student
Russian Federation
The article deals with the concepts of «competence» and «competence». The author also determines the main essence of «information competence» in the system of higher education
information competence, competence, information technologies
Применительно к использованию новых информационных технологий в образовании одним из основных является термин «информационная компетентность», который имеет различные трактовки. Понятие «информационная компетентность» состоит из таких составляющих как: «информация» и «компетентность».
«Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем».
Компетентность – базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению определенной деятельности.
«Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей».
Компетентность включает в себя:
- способности, которыми наделена личность для того, чтобы выполнить действия в реальной жизни. Здесь важное значение имеет квалификация, которая с помощью полученных ресурсов превращает профессиональные действия человека в конечный полезный продукт;
- авторитет человека, который образуют как личностные качества, так и знания в конкретной области, которые были приобретены ранее;
- готовность взяться за решение поставленной задачи. Важное значение имеет твердое знание дела, включая умения и опыт. Специалист должен не только четко понимать методы и шаги, направленные на решение проблемы, но также неустанно повышать свой квалификационный уровень, изучать актуальную информацию и получать новые знания;
- принятие правильного решения на основе полученных знаний или приобретенного на практике опыта.
Навыком современного специалиста является информационная компетентность, которая направлена на получение, анализ и обработку, а также дальнейшее использование информации.
Впервые термин «информационная компетентность» был использован в 1992 году в ходе обсуждения Советом Европы проблем среднего образования. В ходе этого симпозиума европейскими учёными был составлен следующий список ключевых компетенций, необходимых личности для адаптации и самореализации в информационном обществе: изучать; сотрудничать; приниматься за дело; адаптироваться.
Е. В. Петрова рассматривает информационную компетентность как способность осмысления человеком реалий информационного общества и как средство для реализации всех предоставляемых им возможностей. Она считает, что для подготовки специалиста, квалификация которого отвечала бы постоянно изменяющимся требованиям социума, необходимо использовать все образовательные возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникативными технологиями [1].
Д. С. Ермаков придерживается этой же точки зрения. Он определяет информационную компетентность как «осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами мышления, ценностями, которые позволяют реализовать себя в конкретных видах информационной деятельности; способность, готовность и опыт самостоятельной информационной деятельности» [2].
Н.А. Афанасьева полагает, что «информационная компетентность выступает основой как информационной, так и будущей профессиональной деятельности, подразумевающей умение находить, оценивать, перерабатывать и использовать в педагогической деятельности необходимую информацию, а также основой для освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в трудовой жизни» [7].
По мнению В. Ф. Бурмакиной информационную компетентность можно считать сформированной лишь в случае уверенного владения учащимися всеми компонентами ИКТ-грамотности при решении вопросов, возникающих в ходе учебной или другой деятельности. При этом особое внимание следует уделять овладению метапредметными навыками: познавательными, этическими, техническими [3].
О. Н. Ионова считает информационную компетентность интегративным качеством личности, представляющим новообразование из знаний, умений и способностей в сфере информационной деятельности, которое позволяет самостоятельно адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям в самых разнообразных сферах деятельности с использованием новых информационно-технических средств [4].
С. Д. Каракозов рассматривает информационную компетентность как элемент «информационной культуры личности», которая «представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании и включающая грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» [6].
Таким образом, информационная компетенция состоит из знаний и умений работы с информацией на основе новых информационных технологий и решений повседневных учебных задач средствами новых информационных технологий [5].
Информационная компетентность – это способность находить, оценивать и использовать соответствующую информацию, необходимую для принятия решений.
Согласно стандарту информационной компетентности, принятый в 2006 году Американской Ассоциацией Библиотек, информационно грамотный обучающийся должен быть также в состоянии:
- формулировать вопросы, основанные на информационной потребности;
- идентифицировать ключевые понятия и сроки, которые описывают информационную потребность;
- понимать, что информация может быть объединена с оригинальной мыслью;
- производить новую информацию из имеющейся;
- знать, как информация производится, организуется и распространяется;
- понимать взаимосвязь информации, знания и учебных дисциплин;
- уметь различать ресурсы, ориентированные на разные аудитории и имеющие различные цели (например, отличать популярный ресурс от академического);
- дифференцировать первичные и вторичные источники;
- определять пригодность полученной информации и принимать решение по расширению информационного поиска;
- рассматривать целесообразность изучения нового языка или получения навыка для сбора необходимой информации и / или понимания контекста;
- составлять реалистичный план и график приобретения необходимой информации.
Таким образом, информационная компетентность – одна из основных компетентностей. Владение данной компетентностью является одним из обязательных условий для адаптации и возможности самореализации в современном обществе.
1. Petrova, E. V. Informacionnaya kompetentnost' v obrazovanii kak zalog uspeshnoy adaptacii cheloveka v informacionnom obschestve // Informacionnoe obschestvo. M., 2012. №2. S. 37-43.
2. Ermakov, D. S. Informacionnaya kompetentnost': poluchenie znaniy iz in-formacii // Otkrytoe obrazovanie. M., 2011. №1. S. 4-8.
3. Burmakina, V. F., Zelman, M., Falina, I. N. Informacionno-kommunika-cionno-tehnologicheskaya kompetentnost': metolbcheskoe rukovodstvo dlya podgotovki k testirovaniyu uchiteley. M.: NFPK, 2007. 56 s.
4. Ionova, O. N. Formirovanie in-formacionnoy kompetentnosti vzroslyh v processe dopolnitel'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. V. Novgorod: [b. i.], 2007. 20 s.
5. Sostavlyayuschie ponyatiya «informacionnaya kompetenciya»// Obrazovanie v regionah Rossii: nauchnye osnovy razvitiya i innovaciy (Tekst): materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf., Ekaterinburg, 23-25 noyab. 2009 g. / Uchrezhdenie Ros. akad. Obrazovaniya «Ural. otd-nie»; GOU VPO «Ros. gos. prof.-ped. un-t». Ekaterinburg, 2009. Ch.3. 254 s. C.184-186
6. Karakozov, S. D. Vvedenie v kom-p'yuternye seti. Pedagogicheskie resursy komp'yuternyh setey. Barnaul: BGPU, 1996.
7. Afanas'eva, N. A. Situativnye zadachi kak sredstvo formirovaniya infor-macionnoy kompetentnosti buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 : zaschischena 08.02.2012 / Afanas'eva Nina Aleksandrovna. – Bryansk, 2012. – 157 s.