The work is devoted to substantiating the essence of the authority of the head – the commander of the unit. The most common types of pseudo-authority inherent in weak managers are considered. The purpose of the article is the intention of the authors to expand the awareness of cadets of military educational institutions - future unit commanders about the problems of subordinate management.
authority, leader, aviation commander, managerial activity
Командир – это, как толкует большой энциклопедический словарь, должностное лицо в Вооруженных Силах, на которое возложено руководство подразделением, частью, соединением.
Командир, в понимании подчиненных, руководитель и помощник, прокурор и адвокат, судья и лучший друг. Он и воспитывает, и обучает, предостерегает от нерадивого поступка, в нужную минуту поддержит добрым словом, а уж если оступишься, то покарает по всей строгости закона. Он проявит в нужный момент заботу о подчиненном, обеспечит социальную защиту и поддержку, как в юридическом, так и в материальном плане. Глубокие знания военного дела позволят минимизировать потери в личном составе и одержать победу в любом сложном боестолкновении. Его авторитет непоколебим. Именно таким мы представляем командира в нашем воображении, таким мы хотим его всегда видеть, с таким готовы служить и делить радость побед и горечь поражений. Именно такого командира можно назвать авторитетным полководцем, за которым подчиненные готовы идти в бой.
Так что же такое авторитет? Каково значение слова авторитет?
Термин образован от латинского слова «auctoritas», что значит «власть, влияние». Что такое авторитет? Дадим два определения:
Авторитет - это высокий статус личности или группы;
авторитет - это общепризнанное неформальное влияние личности, группы, организации на общество.
Авторитет командира играет существенную роль в эффективном управлении воинским подразделением. Его значение в психологическом аспекте состоит в том, что распоряжения и приказы командира, имеющего авторитет среди подчиненных, исполняются с внутренней убежденностью в том, что они правильны и необходимы для оптимального решения задачи в данный момент времени. Командир по уставу является единоначальником, однако, если он обладает знанием военного дела, умеет правильно выстраивать взаимоотношения с подчиненными, то это только усиливает эффективность управления подразделением [5, с. 349]. Соглашаясь с позицией С.В. Яковлева в том, что авторитет педагога положительно влияет на усвоение воспитанниками ценностей культуры [12], мы считаем, что любой командир, пользующийся авторитетом, является для воинского подразделения учителем и наставником во всем. Это касается как профессиональной деятельности, так и воинской дисциплины, а также решения каких-то личных, социальных проблем. Настоящий командир, пользующийся авторитетом у подчиненных – это не только педагог для своего личного состава, но и жизненный пример, образец и эталон руководителя, передающий боевые традиции, которые были заложены нашими предками.
Авторитет руководителя может быть подлинным и ложным, т.е. мнимым. Исходя из этой классификации, руководителю важно понимать, что авторитет как явление социальное формируется не в его голове, а в общественном мнении. Командир должен осознавать, что не то главное, что он думает о себе и принимаемых им решениях, а то главное, как оценивают его окружение. Понимание реальности авторитета можно обрести только прислушиваясь к мнению коллектива [1; 2; 4].
Авторитет руководителя для него самого определяется силой влияния на людей, а для подчиненных – степенью оказываемого ему доверия. Признание и доверие к приказу о назначении на руководящую должность не прилагаются. Они приходят к человеку только в результате добросовестного, честного и упорного труда. Искусственные приемы приобретения престижа не могут привести к успеху [10]. Они способны породить лишь псевдоавторитет. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко указывал на целый ряд руководителей подобного типа. Рассмотрим некоторые из них.
Авторитет расстояния – проявляется в том, что руководителю кажется, будто, чем дальше он от подчиненных, чем реже он с ними видится и официальнее держится, тем сильнее его влияние на подчиненных.
Авторитет доброты – проистекает из ложного понимания чуткости и характеризуется низкой требовательностью руководителя. Такая «доброта» оказывает подчиненным медвежью услугу, расслабляет волю, наносит большой ущерб и личности и делу.
Авторитет подкупа – обнаруживается в тех случаях, когда руководитель следует правилу: «Я тебе обещаю то-то, если сделаешь это». Это извращает смысл служебных взаимоотношений, порождает угодничество. Деловые отношения в таких случаях принимают форму личной преданности руководителю.
Авторитет резонерства. Резонер – это человек, который любит вести пространные рассуждения нравоучительного характера. Такие руководители надоедают подчиненным бесконечными назиданиями, скучными и бессодержательными поучениями.
Авторитет педантизма – означает склонность руководителя к мелочной опеке, излишней регламентации решения деталей, которые прямого отношения к делу не имеют. Чаще всего педантизм проявляется у некомпетентных руководителей.
Авторитет чванства – строится на высокомерии руководителя, раздутой тщеславной гордости. Лакмусовой бумажкой для выявления чванства является критика: если на нее руководитель реагирует бурно, если она влечет за собой взрыв оскорбленного самолюбия, тогда болезнь зашла далеко, руководитель оторвался от людей, потерял влияние на них.
Авторитет подавления – самый страшный и дикий, отмечал А. С. Макаренко. Его домогаются люди низкой общей культуры. Основное оружие такого руководителя – непрерывные угрозы применения власти с целью насаждения страха среди подчиненных. Моральная ущербность подобной практики очевидна [3; 7, с. 61-62].
Если вышестоящий начальник авторитетен и никогда не уходит от личной ответственности, то нижестоящий прилагает все усилия, чтобы справиться с порученным делом [6, с. 67]. Он прогнозирует будущие события, рассчитывая на успех. И именно это компенсирует отрицательные эмоции, связанные с опасениями за выполнение задания. Если же вышестоящий руководитель неавторитетен и склонен перекладывать вину на подчиненных, то нижестоящий опасается оказаться «без вины виноватым», поскольку может ожидать от него разноса по любому поводу, в том числе и за чужие ошибки. В результате он меньше обеспокоен выполнением полученного задания, а тем более – микроклиматом в своем коллективе. Поскольку угроза личному благополучию висит над ним как дамоклов меч, он готов выполнить задание даже ценой конфликтов с подчиненными, лишь бы не оказаться в роли «распекаемого». В его сознании прогноз делового поведения работников подменяется прогнозом поведения начальства [8; 9].
Тенденция предписывать собственные качества или психические состояния другим людям чаще всего встречается у тех, кто отличается слабой степенью самокритичности и авторитарным типом личности. Они стараются втиснуть все многообразие человеческих качеств в свою упрощенную схему, их оценки примитивны и категоричны. Люди такого типа пытаются любым способом приобрести хотя бы мнимый авторитет. Вследствие очевидного стремления добиться уважения окружающих таких людей ошибочно считают гордыми. Однако гордость – уже результат сформировавшейся положительной самооценки, устойчивое убеждение в ценности своей личности.
Наблюдения показывают, что иногда руководитель, испытывая дефицит определенных способностей, необходимых для управленческой деятельности, глубоко переживает этот факт и прибегает к различным средствам, чтобы компенсировать их недостаток [11]. Эти средства могут быть адекватными и неадекватными. Применение последних влечет за собой утрату авторитета среди личного состава и ослабление управленческих функций в подразделении.
Авторитет обусловлен набором прав, которые дает командиру занимаемая им должность, способен обеспечить примерно 60-65% влияния руководителя на личный состав. Кроме этого, он должен быть лидером, т.е. признан в качестве руководителя «снизу». При наличии авторитета командир всегда может рассчитывать на моральную и материальную поддержку от подчиненных. Это может означать то, что ему не придется задействовать весь свой управленческий ресурс для достижения конечного результата. Для выполнения поставленных целей авторитетному командиру достаточно простого указания. Таким образом, с высоким уровнем влияния, заслуженным авторитетом командиру легко управлять вверенным ему подразделением.
1. Aleksandrov A.N. Teoreticheskie osnovy sociologicheskogo issledovaniya avtoriteta komandirov v Vooruzhennyh Silah Rossiyskoy Federacii / A. N. Aleksandrov, A. V. Sal'nikov // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obschestvennye nauki. – 2018. – № 4(812). – S. 173 183.
2. Voloshinenko L.I. Avtoritet komandira v upravlenii podrazdeleniem / L. I. Voloshinenko, E. R. Kapanadze // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. – 2018. – № 24. – S. 32-36.
3. Kitov A.I. Psihologiya hozyaystvennogo upravleniya. – M.: Profizdat, 1984. – 248 s.
4. Karmaev A.Yu. Personal'nyy avtoritet komandira kak specificheskoe uslovie realizacii metoda ubezhdeniya v vospitanii voennosluzhaschih / A. Yu. Karmaev, R. V. Mishin, I. V. Yudin // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. – 2018. – № 2. – S. 167 170.
5. Korovin R.V. 5.8. Model' podgotovki buduschego oficera k upravleniyu voinskim podrazdeleniem / R. V. Korovin // Vysshee obrazovanie: problemy i transformacii : Kollektivnaya monografiya. – Ul'yanovsk : IP Ken'shenskaya Viktoriya Valer'evna (izdatel'stvo "Zebra"), 2019. – S. 344-356.
6. Korovin R.V. Formirovanie otvetstvennosti u kursantov vysshih voennyh uchebnyh zavedeniy / R.V. Korovin // Nauchnyy potencial. – 2014. – № 1(14). – S. 66 69.
7. Mischenko I.E. Rol' avtoriteta komandira v vospitanii kursantov vuzov i profilaktike deviantnogo povedeniya / I. E. Mischenko // Pedagogika i psihologiya v kontekste sovremennyh issledovaniy problem razvitiya lichnosti : sbornik materialov X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Mahachkala, 21 fevralya 2016 goda. – Mahachkala: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Aprobaciya", 2016. – S. 60-63.
8. Ponomarev M.A. Osobennosti koncepciy razvitiya patrioticheskih kachestv lichnosti v sootvetstvii s urovnem obrazovaniya / M. A. Ponomarev // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. – 2021. – № 3(27). – S. 70-75.
9. Ponomarev M.A. Formirovanie kul'tury povedeniya aviacionnogo personala Vooruzhennyh sil RF v voprosah raskrytiya opasnyh faktorov svoey professional'noy deyatel'nosti / M. A. Ponomarev // Chelovek. Socium. Obschestvo. – 2021. – № 2. – S. 41-47.
10. Psihologiya uspeha i effektivnoe obschenie v pedagogike / A. Yu. Nagornova, L . V. Stepanenko, G. M. Zakirova [i dr.]. – Ul'yanovsk : IP Ken'shenskaya Viktoriya Valer'evna (izdatel'stvo "Zebra"), 2022. – 251 s.
11. Shanin S.V. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo v processe professional'noy podgotovki voennogo specialista k upravlencheskoy deyatel'nosti / S. V. Shanin, R. V. Korovin, S. A. Shehmatov // Chelovecheskiy kapital. – 2015. – № 6(78). – S. 74-77.
12. Yakovlev S.V. Avtoritet pedagoga i uvazhenie k nemu kak uslovie formirovaniya personal'nyh cennostey vospitannikov / S.V. Yakovlev // Srednee professional'noe obrazovanie. – 2008. – № 2. – S. 8-10.