Modern development of the agro-industrial complex of the northern region of Russia on the basis of public-private partnership
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the mechanisms of interaction between government and business in the form of public-private partnership in the field of agricultural production of the Komi Republic and the Kostanay region of the Republic of Kazakhstan. The paper analyzes the program-target approach implemented through regional and departmental target programs, including through the State Program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets. The strategy of socio-economic development for the period up to 2035 is presented, one of the priorities of which is to ensure stable economic growth, including the development of the territory of the smart agro-industrial complex, providing the population with its own high-quality and environmentally friendly products. Its main measures and tasks for the implementation of the policy in this direction are outlined. The most important tool for implementing the Strategy is considered, particularly the state program of the Republic of Komi “Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets, development of the fisheries complex”, approved by the Decree of the Government of the Republic of Komi dated October 31, 2019 № 525, which has its own conditions, features and targets. The actual data on the state of agriculture in the Komi Republic for 2018-2021, the level of self-sufficiency in the main types of agricultural products, the production of agricultural products, the level of average monthly wages of agricultural workers, the level of profitability of goods sold (works, services) are presented. The conclusion is made about the importance of state support and regulation of the agricultural sector.

Keywords:
agro-industrial complex, agriculture, public-private partnership, program
Text
Publication text (PDF): Read Download

Северные регионы, в том числе Республика Коми, относятся к регионам с рискованным земледелием в связи с недостатком плодородных земель и высокой зависимостью от природно-климатических условий. Обладая особой специфичностью, АПК республики занимает незначительную долю в валовом региональном продукте. Сельское хозяйство как центральное звено АПК имеет низкую инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствует структура инвестиций в основной капитал: удельный вес отрасли составляет всего лишь 1 %.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 г., утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г., № 185 [1], растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях экономически неперспективные направления деятельности, однако чрезвычайно важные для экономики Республики Коми, т.е. отрасль в регионе имеет не столько экономическое значение, сколько социальное. Поэтому при формировании социально-экономической политики необходимо учитывать региональные особенности сельскохозяйственного развития.
Одним из факторов эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса является особая форма взаимодействия государства и бизнеса – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). 
Мировая практика показывает положительные и действенные результаты реализации проектов государственно-частного партнерства, которые помогают установлению взаимовыгодных отношений как для бизнеса, так и для государства. Кроме того, установление рамок рационального сотрудничества бизнеса и власти способствует социально-экономическому развитию сельских территорий [2].
В России формализованное развитие государственно-частного взаимодействия начинается с принятия Федерального закона № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 [3].
В соответствии с законом, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Для сравнения, в Казахстане в том же 2015 г. утверждается институт государственно-частного партнерства: принимается закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» [4, 5], в соответствии с которым государственно-частное партнерство – форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам (рис. 1).
В России в 2018 г., согласно данным отчета «Центра развития государственно-частного партнерства», реализовывалось (за вычетом завершенных) 3422 законтрактованных ГЧП-проекта с общим объемом частных инвестиций 2182 млрд руб. Для сравнения, в Казахстане на стадии реализации находится только 473 проекта на сумму 90 млрд руб. [2, 6].
В настоящее время особенно важно развивать механизм взаимодействия власти и бизнеса в форме ГЧП именно в сфере сельскохозяйственного производства. Это позволит успешно решить проблему импортозамещения и обеспечить продовольственную безопасность стран [7].
В агропромышленном комплексе одним из инструментов ГЧП на сегодняшний день является программно-целевой подход, реализуемый через региональные и ведомственные целевые программы, в том числе через Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [8].
Государство выполняет организационно-экономическую функцию развития АПК, организует и координирует разработку целевых государственных, ведомственных и региональных программ и инновационных инвестиционных проектов, обеспечивает формирование инновационной инфраструктуры, не выполняя при этом функции агробизнеса [9].
В Республике Коми, северном регионе Российской Федерации, в настоящее время действует Стратегия социально-экономического развития на период до 2035 г. [1]. Одним из приоритетов ее главных целевых показателей является обеспечение стабильного экономического роста, в том числе развитие территории умного АПК, обеспечивающего население собственной качественной и экологичной продукцией. Основные меры и задачи по реализации политики в данном направлении представлены на рис. 2.
Важнейшим инструментом реализации Стратегии является государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. № 525 [10], основной целью которой является обеспечение устойчивого развития агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и сельских территорий.
Программа необходима для достижения роста эффективности, мобилизации ресурсов и инвестиций при решении приоритетных задач, реализации инновационных проектов, снижения рисков и повышения доходности сельскохозяйственного производства [7].
В рамках данной программы, для поддержки сельхозпроизводителей предоставляются субсидии и гранты на различные цели. Основные задачи государственной программы представлены на рис. 3. Программа имеет свои условия, особенности и целевые показатели (рис. 4), следовательно, участники должны соответствовать ряду требований.
На рис. 5 и 6 представлены фактические данные о состоянии сельского хозяйства в Республике Коми за 2018-2021 гг., которые свидетельствуют о том, что уровень самообеспечения основными видами сельхозпродукции в целом имеют положительную динамику в течение трех лет, кроме показателя по яйцам и яйцепродуктам, что связано с оптимизацией производства на птицефабриках. Благодаря мерам поддержки Правительства Республики Коми, уже к 2020 г. удалось достичь желаемого уровня самообеспечения овощами и бахчевыми культурами (34,9 %). Уровень самообеспечения молоком и мясом ежегодно увеличивается, но слишком низкими темпами (в среднем на 3 и 2,8 % в год соответственно). Уровень самообеспеченности по картофелю установлен почти в 94 % в 2020 г. 
Производство продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах в хозяйствах всех категорий за три года увеличилось на 32 % и в целом уже превысило целевой показатель на 5 процентных пункта, в частности, производство продукции животноводства за три года выросло на 18 %, растениеводства – на 83 %. В сопоставимых же ценах показатель снизился на 5 % за рассматриваемый период (рис. 7). Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства увеличилась с 2018 по 2021 г. на 34 % и составила 41 800 руб. Уровень рентабельности проданных товаров (работ, услуг) имел отрицательную величину [11, 12].
 Несмотря на достигнутые результаты, в развитии АПК региона имеется еще немало проблем, для решения которых от государства требуется принятие дополнительных мер. В настоящее время одним из направлений достижения максимальных результатов развития АПК является проект по развитию экспорта агропродовольственной продукции. Мероприятия регионального проекта «Экспорт продукции АПК (Республика Коми)» реализуются в целях достижения результатов федерального проекта «Экспорт продукции АПК», входящего в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [13].
В соответствии с республиканской программой, объем экспорта продукции АПК Республики Коми за рассматриваемый период должен увеличиться на 75 % и составить 0,0007 млрд дол. США за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), создания экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК Республики Коми на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК Республики Коми [10]. В республике имеется положительный опыт расширения экспорта мясной продукции, в том числе оленины. Динамика вывоза мяса и мясопродуктов из Республики Коми представлена на рис. 8.
Для оказания помощи экспортерам из Коми организовываются дегустации, презентации продукции на различных мероприятиях, а также обучающие семинары, во время которых действующим и потенциальным экспортерам дают исчерпывающую информацию о требованиях таможенного, ветеринарного, фитосанитарного законодательства, о подтверждении соответствия продукции для экспортных поставок, о мерах государственной поддержки [14].
В Казахстане одним из динамично развивающихся регионов является Костанайская область, характеризующаяся как индустриально-аграрный регион. Основным приоритетом экономической политики Костанайской области является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инвестиционного процесса в регионе. На протяжении ряда последних лет была проведена большая работа по созданию системы поддержки инвестиционной деятельности и формированию инвестиционного климата, а также разработаны инструменты и механизмы государственной поддержки инвестиций [15]. Будучи регионом с индустриальной направленностью, Костанайская область активно реализует госпрограммы и вносит большой вклад в развитие социально-экономического потенциала страны [16]. 
В области реализовывалась государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017–2021 гг., принятая постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2018 г. № 423. [17], главная цель которой – обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции агропромышленного комплекса. 
Важным направлением отрасли животноводства Костанайской области является реализация национальной программы развития мясного животноводства на 2018–2027 гг., благодаря которой за 2018-2020 г. в области возросла численность всех видов скота, число агроформирований, занимающихся животноводством, достигло 1359 сельхозпредприятий, где производится до 30 % мяса и молока. Доля КРС в производственном секторе составляет 43 %, за рассматриваемый период выросла в 1,5 раза.
Так, в 2020 г. численность КРС достигла 472 тыс. голов (+1,9 %, 9 тыс. голов), овец – 517 (+2 %, 10 тыс. голов), лошадей – 
215 (+2,9 %, 6 тыс. голов), свиней – 130 (+4,8 %, 6 тыс. голов).
Производство мяса в хозяйствах всех категорий достигло 78,8 тыс. т (+ 5,4 % к уровню 2019 г.), в том числе в сельхозпредприятиях – 27 тыс. т (+ 10,2 %). В рамках программы развития молочного животноводства созданы 15 СПК молочного направления, которые являются участниками якорной кооперации – они реализуют молоко крупным молокоперерабатывающим предприятиям. В пищевой и перерабатывающей сферах области также заметен рост: 250 предприятий произвели продукты питания на сумму 177,4 млрд тенге (+ 26,1 % к 2019 г.), ИФО – 110,4 %, экспортный потенциал региона реализован на сумму более 247 млн дол. США. Заметна господдержка и в обновлении машинно-тракторного парка сельхозформирований – предприятия используют инвестиционное субсидирование в размере 25 % от стоимости, а также субсидирование процентных ставок по лизингу на 10 %. Не в последнюю очередь такие меры привели к росту продукции отечественного сельхозмашиностроения – за последние два года на машиностроительных заводах собрано 687 комбайнов «Есиль», 201 трактор «Кировец», 431 трактор «Ловол», 841 трактор МТЗ. Значительный рост использования удобрений также связан с госсубсидиями [18].
Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности является одной из важнейших стратегических задач любой страны. Решающую роль в оживлении динамики сельскохозяйственного сектора призван сыграть механизм государственно-частного партнерства [19]. Действенной и эффективной формой взаимодействия государства и бизнеса является программно-целевой подход. Государственные программы способствуют развитию агропромышленного комплекса. Потребность в таком образовании государственно-частного партнерства в сфере АПК есть и у государства, причем оно является инициатором сотрудничества, и у сельскохозяйственных организаций. При этом ГЧП позволяет перераспределить риски сторон, которые возникают в процессе осуществления совместной деятельности и обеспечить повышение качества жизни населения и доходности сельскохозяйственного производства, формирование значительного количества новых рабочих мест.
 

References

1. Resolution of the Government of the Komi Republic dated 11.04.2019 № 185 “On the Strategy of socio-economic development of the Komi Republic for the period up to 2035” // IPB “Garant”.

2. Cherdantsev, V.P. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v APK Rossii: pravovye aspekty, praktika i problem realizacii [Public-private partnership in the agro-industrial complex of Russia: legal aspects, practice and problems of implementation] // Electronic online publication “Mezhdunarodnyj pravovoj kur'er [International Legal Courier]”. URL: http://inter-legal.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-apk-rossii-pravovye-aspekty-praktika-i-problemy-realizatsii-2.

3. Federal Law № 224 “On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation” dated 13.07.2015. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660 /.

4. Law of the Republic of Kazakhstan dated October 31, 2015 № 379-V ZRK “On public-private partnership”. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379.

5. Legostaeva, A.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Respublike Kazahstan: upravlenchesko-pravovye aspekty sovershenstvovaniya [Public-private partnership in the Republic of Kazakhstan: managerial and legal aspects of improvement] / A.A. Legostaeva, L.K. Kusainova // Bulletin of the Russian University of Cooperation. – 2020. – № 4 (42). – P. 51-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-respublike-kazahstan-upravlenchesko-pravovye-aspekty-sovershenstvovaniya/viewer.

6. Proekt Nacional'nogo doklada o privlechenii chastnyh investicij v razvitie infrastruktury i primenenii mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossijskoj Federacii 2017-2018 gg. [Draft National Report on attracting private investment in infrastructure development and the use of public-private partnership mechanisms in the Russian Federation for 2017-2018] / National Center for Public-Private Partnership. URL: https://investugra.ru/upload/iblock/286/Proekt-natsionalnogo-doklada-o-privlechenii-chastnykh-investitsiy-v-razvitie-infrastruktury-i-primeneniya-mekhanizmov-GCHP-v-RF.pdf.

7. Bessonova, E.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v APK: mezhdunarodnyj opyt i rossijskaya praktika [Public-private partnership in agriculture: international experience and Russian practice] / E.A. Bessonova, N.S. Gridchina // Proceedings of the Southwestern State University. – 2016. - № 3. – P. 111-120.

8. Kochetkova, S.A. Mekhanizmy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v rossijskom APK [Mechanisms of public-private partnership in the Russian agro-industrial complex] / S.A. Kochetkova, Yu.A. Akimova // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. – 2016. – № 10-2. – P. 398-402. URL: ttps://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40867 (accessed: 08.04.2022).

9. Akimova, Yu.A. Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennoj podderzhki agrarnoj sfery regiona v sovremennyh usloviyah [Improvement of the state support system of the agrarian sphere of the region in modern conditions] / Yu.A. Akimova, S.A. Kochetkova // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. – 2015. – № 8-1. – P. 168-172.

10. State Program of the Komi Republic “Razvitie sel'skogo hozyajstva i regulirovanie rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya, razvitie rybohozyajstvennogo kompleksa [Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets, development of the fisheries complex” // Decree of the Government of the Komi Republic dated October 31, 2019 № 525 Syktyvkar.

11. Sel'skoe hozyajstvo v Respublike Komi: statistichesky sbornik [Agriculture in the Komi Republic: statistical collection] / Federal State Statistics Service, Territorial Body of the Federal State Statistics Service in the Komi Republic; ed. V.G. Masalimova [et al.]. - Syktyvkar: Komistat, 2020. - 98 p.

12. Agropromyshlennyj kompleks Respubliki Komi: statistichesky sbornik [Agro-industrial complex of the Komi Republic: statistical collection]. - Syktyvkar: Komistat, 2022. – 80 p.

13. Markov, A.K. Vklad regionov v eksport produkcii APK [Contribution of regions to the export of agricultural products] / A.K. Markov, R.G. Mumladze // Innovacii i investicii [Innovations and investments]. – 2019. – № 6. – P. 369-371.

14. Agrostartap i eksport produkcii Komi [Agro-startup and export of Komi products] // Respublika [Republic]. – 2019. – № 9. URL: http://respublika11.ru/2019/09/21/agrostartap-i-eksport-produktsii-komi/.

15. Investicionnyj portal Kostanajskoj oblasti [Investment portal of the Kostanay Region]. URL: http://investinkostanay.kz/ru/page/invest-climate (accessed: 15.04.2022).

16. Official information resource of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan. URL: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/obzor-itogi-razvitiya-kostanayskoy-oblasti-za-yanvar-sentyabr-2019-goda.

17. State Program for the development of the agro–industrial complex of the Republic of Kazakhstan for 2017-2021 // Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated July 12, 2018 № 423. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000423.

18. V Kostanajskoj oblasti podveli itogi goda: rastenievodstvo ostaetsya v prioritete [The results of the year were summed up in Kostanay Region: crop production remains a priority] // Agrobiznes. Kazakhstan [Agribusiness. Kazakhstan]. URL: https://agbz.kz/v-kostanajskoj-oblasti-podveli-itogi-goda-rastenievodstvo-ostajotsya-v-prioritete/.

19. Yeshimova, D.A. Modeli mekhanizma GChP v agropromyshlennom komplekse [Models of the PPP mechanism in the agro-industrial complex] / D.A. Yeshimova, B.S. Adilbekova, B.E. Abilkasym // Bulletin of KazEU. – 2017. URL: https://articlekz.com/article/20135.

Login or Create
* Forgot password?