The article reviews tax administering issues at subfederal level in Russia. The interconnection of tax administering and tax collection is considered. It is highlighted that complexity and antipathy of problems in this sphere of financial management needs appropriate measures to solve them. Measures to improve organizational, legal, and information support of tax administering are suggested.
tax administering, tax collection, desk review, field audit.
Налоговое администрирование представляет собой один из основных элементов управления налоговой системой, способствующих стабильности экономики любой страны [1, 2, 4, 5]. Целью налогового администрирования является достижение максимально возможного эффекта для бюджетной системы в отношении налоговых поступлений при минимально возможных затратах в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля.
Налоговые органы являются основным субъектом налогового администрирования со стороны государства. Все мероприятия по налоговому администрированию проводятся налоговыми органами Российской Федерации [3, 8, 9].
Налоговое администрирование, как правило, обеспечивает повышение собираемости налогов, однако так происходит не всегда, поскольку во многих случаях собираемость налогов зависит также от состояния экономики и наличия налоговых льгот [6, 10, 11].
Данные о собираемости налогов в Новосибирской области представлены в табл. 1. Как видно, в Новосибирской области наибольший объем поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации наблюдается по НДФЛ, НДС и налогу на прибыль организаций. Следует отметить снижение объемов поступлений акцизов, что связано с активизацией использования различных нелегальных схем в деятельности ряда организаций, реализующих подакцизные товары. С ростом акцизов, особенно на алкоголь, деятельность по их реализации стала более прибыльной и определила активное использование нелегальных схем.
Показатели динамики собираемости налогов в Новосибирской области представлены в табл. 2.
1. Bocharova I.Yu. Korporativnyy kontrol´ v usloviyakh pereraspredeleniya aktsionernogo kapitala. Finansy i kredit. — 2005. — № 9. — S. 48–53.
2. Mironov O.A., Khanafeev F.F. Nalogovoe administrirovanie. — M.: Omega-L, 2010. — 288 s.
3. Nalogi i nalogovaya sistema Rossiyskoy Federatsii / Pod red. L.I. Goncharenko. — M.: Infra-M, 2010. — 420 s.
4. Nalogovoe administrirovanie / Pod red. L.I. Goncharenko. — M.: Rid Grupp, 2012. — 408 s.
5. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast´ pervaya ot 31.07.1998 № 146-FZ. SZ RF. — № 31. — 03.08.1998. — st. 3824.
6. Nevskaya M.A., Shalagina M.A. Nalogovoe administrirovanie. — M.: Omega-L, 2010. — 256 s.
7. Pis´mo FNS Rossii ot 25.07.2013 № AS-4-2/13622 «O rekomendatsiyakh po provedeniyu vyezdnykh nalogovykh proverok»// Ofitsial´nye dokumenty. — № 28. — 06-12.08.2013.
8. Problemy nalogovogo administrirovaniya v Rossiyskoy Federatsii: Monografiya/ Pod red. d-ra ekon. nauk, prof. E.B. Shuvalovoy. — M: MESI, 2012. — 187 s.
9. Rymanov A.Yu. Nalogi i nalogooblozhenie. — M.: Infra-M. — 2009. — 510 s.
10. Rymanov A.Yu. Nalogovaya amnistiya-2007: otsenka rezul´tativnosti. Finansy i kredit. 2008. — № 19. — S. 45–51.
11. Rymanov A.Yu. Primenenie nulevoy stavki pri nalogooblozhenii pribyli obrazovatel´nykh i meditsinskikh organizatsiy //Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh. — 2013. — № 18. — S. 30–33.