The mathematical model of training success based on the factor analysis method is presented. The psychological characteristics of the students obtained as a result of the conducted experiment are considered as factors of this method. The academic progress of students determined by the examination record is chosen as a resultant factor. The psychological experiment was conducted in DSTU groups of students of specialty 030300 by means of R. Cattell's 16 PF test. The test results allowed making up a sufficiently complete “psychological portrait” of the secondyear students which has been served as a good database for the consequential development of the training success mathematical model. A two-way analysis of variance has been applied to calculate the model. Each binary pair of factors is classified under two ranking levels: low level — high level. An example of the model analysis is given, the impact of various factor pairs and their combinations on training success is analyzed. Having a sufficiently complete database, it is possible to use the presented model, and to facilitate the educational process for teachers and students after revealing the patterns.
mathematical model, Cattell’s 16PF Questionnaire, factor analysis, dispersive complex
Введение
Успешность обучения студентов — одна из важнейших задач высшей школы. В изменившихся условиях современной образовательной системы представляется актуальным изучить личностные особенности современной российской молодёжи, стремящейся получить образование социально-гуманитарной направленности, а также влияние этих особенностей на успешность освоения студентами изучаемых дисциплин.
В работе [1] предложена математическая модель успешности обучения студентов, основанная на методе факторного дисперсионного анализа для несвязанных выборок [2]. В качестве факторов, влияющих на успешность обучения, в настоящей работе рассматриваются личностные характеристики студентов. Для апробации разработанной модели требуется надёжная и максимально полная база данных личностных качеств студентов. С целью создания такой базы в группах студентов-психологов было проведено тестирование с помощью личностного опросника «16 PF» Р. Б. Кеттелла [3]. Обозначения и профессиональные названия 16 биполярных пар факторов приведены ниже в таблице 2, а их подробные характеристики — в разделе 2.
1. Подготовка, проведение и обработка результатов опроса
Опросник «16 PF — Sixteen Personality Factor Queestionnaire» содержит 187 вопросов, к каждому из которых предложены три ответа [4]. В исследовании участвовали только студенты возраста 18—20 лет, поэтому были выполнены требования, которые предъявляются к группе испытуемых, как к «выборке стандартизации». Всего участвовали 32 студента. Согласно инструкции [4], если ответы на вопросы № 1, 2, 187 не утвердительные, то возникают сомнения в искренности ответов, и нет смысла им доверять. По этой причине были отклонены ответы двух испытуемых. Таким образом, выборка составила 30 студентов, из них 25 девушек и 5 юношей, средний возраст — 19 лет 4 месяца. Для каждого участника эксперимента заполнялся стандартный бланк, в который вносились «сырые» баллы и рассчитанные вторичные показатели (стены). В качестве примера в таблице 2 приведён бланк одной из студенток.
1. Belushkina, G. V. Matematicheskaya model' uspeshnosti obucheniya studentov-psikhologov / G. V. Belushkina // Integro-differentsial'nye operatory i ikh prilozheniya : sb. nauch. Trudov Don. gos. tekhn. un-ta. — Rostov-na-Donu, 2007. — Vyp. 6. — S. 11–17.
2. Bocharov, P. P. Teoriya veroyatnostey. Matematicheskaya statistika / P. P. Bocharov, A. V. Pechinkin. — Moskva : Gardarika, 1998. — 326 s.
3. Cattell, R. B. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) / R. B. Cattell, H. W. Eber, M. M. Tatsuora. — Champaign, Illinois : Institute for Personality and Ability Testing, 1970.
4. Romanova, E. S. Psikhodiagnostika / E. S. Romanova. — Moskva : Piter, 2006. — 400 s.
5. Sidorenko, E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii / E. V. Sidorenko. — Sankt-Peterburg : Rech', 2001. — 346 s.