной задачей их деятельности является воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, формирование верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите [7]. Практический опыт показывает, что основной задачей деятельности данных общественных объединений является создание условий для гражданско-патриотического воспитания молодежи и сохранения исторического наследия нашей Родины. С этой целью традиционно решаются следующие задачи:

  • массовое вовлечение молодежи в мероприятия гражданско-патриотической направленности;
  • пропаганда гражданственности и патриотизма, готовности к сознательному, бескорыстному и добровольному труду;
  • использование современных форматов в реализации гражданско-патриотического воспитания молодёжи;
  • обеспечение обмена опытом между поколениями.

Реализация указанных задач предполагает отбор инновационных методов, форм и приемов работы, ориентированных на современную молодежь, учитывающую их интересы и мотивационные аспекты. Данные вопросы традиционно являются предметом изучения многих педагогов, организаторов работы с молодежью, воспитателей [3; 8]. Отдельное внимание при определении методики организации взаимодействия с молодыми людьми, направленного на формирование их патриотических и гражданских качеств, уделяется организации волонтерской деятельности, содействующей формированию нравственных качеств личности, социальной активности, личной ответственности и развитию саморегуляции [4; 5; 9].

В нашем случае для реализации обозначенных задач общественные объединения реализуют ряд мероприятий.  Рассмотрим наиболее значимые из них. Ключевым событием в нашей стране в области гражданско-патриотического воспитания является День Победы в Великой Отечественной войне. Ежегодно в городе Калуге для реализации праздничных мероприятий формируется волонтерский штаб не менее, чем из 300 активистов вышеуказанных организаций. Участники волонтерских организаций оказывают содействие в организации шествия «Бессмертного полка», парада Победы, праздничных концертов, шествий акции «Свеча Памяти» и различных уличных мероприятий. Также в преддверии Дня Победы и в течение года волонтеры занимаются благоустройством памятных мест, аллей славы и воинских захоронений, поздравляют ветеранов с памятными датами.

Молодой человек, задействованный в волонтерский работе, становится не просто участником мероприятия, а его полноправным организатором. Это позволяет ему ощущать на себе личную ответственность и проявлять организаторские навыки.

   По словам председателя Регионального штаба Калужского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», заведующего отделом военно-патриотического воспитания Областного молодёжного центра Артема Митрохина, «…многие думают, что примут участие только в одном мероприятии, а в итоге остаются помогать дальше. Патриотическое волонтерство очень важно. Не все молодые люди знают историю, а мы должны проявить благодарность по отношению к нашим ветеранам. Рад, что у волонтеров нашего движения есть возможность пообщаться с теми людьми, благодаря которым мы живем сегодня. Помогать им – значит сохранять память о героическом подвиге советского народа и его историю» [2].

В заключение отметим, что детские общественные объединения обладают существенным потенциалом для гражданского воспитания, формирования гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. Отношения, построенные на диалоге, предполагают ценностно-смысловое равенство членов коллектива. При таких отношениях формируются коммуникативные навыки, необходимые для понимания между членами коллектива, гражданами и обществом, гражданами и государством. Молодежь учится жить в современном обществе и овладевает практическими умениями активного гражданского поведения.

 

References

1. Ayrapetova V.V. Kompetentnostnyy podhod k obucheniyu shkol'nikov v kontekste dialoga kul'tur // Innovacionnye koncepcii i praktiki obucheniya inostrannym yazykam i kul'turam. – 2017. – № 3. – S. 83-87.

2. Artem Mitrohin: «Volontery Pobedy eto rebyata, starayuschiesya sdelat' dobro» [Elektronnyy resurs]: sayt «Upravlenie molodezhnoy politiki Ministerstva obrazovaniya i nauki Kaluzhskoy oblasti». – Rezhim dostupa: https://www.molodezh40.ru/news/artem-mitrokhin-volontery-pobedy-eto-rebyata-starayushchiesya-sdelat-dobro/ (data obrascheniya: 19.09.2022).

3. Borisova T.V. Sistema vospitaniya kolledzha kak uslovie razvitiya lichnosti studentov // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. – 2020. – T. 5. – № 3. – S. 62-66.

4. Luneva E.S., Prytkov D.A. Volonterskaya deyatel'nost' kak sredstvo samorazvitiya obuchayuschihsya v organizaciyah dopolnitel'nogo obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. – 2022. – T. 7. – № 3. – S. 31-35.

5. Matveenko I.S., Zinov'eva A.D. Vzaimodeystvie volonterskih organizaciy i organov ispolnitel'noy vlasti // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. – 2021. – T. 6. – № 3. – S. 7-12.

6. Pershina Yu.V., Eremina T.Yu. Civilizacionnyy podhod k razvitiyu idey patriotizma v Rossii v XX – nachale XXI vv. – M.: Kompaniya KnoRus, 2019. – 150 s.

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 iyulya 2000 g. N 551 «O voenno-patrioticheskih molodezhnyh i detskih ob'edineniyah» [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/182358/ (data obrascheniya: 19.09.2022).

8. Safiulina R.M., Sahnevich A.V. Sovremennye global'nye znaki v russkom yazyke (na primere heshtega): kommunikacionnyy aspekt i pedagogicheskaya konnotaciya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. – 2021. – T. 6. – № 4. – S. 3-8.

9. Sorokina D.N., Gorshkov V.O. Sistema otbora volonterov na vserossiyskiy proekt "Kaluga - novogodnyaya stolica" // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. – 2021. – T. 6. – № 3. – S. 13-17.

10. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrascheniya: 19.09.2022).

11. Harlamov I.F. Pedagogika. – M.: Gardariki, 1999. – 519 s.

Login or Create
* Forgot password?