Zelenograd, Russian Federation
A problem of folklore and authors’ fairy tales use as means of junior schoolchildren acquaintance with the Russian people’s history and household culture is discussed in this paper. Examples of fairy tales and technique of work with outdated terms and concepts which meet in these fairy tales are given. Material can widely be used at world around lessons when studying corresponding historical subjects.
junior schoolchild, Russian people’s history, folklore, author´s fairy tale, household culture.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ ПРИ ОСВОЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Как известно, современный курс начальной школы «Окружающий мир» носит интегрированный характер, то есть в его содержании объединены знания из области естествознания, обществознания и истории России. Изучение истории российского государства младшими школьниками предполагает не только запоминание дат и событий, но и знакомство с отдельными историческими деятелями, образом жизни наших предков, их культурой, бытовым укладом, верованиями. У детей этого возраста, учитывая их небольшой жизненный опыт, безусловно, достаточно трудно сформировать представления о разных исторических эпохах и жизни людей в далеком прошлом. Данная проблема актуальна также в связи с тем, что изучение основ истории России, своего края, культуры своего народа заявлена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
В качестве одного из природосообразных для младшего школьника средств изучения истории можно порекомендовать сказку. Народные и авторские сказки, с одной стороны, привлекают детей захватывающими сюжетами и яркими образами, а с другой — являются средством ознакомления с жизненным опытом и традициями наших предков, способствуют формированию поведенческих стереотипов (учат исправлять ошибки, принимать смелые решения, преодолевать трудности), воспитывают у детей высоконравственные и патриотические качества. Нельзя забывать и о том, что народные сказки, отражающие многовековую мудрость наших предков, в своей основе содержат идею единства человека и природы, гармоничного взаимоотношения с окружающим миром.
1. Dal’ V.I. Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory Dictionary of Russian language]. Moscow, ROOSSA Publ., 2001.
2. Narodnye russkie skazki A.N. Afanas’eva [Russian folk tales A.N. Afanasyev]. Moscow, Nauka Publ., 1985.
3. Pushkin A.S. Skazki [Tales]. Moscow, Olma Media Grupp Publ., 2015.
4. Semenova M.M. My – slavyane [We - the Slavs]. Moscow, Azbuka-Klassika Publ., 2009.
5. Solov’ev V.M. Zolotaya kniga russkoy kul’tury [We - the Slavs]. Moscow, Belyy gorod Publ., 2007.
6. Fedosyuk Yu.A. Chto neponyatnogo u klassikov, ili Entsiklopediya russkogo byta XIX veka [What is not clear from the classics, or encyclopedia of Russian life XIX century]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2006.