Lomonosov Moscow State University ( Main researcher)
Moscow, Russian Federation
The article offers new approaches to the consideration of the content of the main categories of philosophy: being, objective reality, matter, consciousness, truth, scientific knowledge, materialism, idealism.
being, matter, consciousness, truth, scientific knowledge, materialism, idealism
- Бытие
Бытие – это все, что существует и может быть зафиксировано сознанием.
Основные виды бытия:
1. Объективная реальность (все существующее вне сознания).
2. Субъективная реальность (сознание и его содержание).
Две формы объективной реальности:
1. Неопределенное бытие (Ничто), или бытие вообще (Гегель).
2. Определенное бытие (Нечто), или конкретное бытие (Гегель).
Два уровня определенного бытия:
1. Потенциальное бытие (мир объективных возможностей) – ненаблюдаемая реальность [Поппер, Гейзенберг].
2. Актуальное бытие (действительность) – материя (мир реализованных возможностей) – наблюдаемая реальность.
Три формы материи:
1. Неорганическая.
2. Органическая.
3. Смешанная (техносфера) [1].
Два вида неорганической материи:
1. Физическая.
2. Химическая.
Три вида органической материи:
1. Биологическая (растительная и животная).
2. Социальная.
3. Внеземная.
Смешанные формы материи:
1. Земная природа в целом.
2. Экосфера.
3. Геологическая форма.
4. Географическая форма.
5. Производственно-экономическая форма.
6. Космическая форма (Вселенная в целом, Галактики, планетные системы).
Уровни актуального бытия:
1. Уровень сущностей (множество эмпирических законов и универсальных констант) – ненаблюдаемая реальность [2, 6].
2. Уровень явлений (множество чувственно наблюдаемых материальных явлений) – наблюдаемая реальность.
Типы сущностей:
1. Всеобщие законы, свойства и отношения (ненаблюдаемая реальность) - предмет философии и теологии.
2. Теоретические законы и константы (ненаблюдаемая реальность) - предмет науки.
3. Эмпирические законы науки (ненаблюдаемая реальность) - предмет конкретных наук [7].
Явления (наблюдаемая реальность)
Явления – непосредственный предмет эмпирического познания. Эмпирическое познание – синтез чувственного (сенсорного) и рационального познания явлений; результат конструктивного моделирования и обобщения чувственных данных о познаваемых объектах.
Виды явлений:
1. Отдельные объекты, их свойства и отношения (предмет чувственного и эмпирического познания). Объект - это относительно изолированная, самодостаточная материальная система с присущими ей свойствами, отношениями и закономерностями.
2. Системы объектов с присущими им свойствами, отношениями, взаимосвязями и закономерностями функционирования и эволюции (предмет чувственного и эмпирического познания).
2. Сознание
Три значения категории «сознание»:
1. Сознание – это рефлексивная информационная деятельность мозга. Рефлексия – контроль сознания за своей когнитивной (познавательной) деятельностью путем четкой фиксации ее целей, средств и результатов.
2. Сознание – это познавательная (когнитивная) деятельность органических систем.
3. Сознание – это информационная деятельность любой материальной системы.
Существование сознания (субъективной реальности) – самая непреложная и очевидная истина для сознания, ибо отрицание сознанием существования самого себя содержит логическое противоречие; с другой стороны, отрицание сознанием самого себя подтверждает свое существование (Декарт).
Сознание это субъективная реальность, имеющая сложную уровневую организацию и являющаяся относительно независимой по отношению к объективной реальности [12].
Три уровня сознания:
1. Уровень бессознательного (генетическая информация мозга, область априорной информации, безусловных рефлексов и основанного на них инстинктивного поведения организма).
2. Уровень подсознательного (информация организма, приобретаемая или создаваемая им в течение жизни, но постоянно «сбрасываемая» в память как в свое хранилище и впоследствии используемая им, но часто неосознанно или ситуативно: область условных рефлексов, неявного и интуитивного знания).
3. Уровень рефлексивного сознания – осознанная (контролируемая и управляемая) когнитивная (познавательная) деятельность мозга. Этот уровень есть только у человека, который осознает себя как особую и самодостаточную реальность (как «Я»), которому противостоит объективная реальность («не-Я»). Человек как субъект начинается с осознания и принятия истинности двух принципов: 1.«Я не есть не-Я» и 2. «Не-я не есть Я». Благодаря сознанию, человек как субъект держит под контролем свои взаимоотношения с окружающим его миром, создает и копит в памяти информацию об опыте этих взаимоотношений, закрепляет ее с помощью языка и передает другим субъектам (как тем, с кем он общается непосредственно, так и следующим поколениям). Область сознания это область апостериорного знания субъекта (приобретенного или сконструированного им в течение жизни). Субъектом сознания может быть и познания является не только отдельный человек, но и группа людей (социальная система, коллектив), а также все человечество в целом, как максимально большой субъект [12, 15].
Три функции сознания:
1) конструктивная (создание когнитивной реальности);
2) познавательная (объективация субъективной реальности путем ее применения к объективной реальности);
3) оценочная (оценка степени соответствия субъективной реальности объективной реальности).
Две области сознания: когнитивная и оценочная.
Основная функция когнитивной области сознания: создание различных видов когнитивной реальности и их содержания.
Основная функция оценочной области сознания: создание различных видов ценностной реальности и их содержания [12].
Два уровня рефлексивного сознания:
1. Уровень чувственного (сенсорного) сознания: ощущения, восприятия представления, возможные чувственные образы (продукты воображения). Основная функция этого уровня сознания - конструирование сенсорной информации [14].
2. Уровень рационального сознания: понятийное, дискурсное познание. Основная функция этого уровня сознания – конструирование мысленной субъективной реальности и описание ее.
Четыре вида рационального познания:
1. Эмпирическое познание - синтез чувственного и мысленного познания объектов.
2. Теоретическое познание - конструирование знания о различных идеальных объектах как мысленных проектов возможных материальных объектов.
3. Метатеоретическое познание - мысленный анализ и оценка содержания отдельных теорий.
4. Философское познание - рациональная рефлексия метатеоретического знания и рефлексия философией своего собственного содержания.
Типы сознания по их функциональной направленности:
1. Предметное: бессознательное, подсознательное, сознательное (чувственное и рациональное). Предметное бессознательное - нечто неопределенное, но существующее (область верований). Предметное подсознательное: или нечто интуитивно очевидное или нечто, о чем уже было известно ранее (область обыденного познания). Предметное чувственное сознание - содержание чувственных восприятий (область обыденного познания и науки). Предметное рациональное сознание - идеи и их системы (область науки).
2. Оценочное: бессознательное, подсознательное, сознательное (чувственное и рациональное). Оценочное бессознательное: экзистенциальные ощущения (область возможного, сфера искусства: живопись, поэзия, музыка, балет). Оценочное подсознательное: интуитивные и рациональные оценки всего существующего на основе жизненного опыта (область очевидности здравого смысла). Оценочное чувственное сознание: эмоции, чувства, поведенческие акты (сфера обыденной жизни и искусства: театр, кино, балет). Оценочное рациональное сознание: аргументированные оценки существующего и возможного бытия, как материального (наблюдаемого), так и идеального (ненаблюдаемого). Главные продукты деятельности сознания: различные виды субъективной реальности как предметной, так и ценностной.
Виды предметной субъективной реальности:
1. Чувственная (сенсорная) предметная субъективная реальность: множество чувственных данных: ощущений, восприятий, представлений.
2. Эмпирическая (рассудочная) предметная субъективная реальность: множество протокольных предложений, описывающих содержание чувственных данных; множество научных фактов как обобщений множества протокольных предложений; множество гипотез эмпирических законов, множество феноменологических теорий.
3. Теоретическая предметная субъективная реальность: множество научных теорий, описывающих определенные группы идеальных объектов, их свойства, отношения и закономерности.
4. Метатеоретическая предметная субъективная реальность: парадигмальные теории, научные картины мира, философские концепции [2].
Виды ценностной субъективной реальности: множество систем ценностей различных форм практической и духовной деятельности человека: инженерной, технической, экономической, познавательной, этической, эстетической, политической, экологической, социальной, культурной, мировоззренческой, экзистенциальной, коммуникационной.
3. Истина
1. Истина это один из элементов научного знания. Истина - не продукт отражения сознанием объективной реальности, а результат конструирования мышлением эталонной реальности для ее последующего сравнения с объективной реальностью, ее структурирования и последующего использования для успешной адаптации и практического преобразования [6].
2. Конструктивная деятельность научного мышления качественно отличается от чувственного взаимодействия сознания с познаваемыми объектами. Научное мышление ведет себя по отношению к объективной реальности как относительно независимая от нее реальность, представляя собой рефлексивную деятельность с четко артикулируемыми познавательными целями и средствами их достижения [3, 4, 8, 9].
3. Главной целью конструктивной деятельности мышления является построение субъективной реальности, которая была бы максимально определенной и точной, чтобы выполнять функцию эталона по отношению к объективной реальности. Содержание субъективной реальности является очевидным и истинным для мышления в силу того, что это его собственный продукт в отличие от чувственного и эмпирического знания, являющегося результатом взаимодействия сознания с миром «вещей в себе» (Кант).
4. Научная истина это положительная оценка научным сообществом созданной мышлением эталонной реальности на ее соответствие объективной реальности. Такое соответствие никогда не может быть ни полным, ни абсолютно точным [10].
5. В силу всегда приблизительного характера соответствия содержания субъективной и объективной реальности, оценка того или фрагмента научного знания как истинного (в аристотелевском понимании истины) имеет консенсуальный характер, являясь продуктом согласия научного сообщества о наличии достаточно хорошего соответствия между ними. Это означает, что научная истина всегда имеет социальную природу со всеми вытекающими отсюда последствиями онтологического, гносеологического и социального характера.
6. Положение о консенсуальной природе научной истины является закономерным следствием и дополнением к конструктивному пониманию научного мышления как деятельности по созданию артефактической эталонной реальности как необходимого средства оценки объективной реальности и управления ею («Знание-сила»- Бэкон) [5, 8, 9].
4. Философия и наука
Какое из альтернативных направлений философии: материализм или идеализм лучше соответствует научному познанию? Правильный ответ на этот вопрос состоит из пяти пунктов.
1. Если говорить о чувственном и эмпирическом уровнях научного познания, то они лучше соответствуют материалистическому решению основного вопроса философии (что первично из двух реальностей: сознание или материя). Материалисты и позитивисты исходят из того, что именно материя определяет содержание всего научного знания. Этой же позиции придерживается большинство естественников и представителей технонаук, для которых данное утверждение является их естественной установкой в форме рабочей гипотезы, поскольку в данных областях науки экспериментальная деятельность и обобщение ее результатов играет ведущую роль [11, 13].
2. На научно-теоретическом уровне познавательная деятельность лучше соответствует идеалистическому решению основного вопроса философии, и поэтому именно оно является для теоретиков вполне естественной и удобной для них рабочей гипотезой, поскольку непосредственно они имеют дело с конструированием и описанием идеальной субъективной реальности как эталонной по отношению к объективной материальной реальности. Но если наряду с существованием материи как объективной реальности признать наличие в ней такого более фундаментального и ненаблюдаемого уровня как мир объективных возможностей, то тогда и на теоретическом уровне познания будет верно утверждение, что бытие определяет сознание [15].
3. В наибольшей степени материалистическая философия не соответствует двум областям научного познания: математике и социальным наукам. В математике непосредственным предметом ее исследования является не материальный мир (это предмет исследования только естественных и технических наук на эмпирическом уровне познания), а различного рода абстрактные структуры как возможные типы отношений между объектами любой природы (А. Пуанкаре) [16]. Эти структуры создаются в развитой математике исключительно мышлением математиков, не опираясь на эмпирическое исследование материальной действительности. В математике мышление как часть сознания создает и описывает исключительно свои собственные продукты [5, 10, 11].
4. В социальных науках ситуация несколько более сложная, но в принципе также не соответствующая материалистической философии. Здесь сознание ученых исследует общество в целом и его различные сферы, созданные людьми с помощью их сознания: экономика, политика, культура, наука, образование, искусство, семья, спорт и др. Общество это конечно объективная реальность, но это особая, материально-духовная реальность (ноосфера- В.И. Вернадский), в создании и функционировании которой сознание играет ведущую роль. Фактически в социальных науках человеческое сознание изучает самого себя и свои собственные продукты. Социальное познание это принципиально рефлексивный тип познания, где действует принцип: содержание социального бытия зависит от сознания находящихся и действующих там людей, а видение этого бытия существенно зависит от сознания изучающих его ученых. И в том, и в другом случае сознание определяет бытие, а не наоборот [7].
5. Если говорить о научном познании в целом («по интегралу»), то оно лучше соответствует не материализму, а идеализму, как объективному, так и субъективному, и особенно современной версии последнего в концепции радикального конструктивизма (Матурана, Глазерсфельд и др.) [17]. Признание такого соответствия вызвано следующими причинами. Во-первых, четким осознанием современными учеными и философами науки существенной зависимости чувственного и эмпирического уровня познания от научных теорий. Во-вторых, четким осознанием современными учеными и философами относительной независимости содержания научного знания (особенно научных теорий) от содержания объективной реальности. В-третьих, признанием современными учеными и философами сознания как самодостаточной реальности по отношению к материальной реальности и ее законам.
5. Априорное и апостериорное знание
Существует ли в человеческом сознании априорное («врожденное») знание? О наличии такого знания утверждали многие философы, например, такие как Платон («разумная часть души»), Декарт (интуитивно постигаемые аксиомы математики и философии), Лейбниц (аналитические истины логики и математики), Кант (понятия «пространство», «время», «объект» (вещь в себе), этический категорический императив, существование бога), Гегель (абсолютная идея, ее развитие, всеобщие категории мышления, диалектическая логика- методы теоретической философии), Гуссерль (интуитивное знание базовых элементов сознания («явлений») и др. Но были и философы, полностью отвергавшие существование в сознании априорного («врожденного») знания. Например, Аристотель (согласно которому сознание любого человека при его рождении представляет собой «чистую доску», на которой ничего не написано), все сенсуалисты, позитивисты и материалисты (в том числе представители диалектического материализма), трактовавшими любой вид научного знания как результат «отражения» сознанием объективной реальности в ходе их взаимодействия [6].
Правильной, на наш взгляд, является компромиссная позиция, согласно которой априорное знание в человеческом сознании все же существует, но оно имеет не социальную, а биологическую природу. Это означает, что это такое знание, которое присуще нам наряду с другими животными, и в первую очередь с высокоразвитыми, такими как обезьяны, волки, кошки, собаки, медведи, птицы, киты, рыбы и др. Какого рода это знание: чувственное (сенсорное) или рациональное? Ни то, ни другое. Скорее это интуитивное знание. Например, присущая всем живым существам интуиция протяженности объектов (интуиция пространства), интуиция длительности процессов и явлений (интуиция времени), интуиция существования симметрии в объективной реальности (правое-левое, черное-белое, тяжелое-легкое, верх-низ, холодное – горячее, бытие – ничто, тождественное –различное, много-мало и др.), интуитивное различение упорядоченности и хаоса, интуиция наличия последовательности событий (до, после, одновременно), интуиция существования регулярностей (повторение одного и того же), интуиция самоидентификации и различение Я и не-Я. Без наличия у высокоразвитых органических систем такого рода интуиций сложные органические системы не смогли бы выжить, ибо это абсолютно-необходимое условие их существования. Априорное чувственное знание человека является элементом бессознательного когнитивного уровня, а его материальным носителем является генетическая информация биологического вида Homo sapiens, имеющая наследственную природу. Существует ли априорное рациональное знание в человеческом сознании? На этот вопрос необходимо дать отрицательный ответ. Врожденного рационального знания в любом его виде в сознании не существует. Всякое рациональное знание это продукт конструктивной деятельности мышления и его закрепление (материализация) с помощью языка и коммуникаций. Все рациональное знание, начиная с эмпирического уровня, является мыслительно-конструктивным по способу своего происхождения и социальным по способу легализации. Рациональное знание имеет социально-конструктивный характер и присуще только человеку.
1. Vernadskiy V.I. Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie. M.: Nauka. 1991.-271 s.
2. Lebedev S.A. Urovnevaya metodologiya nauki. M.: Prospekt. 2021. -208 s.
3. Lebedev S.A. Filosofiya nauki: pozitivno-dialekticheskaya koncepciya. M.: Prospekt. 2021.- 448 s.
4. Lebedev S.A. Filosofiya i metodologiya nauki. M.: Akademicheskiy proekt. 2021. – 636 s.
5. Lebedev S.A. Filosofiya nauki. Kurs lekciy. M.: Prospekt. 2022. -272 s.
6. Lebedev S.A. Sovremennaya filosofiya nauki. M.: Prospekt. 2023. – 312 s.
7. Lebedev S.A. Nauchnaya deyatel'nost': osnovnye ponyatiya. M.: Prospekt. 2021. – 136 s.
8. Lebedev S.A. Metodologicheskaya kul'tura uchenogo v 2-h tomah. M.: Prospekt. 2021. T.1. -192 s.
9. Lebedev S.A. Metodologicheskaya kul'tura uchenogo v 2-h tomah. M.: Prospekt. 2021. T.2. - 216 s.
10. Lebedev S.A. Filosofiya nauki. Uchebnoe posobie dlya aspirantov. M.: Prospekt. 2022. – 176 s.
11. Lebedev S.A. Sovremennaya filosofiya nauki: ob'ekt, predmet, struktura// Gumanitarnyy vestnik. 2022. № 3. S.780.
12. Lebedev S.A. Ob'ektivnaya i sub'ektivnaya real'nost' i ih sootnoshenie//Zhurnal filosofskih issledovaniy. 2022. № 3. S. 3-7.
13. Lebedev S.A., Aslanov L.A., Borzenkov V.G., Kazaryan V.P., Kudryavcev I.K., Leskov L.V., Lyamin V.S., Mamedov N.M., Scherbakov A.S. Koncepcii sovremennogo estestvoznaniya. M.: Yurayt. 2011.- 358 s.
14. Lebedev S.A. Nazarov A. Konstruktivistskaya koncepciya chuvstvennogo znaniya//Zhurnal filosofskih issledovaniy. 2022. 1. S. 3-11.
15. Lebedev S.A. Osnovnoy vopros filosofii: kto prav, kto neprav i pochemu//Gumanitarnyy vestnik. 2022. № 4. S. 789.
16. Puankare A. O nauke. M.: Nauka. 1983. -560 s.
17. Cokolov S. Radikal'nyy konstruktivizm. Myunhen. 2000.