Abstract and keywords
Abstract (English):
The phenomenon of clip thinking in the youth environment is considered. Its main features are indicated. The influence of the existing education system on the formation of clip thinking is shown. The impact of social networks, messengers, audio and video hosting on the formation of consciousness is analyzed in detail. The relationship between clip thinking and the substitution of reality is shown, the negative aspects of such a relationship are explained

Keywords:
clip thinking, youth environment, learner, virtual reality, substituted reality
Text
Publication text (PDF): Read Download

Эффект или феномен клипового мышления изучается большим количеством исследователей [1-17]. Значительная часть научных трудов посвящена выяснению причин этого эффекта, в некоторых работах дается анализ следствий.

В данной статье произведена попытка анализа феномена клипового мышления не на основе специальных социологических исследований, а руководствуясь наблюдениями и обобщениями в процессе обширной педагогической практики, а также обсуждениями с коллегами и экспертами в областях психологии и педагогики [18-20].

Термин «клиповое мышление» произошел от английского слова «clip» и имеет отношение к принципам построения музыкальных клипов, где видеоряд представляет слабо связанный между собой набор образов. Если провести аналогию, то при «клиповом мышлении» окружающий мир превращается в последовательность разрозненных, мало связанных друг с другом фактов.

Формирование каких-либо образов с использованием современной компьютерной техники, в процессе обучения в образовательных учреждениях, не представляет большой сложности. Эти образы могут быть представлены в виде слайдов, короткометражных анимационных картинок или видео- и аудиозаписей. Такой способ подачи информации и представляет собой клип. Важно помнить, что последовательность клипов должна быть не очень объемной и достаточно хорошо ассоциироваться у обучающихся с вполне определенными образами, т.е. не иметь абстрактного содержания.

Уровни усвоения информации студентами и школьниками можно условно разделить на три основные части: уровень узнавания, уровень воспроизводства и уровень репродуктивности. Уровень узнавания действует тогда, когда обучающемуся дается информация для запоминания (формулы, графики и т. п.), а потом из предлагаемого набора он указывает на те или иные данные, которые он узнает как те, что давались ему ранее. Уровень узнавания очень эффективно развивается, например, при решении огромного количества задач по определенной методике. Уровень воспроизводства проявляет себя в тех случаях, когда обучающийся не только способен узнавать, по какой формуле можно сделать определенные расчеты, но и способен воспроизвести эту формулу по памяти. В свою очередь, уровень репродуктивности позволяет обучающемуся не только воспроизводить, но и находить решения различных задач. Этот уровень эффективно развивается, когда обучающийся находит решение без права пользоваться любыми источниками информации, кроме своей собственной памяти.

Подавляющее большинство тестов в образовательных учреждениях строится на основе первого уровня усвоения информации – уровень узнавания. То есть предлагается один из вариантов ответов, который нужно узнать и выбрать в качестве правильного. Значительно реже предлагается возможность самостоятельно решить задачу и указать правильный вариант ответа. За всю педагогическую деятельность автору данной публикации не встречались тесты, позволяющие не только самостоятельно формулировать ответы на поставленные вопросы, но и приводить примеры.

Замечен очень интересный эффект, который явился следствием внедрения в образовательные учреждения тестов в качестве систем промежуточного или итогового контроля. Если предложить обучающемуся сформулировать ответ на поставленный вопрос самостоятельно, то это вызывает значительно больше затруднений, чем, если предложить выбрать один из вариантов предложенных ответов. Помимо этого, замечена высокая скорость поиска правильного варианта ответа молодыми людьми, сдававшими ЕГЭ, по сравнению со временем поиска правильного ответа у людей, которые обучались по стандартам образования до введения ЕГЭ. Связано это с тем, что людям, не сдававшим экзамены в форме тестирования, для ответа на поставленный вопрос требуется вникнуть в суть, сформулировать ответ, а потом сравнить его с предложенными вариантами. Тем же, кто в качестве итоговой формы аттестации сдавал тесты, требуется лишь узнать один из предложенных вариантов, который ранее ими когда-то запоминался как правильный.

Не является секретом и тот факт, что подавляющее большинство молодых людей значительную часть времени тратят на социальные сети, мессенджеры, интернет-серфинг, аудио- и видеохостинги и т.п. Подача информации в таких программных платформах осуществляется в сжатом виде и при этом она содержит внятный смысл. Подобный стиль общения удобен тем, что не требует структурировать информационный поток и отсутствует необходимость логического обоснования каких-либо утверждений. К тому же прекратить такое общение с собеседниками можно в любой момент времени и точно также в любой момент его можно возобновить.

Стала привычной картина, когда в парках, в местах отдыха торговых центров, на переменах в школе или между парами в вузах обучающиеся тратят время, «уткнувшись» в гаджеты. Получается, что взаимодействие с этими устройствами оказывается более предпочтительным, нежели общение друг с другом вживую. Более того, сам стиль общения любого формата тоже оказался подвержен влиянию социальных сетей. Изложение мыслей стало лаконичным, сленговым и почти безэмоциональным. В обиходе общения через социальные сети или мессенджеры очень активно стали использоваться так называемые «мемы». Происходит это в тех случаях, когда мысль замещается картинкой, коротким видеорядом или однотипной фразой для передачи эмоций. Стоит отметить, что в такой форме общения крайне быстро происходит смена моды на «мемы», при которой они постоянно заменяются новыми. Это скорее говорит о том, что потребность в разнообразии форм у участников социальных групп по-прежнему никуда не делась.

Подавляющее число сравнительных форм и оборотов в речи среди молодёжи стало основываться на стилях жизни известных блогеров, на иллюзорных характеристиках героев фильмов и персонажах компьютерных игр. Формирование образа успешного человека строится на возможности быстро стать богатым, знаменитым, сделать хорошую карьеру. В сознании молодых людей укореняются такие постулаты как: «жить одним днём», когда не следует подвергать анализу свои способности и возможности, и «я – человек планеты», когда нет привязки к своим историческим корням и традициям.

Совершенно очевидным стало всё большее погружение мыслей молодых людей в виртуальную среду. Выдуманный, несуществующий мир для многих стал эталоном таких качеств как успех, взаимопонимание, эмоциональные переживания, гармония и, самое главное, – тем миром, которым можно управлять и быстро видоизменять. Опасность последнего связана с тем, что возникает наивная иллюзия, что в реальном мире можно точно таким же образом контролировать окружающие события. Например, можно «купить» какую-либо способность или что-то «включить» или «выключить» для решения жизненных проблем. В виртуальном мире не нужно тратить значительное время или ресурсы на обучение, не нужно годами развивать навыки, нет необходимости на выстраивание межличностных взаимоотношений. Более того, возникает цепная реакция, – чем больше человек погружается в виртуальный мир, тем быстрее отдаляется реальность и тем сложнее переключиться к этой реальности.

Такой уход от реального мира представляет собой защитную реакцию на тот гигантский объём информации, в который погружено современное общество. И совершенно очевидно, что молодой и не окрепший мозг сложнее адаптируется к современной информационной среде. Вал жизненных проблем для молодых людей, поглощённых виртуальным миром, начинает восприниматься как нечто роковое и для решения этих проблем такие люди уходят в тот мир образов, который они выстроили для себя через мемы мессенджеров, аудио- и видеозарисовки социальных сетей, компьютерные игры и т.п. Сформированные таким образом в голове «идеальные» системы взаимоотношений между людьми, виртуальные города, планеты или даже целые Вселенные отождествляются с окружающим миром и начинают замещать реальные жизненные цели, достижения, ориентиры, системы ценностей, планы на будущее.

Например, студентам второго курса университета было предложено среагировать, если оказывались знакомыми фамилии, среди называемых людей. Помимо названных имён великих учёных, таких как Майкл Фарадей или Александр Попов были произнесены имена вымышленных героев различных фильмов или книг. На имя персонажа «Гарри Поттер» была бурная реакция, с указанием, что это очень известная личность. На вопрос: «Чем эта личность известна?», ответ был буквально следующий: «Как чем? Он, ведь, Волан-де-Морта убил!».

Автору видится опасность подобной ситуации, которая состоит в том, что бесконтрольный по времени доступ к виртуальным средам перенаправляет развитие феномена клипового мышления к уходу от реальности. Контроль за ограничением такого доступа, особенно для обучающихся, должен быть не только по времени, но и вообще в образовательных учреждениях.

References

1. Semenovskih T.V. Fenomen "klipovogo myshleniya" v obrazovatel'noy vuzovskoy srede. – Tekst: neposredstvennyy // Internet-zhurnal «Naukovedenie». – 2014. – № 5 (24). – S. 134.

2. Bezgodova S.A., Miklyaeva A.V., Soldatenkova O.B. K voprosu o meste ponyatiya "klipovoe myshlenie" v sisteme kategoriy obschey psihologii. – Tekst: neposredstvennyy // Integrativnyy podhod k psihologii cheloveka i social'nomu vzaimodeystviyu lyudey. Materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy (zaochnoy) konferencii. Rossiyskiy gosudarstvennyy pedagogiche-skiy universitet im. A.I. Gercena. 2016. S. 15-21.

3. Lozickiy V.L. Fenomen klipovogo myshleniya i informacionno-kommunika-cionnye tehnologii v vysshem professional'nom obrazovanii. – Tekst: neposredstvennyy // Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshey shkoly. Istoricheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki. – 2016. – № 16-2. – S. 375-380.

4. Polevoy S.A. Vliyanie klipovogo myshleniya studentov na obuchenie ekonomicheskim disciplinam. – Tekst: neposredstvennyy // Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. – 2017. – № 3. – S. 100-103.

5. Kozlova O.D., Kinderkneht A.S. Fenomen klipovogo myshleniya: mezhdu ste-reotipom i rizomoy. – Tekst: neposredst-vennyy // Voprosy filosofii. – 2018. – № 2. – S. 39-45.

6. Glotkina A.A. O psihologicheskom portrete buduschih menedzherov v aviastroenii i obuchenii ih inostrannym yazykam. – Tekst: neposredstvennyy // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. – 2018. – № 8. – S. 20-23.

7. Zavalihina Ya.A. Osobennosti razvitiya myshleniya sovremennyh podrostkov. – Tekst: neposredstvennyy // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoy psihologii. – 2018. – № 1. – S. 196-201.

8. Magomedova D.A. Sozdanie inter-net-set'yu klipovogo myshleniya u podrost-kov i molodezhi. – Tekst: neposredstvennyy // Kaspiy v epohu cifrovoy ekonomiki. materialy Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma, 2019. – S. 192-196.

9. Baronina A.A., Kudakova N.S. Fenomen klipovogo myshleniya mladshih shkol'nikov. – Tekst: neposredstvennyy // Nauchnyy progress: problemy i perspektivy razvitiya. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2019. – S. 119-121.

10. Kuryaeva A.A. Klipovoe myshlenie sovremennyh shkol'nikov. – Tekst: neposredstvennyy // Psihologo-pedagogicheskiy vzglyad na professional'no- orientirovannoe obrazovanie. sbornik statey po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferencii, 2019. – S. 111-113.

11. Yakupov G.S. Profilaktika razvitiya klipovogo myshleniya u uchaschihsya shkol i studentov vuzov. – Tekst: neposredstvennyy // Orenburgskie gorizonty: proshloe, nastoyaschee, buduschee. Cbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 275-letiyu Orenburgskoy gubernii i 85-letiyu Orenburgskoy oblasti, 2019. – S. 278-281.

12. Zanfirova L.V., Lysenko E.E. Osobennosti klipovogo myshleniya sovre-mennyh studentov. – Tekst: neposredstvennyy // Den' rabotnikov sel'skogo hozyaystva i pererabatyvayuschey promyshlennosti. 2020. – S. 36-40.

13. Chihanova E.V., Novikova A.N. Problemy razvitiya ponyatiynogo myshleniya obuchayuschihsya i puti ih preodoleniya. – Tekst: neposredstvennyy // Aktual'nye problemy voennoy pedagogiki i psihologii v sisteme voennyh obrazovatel'nyh organizaciy: materialy mezhvedomstvennoy nauchno-prakticheskoy konferencii: izd. 2-e, ispr. i dop.. Voennaya akademiya material'notehni-cheskogo obespecheniya imeni generala armii A.V. Hruleva. Sankt-Peterburg, 2020. – S. 416-423.

14. Elshanskiy S.P. Kognitivnye mehanizmy shkol'nikov v usloviyah cifrovizacii. – Tekst: neposredstvennyy // Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. – 2020. – № 1. – S. 97-106.

15. Lozickiy V.L. Klipovoe myshlenie i problema kommunikacii v usloviyah informacionno-obrazovatel'noy sredy sovremennogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya. – Tekst: neposredstvennyy // Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikaciya: sovremennye vektory razvitiya: sbornik nauchnyh statey po materialam II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Pinsk, 2021. – S. 322-329.

16. Karandashov V.D., Voloshinenko L.I. «Klipovoe myshlenie» v obrazovatel'nom processe u sovremennyh obuchaemyh. – Tekst: neposredstvennyy // Sbornik materialov nauchno-metodicheskoy konferencii «Aktual'nye problemy voenno-politicheskoy raboty v vooruzhennyh silah RF». Petergof, 2021. – S. 86-91.

17. Starygina S.D., Nuriev N.K. Parametricheskiy podhod v pedagogike: metricheskaya model' "razvivayuschego" obucheniya s cifrovoy tehnologiey podgotovki. – Tekst: neposredstvennyy // Upravlenie ustoychivym razvitiem. – 2022. – № 1 (38). – S. 96-104.

18. Pudalov A.D. Problemy prepodavaniya v VUZe v sovremennyh usloviyah. – Tekst: neposredstvennyy // Sovremennye tehnologii i nauchno-tehnicheskiy progress: Uchebno-metodicheskaya konferenciya: Tehnicheskaya kibernetika. Himiya i himicheskie tehnologii. Stroitel'stvo. Gumanitarnye nauki. – Angarsk: AGTA, 2010.

19. Pudalov A.D. Tam, gde voznikayut voprosy, – nachinaetsya obuchenie. – Tekst: neposredstvennyy // Sbornik trudov uchebno-metodicheskoy konferencii: Metodicheskoe obespechenie uchebnogo processa. Innovacionnye tehnologii v obrazovanii. Kachestvo obrazovatel'nogo processa. – Angarsk: AGTA, 2011.

20. Pudalov A.D. Klipovoe myshlenie – sovremennyy podhod k poznaniyu. – Tekst: neposredstvennyy // Sbornik nauchnyh trudov: Kibernetika i fiziko-matematicheskie nauki. Himiya i himicheskaya tehnologiya. Stroitel'stvo. Obschestvennye nauki i lingvistika. Ekonomika. Tehnika bezopasnosti. Sportivnaya medicina. Obschie voprosy uchebno-metodicheskoy raboty. – Angarsk: AGTA, 2011. – S. 229-233.

Login or Create
* Forgot password?