from 01.01.2022 until now
Samara, Samara, Russian Federation
from 01.01.2021 until now
Tol'yatti, Samara, Russian Federation
The article considers the role of the academic environment of universities in developing the entrepreneurship among students. The entrepreneurship in the Russian Federation is currently going through a new stage of development, a separate area of support is developing the youth entrepreneurship, including the student entrepreneurship, which is expressed, among other things, in launching the Federal Project “Platform of University Technological Entrepreneurship”. There has been analyzed the methodology of The Princeton Review & Entrepreneur ranking of the US and European universities that develop students’ entrepreneurship including a list of educational courses, measures to support student entrepreneurial initiatives, and a system of educational entrepreneurial events. The rating of entrepreneurial universities of the Russian Federation developed by the Expert RA agency is considered. This rating does not take into account the degree of development of the internal entrepreneurial environment of universities; the basis for the formation of the rating is the career results of the graduates. A standardized survey of students of the Institute of Economics and Entrepreneurship conducted in one of the leading universities of the Volga Federal District demonstrates a rather high interest among students in the development of entrepreneurial competencies and recognition of the importance of the university platform for the development of their business ideas. Two models for the development of the internal entrepreneurial environment of the university are proposed: educational and financial. It has been stated that the leaders of modern universities introducing elements of the development of entrepreneurial competencies in the main educational programs must take into account the difference in students’ interest groups. The degree of mastering the entrepreneurial competencies by a group of students should not affect their academic results.
youth entrepreneurial, entrepreneurial university, start-up, business idea, entrepreneurial initiative
Введение
Актуальность развития предпринимательства в Российской Федерации подтверждается получением нового импульса поддержки предпринимательских инициатив, выраженного в формулировке одной из национальных целей развития РФ на период до 2030 г. – «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» [1]. Успешное предпринимательство можно трактовать, в том числе, как появление возможностей для самореализации и развития талантов [2]. Отдельным направлением поддержки предпринимательства со стороны государства следует выделить поддержку молодежного предпринимательства. Тематика развития молодежного предпринимательства стала темой панельной дискуссии VII Восточного экономического форума, состоявшегося 05–08 сентября 2022 г. В качестве одного из барьеров развития предпринимательства среди молодежи эксперты обозначили сложность получения стартового капитала [3]. С целью развития предпринимательских компетенций студентов в РФ запущен федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» с комплексом мероприятий, предполагающих проведение тренингов, акселерационных программ, развитие стартап-студий, грантовых программ и привлечение инвестиций. Однако исследования зарубежных авторов свидетельствуют о том, что усилия университетов по поддержке предпринимательства могут не иметь прямого влияния на предпринимательские намерения студентов. Имеются лишь ограниченные эмпирические данные о механизмах между поддержкой предпринимательства, предоставляемой университетами, и развитием предпринимательских намерений студентов [4].
Целью работы является исследование предпринимательских намерений студентов института экономики и предпринимательства одного из ведущих университетов Приволжского федерального округа.
Методы и результаты исследования
Для достижения поставленной цели исследования использованы методы теоретического анализа источников, системный подход, метод статистического анализа, проведение стандартизированного опроса.
По мнению экспертов трека «Росмолодежь. Бизнес» Федерального агентства по делам молодежи, средний возраст молодого предпринимателя в России в 2021 г. – 24–25 лет, по данным 2018 г. – 27–28 лет [5]. В таблице приведены данные о численности российской молодежи в возрасте 20–34 лет и численности студенческой молодежи, обучающейся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) [6, 7].
Численность молодых предпринимателей РФ, тыс. чел.
Quantity of the young entrepreneurs in the Russian Federation (thousand people)
Год Численность молодежи |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
В возрасте 20–34 лет |
32 244 |
31 222 |
30 054 |
28 949 |
27 781 |
Обучающиеся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) |
4 277 |
4 192 |
4 099 |
4 083 |
4 099 |
Стимулирование предпринимательства все чаще признается частью роли институциональной стратегии университета. Однако, по мнению зарубежных исследователей, несмотря на увеличение количества курсов и учебных программ по предпринимательству, число студентов, выбравших предпринимательскую карьеру, остается низким [8]. Исследования доказывают, что предпринимательским амбициям многих студентов мешает недостаточная подготовка [9]. Поэтому университеты следует позиционировать как среду для развития студенческих стартапов, создавая благоприятную предпринимательскую среду и внося существенный вклад в развитие общества. The Princeton Review & Entrepreneur опубликовали рейтинг 2021 г. университетов США и Европы, развивающих студенческое предпринимательство [10]. Более 300 университетов развивают внутреннюю предпринимательскую среду, 1-е место в рейтинге университетов занял Университет Хьюстона. Методика рейтинга основана на данных институционального опроса, включая академические предложения, возможности практического обучения и карьерные результаты выпускников. В качестве критериев исследования установлены наличие основной или специализированной образовательной программы в области предпринимательства, наличие центра предпринимательства для изучения теоретических и практических основ, наличие курсов по предпринимательству. Авторами методики выделены специализированные курсы по предпринимательству, наличие которых влияет на позицию в рейтинге:
– корпоративное предпринимательство;
– предпринимательские финансы;
– предпринимательское право;
– предпринимательское лидерство;
– предпринимательский менеджмент;
– предпринимательский маркетинг;
– предпринимательские операции;
– предпринимательская стратегия;
– предпринимательство в здравоохранении;
– семейный бизнес;
– франчайзинг;
– международное предпринимательство;
– введение в предпринимательство;
– разработка нового продукта;
– новое венчурное финансирование;
– новое венчурное управление;
– социальное предпринимательство;
– коммерциализация технологий;
– технологическая осуществимость;
– венчурный капитал и частный капитал.
Также в качестве критериев исследования используются наличие командного подхода по крайней мере в одном курсе, ориентированном на предпринимательство, где команды состоят из студентов разных дисциплин и программ. Отдельный блок исследования связан с предпринимательской карьерой выпускников, в том числе количеством выпускников, открывших свой бизнес, показателями доходности бизнеса выпускников и коэффициентом выживаемости стартапов после 5 лет существования. Для получения высокой позиции в рейтинге университетам необходимо подтвердить наличие отдельных мероприятий, связанных с предпринимательством: конкурсы бизнес-планов, венчурные конкурсы, хакатоны и др. Анализ мероприятий проводится как по факту проведения, так и по сумме денежных выплат победителям. Важным фактором является наличие в университете стипендиальных программ для изучения предпринимательства. По результатам рейтинга 2021 г., 49 из 50 университетов являются университетами США, 6-е место занимает Tecnológicode Monterrey, расположенный в Мексике.
В университетах Китая развитие предпринимательского потенциала студентов все еще находится на ранней стадии, но уже более десяти лет высшие учебные заведения активизируют свои усилия по стимулированию студенческого предпринимательства и оказывают необходимую поддержку предпринимательской деятельности студентов [11].
В России Аналитический центр «Эксперт» с 2016 г. проводит рейтинг предпринимательских университетов с целью всесторонней оценки вклада высшего образования в развитие национальной экономики [12]. В рейтинг 2021 г. вошли 43 университета, лидерами стали Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. Методика рейтинга заключается в анализе ресурса Crunchbase, на котором зарегистрировано более 1 млн компаний и свыше 200 тыс. инвесторов. Таким образом, основой рейтинга является исследование предпринимательских карьерных результатов выпускников, а не наличие внутренней предпринимательской среды университетов, способствующей развитию предпринимательских намерений студентов. В свою очередь, внутренняя университетская среда является важным фактором развития академического предпринимательства [13].
С целью анализа предпринимательских намерений студентов проведен стандартизированный опрос студентов института экономики и предпринимательства одного из ведущих университетов Приволжского федерального округа. В опросе приняли участие 112 человек. Один из первых вопросов касался типа карьеры, который студенты считают оптимальным для себя после завершения обучения. Большинство студентов видят себя в качестве наемных работников компании крупного бизнеса (57,1 %), однако потенциально готовы к открытию своего дела 28,6 % опрошенных. Следующий вопрос заключался в выборе основного мотива при определении карьерной траектории – 64,3 % опрошенных хотели бы быть свободными; 21,4 % предпочли бы работать на себя; 35,7 % готовы руководить людьми и проектами; 50 % заинтересованы в создании новых продуктов и услуг. На вопрос «Задумывались ли вы об открытии своего бизнеса?» положительно ответили 78,6 % опрошенных, при этом 64,3 % считают, что обладают готовой для реализации бизнес-идеей. В качестве барьеров для реализации бизнес-идеи студенты выделили недостаток финансовых ресурсов (60,7 %), недостаток знаний по экономике, бухгалтерскому учету и правовым аспектам (21,4 %), отсутствие свободного времени (7,1 %). 23,8 % студентов ответили, что не знают, как приступить к реализации своей бизнес-идеи. Университет в качестве площадки, которая может помочь в реализации бизнес-идеи, отметили 53,9 % студентов. Возможные направления, в которых университет может содействовать развитию предпринимательских намерений студентов, по результатам опроса:
– предоставление информации о грантах, конкурсах по молодежному предпринимательству (35,7 %);
– проведение курсов, тренингов по развитию предпринимательства (78,1 %);
– предоставление материально-технической базы (28,6 %);
– грантовая поддержка предпринимательских инициатив студентов (21,4 %);
– проведение акселерационных программ (54,3 %);
– организация индивидуального наставничества (28,6 %).
Обсуждение
Результаты проведенного опроса студенческой аудитории одного из ведущих университетов Приволжского федерального округа свидетельствуют о наличии достаточно высокого интереса среди студенческой молодежи к открытию своего дела. При этом более половины студентов отметили, что университет является площадкой, которая может способствовать развитию предпринимательского потенциала.
Модели поддержки предпринимательских инициатив для студентов могут быть выражены в двух направлениях:
1. Образовательная поддержка, благодаря которой студенты приобретают знания, умения и навыки, необходимые для запуска своего предприятия.
2. Предоставление грантовой поддержки для открытия бизнеса. Финансовая поддержка может быть выражена двумя типами: финансирование разработки концепции или финансирование развития бизнеса. Поддержка разработки концепций обеспечивает обучающимся осведомленность, мотивацию и бизнес-идеи на ранних стадиях процесса предпринимательства, на которых происходит открытие и развитие деловых возможностей. Поддержка развития бизнеса обычно предоставляется начинающим студенческим фирмам.
Студенты вузов с более активной поддержкой предпринимательства с большей вероятностью будут иметь благоприятное отношение к предпринимательству и более высокую предпринимательскую самоэффективность, что, в свою очередь, усилит их предпринимательские намерения [14]. Образовательная поддержка и поддержка разработки концепции предоставляют приемы и методы, которые могут на первичном этапе проверить ценность бизнес-идеи. Затем поддержка развития бизнеса открывает доступ к дальнейшей оценке и изучению элементарных бизнес-идей. Расчет ожидаемой прибыльности и деловых возможностей играет важную роль в принятии решения о развитии бизнеса [15]. Студенты считают, что предпринимательство перспективно и высоко ценится обществом, поскольку оно предполагает создание новых рабочих мест и работу в свободном графике. Даже несмотря на то, что начинающие свой бизнес могут столкнуться с новыми проблемами и пойти на потенциальный риск, первичная положительная оценка бизнес-идеи способствует формированию положительного отношения к предпринимательству и формированию намерения начать свой бизнес. Некоторые исследователи пришли к выводу, что внутренняя предпринимательская среда университетов способствует формированию отношения молодежи к предпринимательству.
Заключение
Ключевая цель современных университетов состоит в том, чтобы сочетать свою традиционную образовательную роль с бизнес-моделью деятельности в целях обеспечения эффективной поддержки предпринимательства и подготовки студентов к открытию нового бизнеса. Модель университетской поддержки имеет основополагающее значение для студенческого предпринимательства. Университеты должны постоянно оценивать восприятие студентами сформированной внутренней предпринимательской среды и ее влияния на них. Однако необходима дифференциация университетской поддержки предпринимательских намерений для разных групп студентов. Разные группы могут по-разному получать пользу от различных моделей поддержки предпринимательских инициатив. Чтобы увеличить число будущих предпринимателей, университету необходимо обеспечить условия, при которых содержание и предоставление поддержки предпринимательства было адаптировано к различным уровням потребности обучающихся. Следует отметить, что существует категория студентов с низкой потребностью в развитии в предпринимательской деятельности, для них необходимо сохранить возможность освоения образовательной программы без обязательного влияния достижения показателей в части развития предпринимательских компетенций на общие академические результаты.
1. O natsional'nykh tseliakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21.07.2020 № 474 [On the national goals of development of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474]. Sobranie zakonodatel'stva RF, 2020, no. 30, article 4884.
2. Zhabin A. P., Volkodavova E. V. Predprinimatel'stvo i trud v svete novoĭ redaktsii natsional'nykh tseleĭ [Entrepreneurship and labor in terms of new edition of national goals]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2021, no. 4 (198), pp. 32-37.
3. Na VEF-2022 eksperty obsudili usloviia dlia razvitiia molodezhnogo predprinimatel'stva v Rossii [Experts discussed conditions for development of youth entrepreneurship in Russia at WEF-2022]. Agentstvo strategicheskikh initsiativ. Available at: https://asi.ru/news/189986/ (accessed: 15.09.2022).
4. Wegner D., Thomas E., Teixeira E. K., Maehler A. E. University entrepreneurial push strategy and students’ entrepreneurial intention. International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research, 2019, no. 26 (2), pp. 307-325.
5. Nazvan srednii vozrast molodogo nachinaiushchego predprinimatelia v Rossii [Average age of young new entrepreneur in Russia is named]. URL: https://russian.rt.com/russia/news/952645-molodoi-predprinimatel-srednii-vozrast (accessed: 07.09.2022).
6. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. Demografiia [Official website of the Federal State Statistics Service. Demographics]. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (accessed: 08.09.2022).
7. Vysshee obrazovanie [Higher education]. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniia RF. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (accessed: 08.09.2022).
8. Guerrero M., Urbano D., Cunningham J. A., Gajo ́n E. Determinants of graduates’ start-ups creation across a multi-campus entrepreneurial university: The case of monterrey institute of technology and higher education. Journal of Small Business Management, 2018, no. 56 (1), pp. 150-178.
9. Van Gelderen M. Autonomy as the guiding aim of entrepreneurship education. Education and Training, 2010, no. 52 (8), pp. 710-721.
10. The Princeton Review. Top Schools for Entrepreneurship Studies 2021 Press Release. Available at: https://www.princetonreview.com/press/top-entrepreneurial-press-release (accessed: 15.09.2022).
11. An H., Xu Y. Cultivation of entrepreneurial talents through virtual entrepreneurship practice in higher education institutions. Frontiers in Psychology, 2021, no. 12. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.690692 (accessed: 07.09.2022).
12. Kak vuzam uspeshno sdat' tekhnoekzamen [How universities can successfully pass technoexam]. Available at: https://expert.ru/expert/2021/42/kak-vuzam-uspeshno-sdat-tekhnoekzamen (accessed: 16.09.2022).
13. Frank E. V. Opornyĭ vuz, obladaiushchiĭ kachestvami predprinimatel'skogo universiteta kak osnovnoĭ element innovatsionnoĭ ekonomiki [Flagship university with qualities of entrepreneurial university as main element of innovative economy]. Ekonomika: vchera, segodnia, zavtra, 2019, vol. 9, no. 1-5, pp. 507-514.
14. Liu Maike, Gorgievski Marjan J., Qi Jun, Paas Fred. Perceived university support and entrepreneurial intentions: Do different students benefit differently? Studies in Educational Evaluation, 2022, vol. 73, pp. 1-9.
15. Feola R., Vesci M., Botti A., Parente R. The determinants of entrepreneurial intention of young researchers: Combining the theory of planned behavior with the triple helix model. Journal of Small Business Management, 2019, no. 57 (4), pp. 1424-1443.