Commercialization is one of the main ways to privatize public property in the countryside. The author considered the experience of commercialization of several Eastern and Eastern European countries. This article provides the implementation mechanism of the process of commercialization of public property in the agricultural sector. Having analyzed a number of legislative acts of the Russian Federation, having studied the scientific works of many scientists in the economic sphere, the author examined the effects of commercialization of public property and came to the following conclusions. We can say that the process of commercialization of public enterprises of agrarian and industrial complex is the process of separating enterprises on effective and ineffective, because it enables us to identify non-viable enterprises, that will be the subject to privatize. Commercialization results in the reduction of public deficit and of inflation as well as in the recovery of money economy in the country. This is due to either the reduction or the elimination of state subsidies and investments in commercialized companies. The commercialization process has to go to the next method of denationalisation of property that is to privatization. Therefore, it can be considered to be a transitional step towards privatization.
commercialization, privatization, public property, enterprise, profits, agricultural organizations.
Введение. В каждой стране преобразование отношений и структуры собственности на селе считается одним из актуальных проблем экономического развития. Важнейшим из основных направлений трансформаций отношений собственности является ее разгосударствление. Данное мероприятие в экономической литературе трактуется как освобождение государства от ряда функций хозяйственного управления, которые передаются руководящему органу предприятий. Основными способами разгосударствления принято считать либерализацию рынков, коммерциализацию, стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных), денационализацию, приватизацию сельскохозяйственных предприятий.
Данная работа посвящена исследованию коммерциализации с целью определения ее сущности, сравнению опыта осуществления коммерциализации государственной собственности других стран с ее развитием на предприятиях АПК в российской экономике.
Условия, материалы и методы исследования. При коммерциализации государственное предприятие меняет свой статус на статус частного права. Происходит изменение формы коммерческой деятельности государственного предприятия с передачей управления в частные физические или юридические лица. В широком понимании коммерциализация означает подчинение деятельности целям извлечения прибыли [9].
К концу 90-х гг. большинство стран с переходной экономикой располагали уже десятилетним опытом рыночной трансформации. Большинство бывших «социалистических» промышленных предприятий оказались в чрезвычайно сложном финансово-экономическом положении, генерируя и умножая взаимную задолженность, невозврат кредитов, невозможность оплаты налогов и взносов в внебюджетные фонды [10]. Данный срок и выживание промышленных предприятий оказались необходимой основой для осуществления коммерциализации, дольше всего просуществовавшей в Китае. Китайские государственные акционерные компании не смогли преодолеть убыточность. Деятельность 50 % от всех компаний осуществлялась за счет кредитов государственных банков. Это объяснялось тем, что 80 % оборотного капитала данных акционерных компаний формировалось именно за счет банковских средств. В Болгарии в первые годы коммерциализации государственной собственности убыточными считались до 60 % всех предприятий. В Венгрии серьезные финансовые трудности испытывали около 30-40 % предприятий, неоднократно пытавшихся организовать свою деятельность на принципах рыночной экономики. В Польше государственные предприятия имели затруднительное экономическое положение, связанное с дискриминирующей системой налогов. Причиной послужили отказ в инвестиционных кредитах и взимание налога на капитал. Впоследствии на основании правового акта – Закона о Коммерциализации и Приватизации Государственных Предприятий, принятого в 1997 году, произошло уравнение государственных предприятии с частными [7].
В восточноевропейских странах с переходной экономикой коммерциализация государственных предприятий рассматривалась как подготовительный, переходный этап к приватизации [11]. Государственные предприятия не имели опыта работы в рыночных условиях, что способствовало появлению затруднении в реструктуризации крупных приватизированных предприятий, а также отсутствию превосходства частных компаний над объектами государственной собственности. Внимание со стороны иностранных инвесторов уделялось общеизвестным предприятиям национальной экономики, не принимая в расчет интересы реструктуризации остальных [6].
1. Ukaz Prezidenta RF ot 01.07.1992 g. №721 ob utverzhdenii «Polozheniya o kommertsializatsii gosudarstvennykh predpriyatiy s odnovremennym preobrazovaniem v aktsionernye obshchestva otkrytogo tipa"// http://www.szrf.ru/help.phtml
2. Afanas'ev K. S., Kazennov A. S., Popov M. V. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki kak sredstvo ekonomicheskoy politiki. – SPb.: Izd-vo Len.gos. un-ta im. A.S. Pushkina, 2011.
3. Vitchukova E. A. Ispol'zovanie i preobrazovanie gosudarstvennoy sobstvennosti. – Yoshkar-Ola: MarGTU, 2007.
4. Zagurskiy A. A., Egorova M. Yu. Osobennosti formirovaniya chastnoy sobstvennosti v perekhodnoy ekonomike. Aktual'nye voprosy sovremennogo upravleniya. – Yoshkar-Ola: MarGTU, 2006.
5. Kashirin V. V. Transformatsiya gosudarstvennoy sobstvennosti v ekonomike Rossii. – M.: Ekonomicheskiy fakul'tet MGU, TEIS, 2002.
6. Kushlin V. I. Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoy ekonomiki. Uchebnik. – M.: Izdatel'stvo RAGS, 2005.
7. Nikolaeva I. P. Mirovaya ekonomika. – M.: YuNITI, 2006.
8. Rayzberg B. A.Gosudarstvennoe upravlenie ekonomicheskimi i sotsial'nymi protsessami. Ucheb. posobie. – M.: INFRA-M, 2010.
9. Rayzberg B. A., Lozovskiy L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar'. 5-e izd., pererab. i dop. – M.: INFRA-M, 2006.
10. Yutkina O.V. Nekotorye rezul'taty privatizatsii promyshlennykh predpriyatiy. Khranenie i pererabotka sel'khozsyr'ya.-2003.-N7.-S.14-16.
11. http://knowledge.allbest.ru/economy/