ON STUDY OF TRAINING SUCCESS MATHEMATICAL MODEL AND OF CREATING PSYCHOLOGICAL DATABASE FOR MODEL TESTING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The mathematical model of training success based on the factor analysis method is presented. The psychological characteristics of the students obtained as a result of the conducted experiment are considered as factors of this method. The academic progress of students determined by the examination record is chosen as a resultant factor. The psychological experiment was conducted in DSTU groups of students of specialty 030300 by means of R. Cattell's 16 PF test. The test results allowed making up a sufficiently complete “psychological portrait” of the secondyear students which has been served as a good database for the consequential development of the training success mathematical model. A two-way analysis of variance has been applied to calculate the model. Each binary pair of factors is classified under two ranking levels: low level — high level. An example of the model analysis is given, the impact of various factor pairs and their combinations on training success is analyzed. Having a sufficiently complete database, it is possible to use the presented model, and to facilitate the educational process for teachers and students after revealing the patterns.

Keywords:
mathematical model, Cattell’s 16PF Questionnaire, factor analysis, dispersive complex
Text

Введение

Успешность обучения студентов — одна из важнейших задач высшей школы. В изменившихся условиях современной образовательной системы представляется актуальным изучить личностные особенности современной российской молодёжи, стремящейся получить образование социально-гуманитарной направленности, а также влияние этих особенностей на успешность освоения студентами изучаемых дисциплин.

В работе [1] предложена математическая модель успешности обучения студентов, основанная на методе факторного дисперсионного анализа для несвязанных выборок [2]. В качестве факторов, влияющих на успешность обучения, в настоящей работе рассматриваются личностные характеристики студентов. Для апробации разработанной модели требуется надёжная и максимально полная база данных личностных качеств студентов. С целью создания такой базы в группах студентов-психологов было проведено тестирование с помощью личностного опросника «16 PF» Р. Б. Кеттелла [3]. Обозначения и профессиональные названия 16 биполярных пар факторов приведены ниже в таблице 2, а их подробные характеристики — в разделе 2.

1. Подготовка, проведение и обработка результатов опроса

Опросник «16 PF — Sixteen Personality Factor Queestionnaire» содержит 187 вопросов, к каждому из которых предложены три ответа [4]. В исследовании участвовали только студенты возраста 18—20 лет, поэтому были выполнены требования, которые предъявляются к группе испытуемых, как к «выборке стандартизации». Всего участвовали 32 студента. Согласно инструкции [4], если ответы на вопросы № 1, 2, 187 не утвердительные, то возникают сомнения в искренности ответов, и нет смысла им доверять. По этой причине были отклонены ответы двух испытуемых. Таким образом, выборка составила 30 студентов, из них 25 девушек и 5 юношей, средний возраст — 19 лет 4 месяца. Для каждого участника эксперимента заполнялся стандартный бланк, в который вносились «сырые» баллы и рассчитанные вторичные показатели (стены). В качестве примера в таблице 2 приведён бланк одной из студенток.

References

1. Belushkina, G. V. Matematicheskaya model' uspeshnosti obucheniya studentov-psikhologov / G. V. Belushkina // Integro-differentsial'nye operatory i ikh prilozheniya : sb. nauch. Trudov Don. gos. tekhn. un-ta. — Rostov-na-Donu, 2007. — Vyp. 6. — S. 11–17.

2. Bocharov, P. P. Teoriya veroyatnostey. Matematicheskaya statistika / P. P. Bocharov, A. V. Pechinkin. — Moskva : Gardarika, 1998. — 326 s.

3. Cattell, R. B. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) / R. B. Cattell, H. W. Eber, M. M. Tatsuora. — Champaign, Illinois : Institute for Personality and Ability Testing, 1970.

4. Romanova, E. S. Psikhodiagnostika / E. S. Romanova. — Moskva : Piter, 2006. — 400 s.

5. Sidorenko, E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii / E. V. Sidorenko. — Sankt-Peterburg : Rech', 2001. — 346 s.

Login or Create
* Forgot password?