This article considers the evaluation of educational achievements of students and the issue of formative assessment. Portfolio and a record book are Reviewedas ways to record educational achievements of students.
mark, grade, educational achievements, formative assessment, portfolio, record book.
В отметках мало педагогики...
в них больше власти.
Отметки – это костыли хромой педагогики…
Ш.А. Амонашвили
На аттестации учителя физической культуры эксперты спросили у педагога о том, почему у него качество знаний во всех классах составляет 100%. Растерянный учитель не нашел, что ответить, а между завучем и экспертами началась дискуссия о роли и способах оценивания в условиях современной школы. Диалог был длительным и содержательным, не будем передавать его полностью, но остановимся, на наш взгляд, на кульминационном вопросе, который задал один из экспертов: «А как же наказать нерадивого ученика, если он не выполняет требований и ведет себя плохо?» Правда, казалось бы, одна фраза, а сколько в ней психолого-педагогических противоречий?!
В настоящее время в школе, да и, наверное, в педагогике, есть противоречие между необходимостью оценивания обучающихся и устаревшими подходами к процессу оценивания, а также консерватизмом и авторитарностью учителей в данном вопросе.
Стоит отметить, что вопрос подходов к оцениванию обучающихся – один их самых обсуждаемых в настоящее время. Труды многих ученых посвящены оцениванию знаний обучающихся. Наиболее интересным, как нам видится, является опыт Шалвы Амонашвили. Еще в 1980 г. вышла его книга об отметке, и, несмотря на то, что с тех пор прошло 35 лет, многие ее положения актуальны и в наши дни.
Действительно, пятибалльная система оценивания обучающихся (а по факту – трехбалльная, так как во многих школах запрещено ставить «двойки») изжила себя. Изменились стандарты обучения, изменились требования к образовательным результатам, но пятибалльная система остается неизменной.
Возможно, это связано с консерватизмом учителей и нормативными требованиями. На наш взгляд, учителя не владеют другими способами оценивания обучающихся, и задача школьных администраторов – организовать повышение квалификации по данному вопросу.
Стоит отметить, что в настоящее время многие педагогические работники не видят четкой грани между отметкой и оценкой и не могут определить их содержательное наполнение. Для уточнения понятий обратимся к педагогическому словарю.
1. Avanesov V.S. Problema stanovleniya sistemyi pedagogicheskih izmereniy [The problem of formation of educational measurement]. Available at://testolog.narod.ru
2. Zagvyazinskiy V.I. Pedagogicheskiy slovar [Teaching dictionary]. Moscow, Izdatelskiy tsentr «Akademiya» Publ., 2008. 352 p.
3. Kalney V.A., Matveeva T.M., Mischenko E.A., Shishov S.E. Struktura i soderzhanie proektnoy deyatelnosti [The structure and content of the project activities and monitoring]. Standartyi i monitoring v obrazovanii [Standards in Education]. 2004, i. 4, pp. 21–26.
4. Kalney V.A., Shishov S.E., Buhteeva E.E. Upravlenie kachestvom obrazovatelnogo protsessa [Quality management of educational process]. Moscow, LOGOS Publ., 2015. 271 p.
5. Kryilova O.N., Boytsova E.G. Tehnologiya formiruyuschego otsenivaniya v sovremennoy shkole [Technology formative assessment in the modern school]. St. Petersburg, KARO Publ., 2015. 128 p.
6. Novikov A.M. Pedagogika: slovar sistemyi osnovnyih ponyatiy [Pedagogy: a dictionary of basic concepts]. Moscow, EGVES Publ., 2013. 268 p.
7. Shishov S.E., Kalney V.A. Monitoring kachestva obrazovaniya v shkole [Monitoring the quality of education in schools]. Moscow, 1997.
8. Shishov S.E. Kachestvo obrazovaniya kak ob´ekt monitoringa v informatsionnom obschestve [The quality of education as the object monitoring the Information Society]. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2008, i. 5, pp. 33–44.