VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
The article is devoted to the development of tax administration in the context of increasing its efficiency in the context of the digital transformation of the economy. The author analyzed the prerequisites for the transition of tax authorities to the digital field, such as: the COVID-19 pandemic, the growth in the volume of remote filing of tax returns and online payments, as well as the expanding possibilities for storing and processing large amounts of data. The factors of effective interaction with taxpayers in the implementation of operational processes with the use of innovative digital technologies have been identified, the accounting of which will further bring to a completely new stage of development the interaction of tax authorities with economic entities engaged in entrepreneurial activities, increase the level of compliance with tax discipline and legislation, thereby increasing the volume tax revenues to the budget. The author identifies and substantiates the key principles for creating a digital tax administration ecosystem using advanced information and communication technologies (distributed registry, artificial intelligence, cloud storage, predictive analytics, and others), which will ensure maximum economic efficiency of tax administration not only for business, but also for tax authorities will contribute to the formation of favorable conditions for increasing efficiency and operational management of tax risks.
tax administration, digitalization, digital economy, digital ecosystem, big data, digital interaction, tax risk management
Введение
Цифровизация общества происходит с беспрецедентной скоростью, новые технологии и цифровые бизнес-модели в настоящее время прочно вошли в повседневную жизнь общества и экономические процессы. Цифровая экономика представляет собой сложную и динамичную взаимосвязанную среду, в которой поток данных оказывает значительное влияние на инновации, глобальную стоимость и мировую экономику [14]. Цифровизация трансформирует экономические процессы и влечет за собой изменения практически во всех сферах (экономика, общество и образование, государственное управление, территориальное развитие, наука, исследования и инновации). Что касается финансового управления, которое является частью эффективного государственного управления, то процессы оцифровываются в среде налогового администрирования [10].
Одним из основных изменений, сформированных инновационными технологиями, выступает совершенно новый подход в аккумулировании, аналитической обработке и практическом применении больших массивов данных [5]. Существенный рост массива обрабатываемых данных, формируемых коммерческими и социальными субъектами экономики, разного рода цифровыми агрегатами, стимулирует разработку инновационных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), содействующих созданию нового типа народного хозяйства – цифровой экономики, что в свою очередь создает предпосылки для формирования цифровой экосистемы [1].
Некоторые исследователи утверждают, что налоговое администрирование, сильно зависящее от экосистемы, не приведет к успеху только с помощью технологий [11]. Другие обосновывают необходимость понимания того, как цифровая трансформация влияет повлияли на более широкую экосистему, состоящую из людей, процессов и учреждений, предоставляющих цифровые услуги [16]. Это особенно важно, поскольку обзоры литературы, проведенные Дада Д. [7], Нкохкво К.Н. и Ислам М.С. [13] утверждают, что использование всеобщей экосистемы, в которой применяются информационно-коммуникационные технологии, имеет решающее значение для понимания направлений повышения эффективности налогового администрирования (далее – НА).
В целом ключевое значение внедрения цифровых технологий в НА заключается в формировании общего информационного поля, включающего в себя все этапы операционной деятельности экономических субъектов и других субъектов налоговых отношений. Внедрение ИКТ в операционные процессы налоговых органов, согласно международной практике, представляет собой базис результативности работы, транспарентности и сокращения единообразных операций [2]. Первостепенное значение применения ИКТ заключается в кардинальной трансформации операционных процессов НА, реализуемой посредством применения системного подхода для формирования плана внедрения ИКТ в практическую деятельность налоговых органов [3]. Использование на практике инновационных цифровых решений позволяет вывести на совершенно новый уровень обслуживание экономических субъектов налоговыми органами с ростом экономической эффективности и сокращением трудоемких операций у субъектов налогообложения при соблюдении налогового законодательства [12].
1. Bratcev V. I., Grishanova A. M. Razvitie cifrovizacii kak faktor, opredelyayuschiy izmeneniya mehanizma nalogovogo administrirovaniya // Vestnik REU im. G. V. Plehanova. 2021. Tom 18. № 1 (115). S. 5-13.
2. Zhilin G.O., Mayburov I.A. Sovershenstvovanie metodov nalogovogo kontrolya: vnedrenie avtomatizirovannyh sistem // Aktual'nye problemy nalogovoy politiki: Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii molodyh nalogovedov. Vladivostok: Dal'nevostochnyy federal'nyy universitet, 2017. S. 117-119.
3. Mandroschenko O.V., Bogachev S.V. Nalogovoe administrirovanie v cifrovoy ekonomike: perspektivy razvitiya // Ekonomicheskie sistemy. 2021. Tom 14. № 1 (52). S. 152-158. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-152-158
4. Mezhdunarodnye potoki dannyh i razvitie: komu sluzhat potoki dannyh. Doklad o cifrovoy ekonomike za 2021 god. Organizaciya ob'edinennyh naciy. 2021. Rezhim dostupa: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_overview_ru.pdf
5. Sudarushkina I. V., Stefanova N. A. Cifrovaya ekonomika // ANI: ekonomika i upravlenie. – 2017. – № 1 (18). – S. 182-184.
6. Commissioner conversations: digital transformation – the view from China. Forum on tax administration. August 2021. Rezhim dostupa: https://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administration/publications-and-products/commissioner-conversations/digital-transformation-the-view-from-china.pdf?utm_source=Adestra&utm_medium=email&utm_content=Read%20more&utm_campaign=Tax%20News%20Alert%2005-08-2021&utm_term=ctp.
7. Dada D. The failure of E-government in developing countries: A literature review. The Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries. 2006. 26(1). 1-10.
8. Gerbrands P., Unger B. Policy reform effects in the tax ecosystem. Combating fiscal fraud and empowering regulators: Bringing tax money back into the COFFERS (2021), p. 272
9. Govinda Rao M., Kumar S. Envisioning Tax Policy for Accelerated Development in India. National Institute of Public Finance and Policy. Working paper No. 190. 28 February 2017. Rezhim dostupa: https://www.nipfp.org.in/media/medialibrary/2017/02/WP_2017_190.pdf
10. Ihnatišinová D. Digitalization of tax administration communication under the effect of global megatrends of the digital age // SHS Web of Conf., 92 (2021) 02022. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219202022
11. Kochanova, A., Hasnain, Z., & Larson, B. Does e-government improve government capacity? Evidence from tax compliance costs, tax revenue, and public procurement competitiveness. World Bank Economic Review, 2020, 34(1), 101-120.
12. Li, J., Bao, N.J., Hu, S., Hu, W., Zerbino, M. Digitization and International Tax Dispute Resolution: A Window of Opportunity for BRITACOM. SSRN Electronic Journal. 2020. DOI:10.2139/ssrn.3664039
13. Nkohkwo Q. N., Islam M. S. Challenges to the Successful Implementation of e‑Government Initiatives in Sub‑Saharan Africa: A Literature Review //Electronic Journal of e-government. 2013. T.11. №. 1. S. 252‑266.
14. OECD. Digital Economy Outlok 2017. Rezhim dostupa: https://espas.secure.europarl.europa.eu/orbis/sites/default/files/generated/document/en/ 9317011e.pdf
15. OECD. Inventory of Tax Technology Initiatives. 2022. Rezhim dostupa: https://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administration/tax-technology-tools-and-digital-solutions.
16. Open e-Policy Group. Roadmap for open ICT eco-systems. 2005. Cambridge, MA: Berkman Center for Internet and Society // http://cyber.law.harvard. edu/publications/2005/The_Roadmap_for_Open_ICT_Ecosystems.
17. Tax Administration 2022: Comparative Information on OECD and other Advanced and Emerging Economies. Rezhim dostupa: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/1e797131-en/index.html?itemId=/content/publication/1e797131-en
18. Teillant D., Amroune F., Stanisor M. How are tax administrations and tax specialists going digital? Rezhim dostupa: https://www2.deloitte.com/lu/en/pages/tax/articles/how-are-tax-administrations-specialists-going-digital.html