Abstract and keywords
Abstract (English):
This article looks into meaning of the expression “religious extremism”. It is shown that this expression appeared right on the turning point of the humankind going from one mental civilization to another not by a mere coincidence. A direct link between essential nature of monotheism and extremism is being revealed. Characteristics of religious extremism manifestations in various mental civilizations are being determined; the supranational and suprastate nature of monotheistic religion is shown. The background is provided for an idea that tolerance to different world outlooks, ideas, views and positions is nothing but a distinctive feature of modern mental civilization – this of “scientific worldview”.

Keywords:
religion, extremism, religious extremism, terrorism, mental civilizations, paganism, monotheism, autocracy, Judaism, Islam, Christianity, scientific worldview, integration and migration processes, humankind, ethnos, people, state.
Text

Казалось бы, словосочетание «религиозный экстремизм», прочно вошедшее в современную публицистическую и юридическую литературу, не должно оставлять и тени сомнения в том, что оно выражает суть не только давно существующего и чрезвычайно актуального для бытия людей явления, но и то, что оно вечно будет сопровождать жизнь и быт людей. Но если обратиться к истории возникновения этого словосочетания, то можно заметить, что оно практически не употреблялось не только в СССР, но и в других странах мира и стало активно использоваться лишь в конце ХХ — начале XXI в. [12].

Более того, явление, выражаемое данным словосочетанием, настолько стало актуальным в последние два десятка лет, что вошло даже в последний Уголовный кодекс РФ и стало применяться для обозначения уголовно наказуемого деяния [8].

Поскольку и слово «экстремизм», и слово «религия» каждое в отдельности в латыни с незапамятных времен, то можно было бы предположить, что с точки зрения языкознания здесь присутствует контаминация (лат. contaminatio – смешение), т.е. возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов и выражений.

Однако способ образования данного словосочетания весьма своеобразен. Ибо между собой «сочетаются, смешиваются, сливаются» не два разнородных по смыслу слова, а выделяется одна из сущностных характеристик, имманентно присущая данному слову. И потому здесь никак не присутствует «слитие» неких «разнородных явлений» в единое понятийное целое, а, если можно так выразиться, налицо исторически обусловленное выделение сущностной природы явления, которое приобрело в данном случае крайне негативный характер. Причем это выделение, как будет показано ниже, произошло лишь в последние десятилетия как отражение ментальности людей, вступивших в принципиально новую цивилизационную эпоху.

Что касается вычленения различных типов ментальных цивилизаций, то с нашей точки зрения, которая была обоснована в многочисленных наших работах, можно говорить о трех основных ментальных стадиях (эпохах) в истории развития человечества (в нашей терминологии – «цивилизациях») [7].

References

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta [Bible. The Scriptures of the Old and New Testament]. Moscow, International Publishing Center of Orthodox literature, 1995.

2. Barkhin A.B. Bol’shoy yuridicheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ [Great Encyclopedic Dictionary of Law]. Moscow, Knizhnyy mir Publ., 2004; Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Yu. Yuridicheskaya entsiklopediya [Legal Encyclopedia]. Moscow, 2002; Slovar’ religiy: iudaizm, khristianstvo, islam [Dictionary religions: Judaism, Christianity, Islam]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008.

3. Kuzishchin V.I. Istoriya Drevnego Rima [History of Ancient Rome]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1982; Skazkin S.D. Istoriya Vizantii [History of Byzantium]. V. 1. Moscow, Nauka Publ., 1967; Sventsitskaya I.S. Pervye khristiane i Rimskaya imperiya [The first Christians and the Roman Empire]. Moscow, Veche Publ., 2003.

4. Koran [Quran]. Moscow, Ripol Klassik Publ., 2008.

5. Loginov A.V. Vlast’ i vera. Gosudarstvo i religioznye instituty v istorii i sovremennosti [Power and faith. The state and the religious institutes in the history and the present]. Moscow, Bol’shaya Rossiyskaya entsiklopediya Publ., 2005.

6. Noveyshiy filosofskiy slovar’ [The newest philosophical dictionary]. Knizhniy Dom Publ., 2001.

7. Oganesyan S.S. Formirovanie pravosoznaniya i zakonoposlushaniya v Tore, Novom Zavete i Korane: 2. O ponyatiyakh «blizhniy i brat» v sovremennom mire [Formation of sense of justice and lawfulness in the Torah, the New Testament and the Koran: 2. The terms «neighbor and brother» in the modern world]. Prostranstvo i vremya [space and time]. 2011, i. 2; Oganesyan S.S. Istoki pravovogo nigilizma nashego naroda [origins of legal nihilism of our nation]. Predstavitel’naya vlast’ [Representative power]. 2011, i. 5, 6; Oganesyan S.S. Posledovatel’naya peredacha zakonodatel’noy initsiativy i zakonodatel’noy funktsii ot Boga cheloveku [Serial transmission of legislative initiatives and legislative functions of God to man]. Tsennosti i Smysly [value and meaning]. 2011, i. 1; Oganesyan S.S. Sushchestvuet li zhizn’ posle smerti? Svedeniya Tory, Biblii i Korana o zemnoy i vnezemnoy zhizni cheloveka. Sovremennyy vzglyad [Is there life after death? Details of the Torah, the Bible and the Koran on the terrestrial and extraterrestrial life. The modern view]. Moscow, Gumanitariy Publ., 2005; Oganesyan S.S. Otnoshenie Korana k iudeyam i khristianam [The ratio of the Qur’an to Jews and Christians]. Elektronnoe nauchnoe izdanie Al’manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic scientific editions Almanac Space and Time]. 2013, v. 3, i. 2; Oganesyan S.S. Tora, Novyy Zavet i Koran – zakon, pravoporyadok, zakonoposlushanie. Sposoby formirovaniya pravosoznaniya i peredachi zakonodatel’nykh funktsiy ot Boga k cheloveku [the Torah, the New Testament and the Koran – the law, the rule of law, law-abiding. Ways of formation of sense of justice and the transfer of legislative power from God to man]. Moscow, Gumanitariy Publ., 2011.

8. Chuchaev A.I. Postateynyy kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [Commentaries km Criminal Code of the Russian Federation]. Moscow, INFRA-M; KONTRAKT Publ., 2004.

9. Evgen’eva A.P. Slovar’ russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Rus. yaz., Poligrafresursy Publ., 1999. V. 3.

10. Tora (Pyatiknizhie Moiseevo) [The Torah (Pentateuch)]. Moscow, “ART-BIZNES-TsENTR” Publ. 11. Fyustel’ De Kulanzh. Drevniy gorod. Religii, zakony, instituty Gretsii i Rima [Ancient city. Religion, laws, institutions of Greece and Rome]. Moscow, ZAO Izdatel’stvo Tsentrpoligraf Publ., 2010.

11. Fyustel' de Kulanzh. Drevniy gorod. Religii, zakony, instituty Grecii i Rima / Per. s angl. L.A. Igorevskogo. M.: Centrpoligraf, 2010.

12. Ekstremizm: ponyatie, vidy [Extremism: concept, types]. Available at: www.csgped.ru/ekstremizm1.html; www.library.ryazan.su/userfiles/dox/istoriya_ekstrimizma.doc

13. Available at: www.library.ryazan.su/userfiles/dox/istoriya_ekstrimizma.doc; www.center-bereg.ru/m3779.html

Login or Create
* Forgot password?