Food safety takes an increasingly prominent place in the study of social and economic, political, environmental and other scientific fields. This means, that food security problem is not only relevant, but also a complex and multi-faceted and multi-layered.
food security, import substitution sanctions.
Важнейшим условием устойчивого развития государства является продовольственная безопасность, которая является основополагающим элементом национальной безопасности государства. Академик РАСХН В.И. Назаренко отмечал, что «продовольственная безопасность уже не рассматривается как чисто внутреннее дело отдельной страны; теперь это не только и не столько обязательства правительства, сколько юридическое международное правовое установление. В этом находит отражение общий процесс гуманитарного и экономического права» [2, с. 30]. Продовольственная безопасность определяет суверенитет государства, стабильность его внутренней и внешней политики.Анализ и обсуждение результатов. Современная модель отечественной экономики, базирующаяся преимущественно на экспорте сырья и топлива, а также крупномасштабном импорте продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, неприемлема для ее развития, не отвечает национальным интересам и требует кардинального изменения. Это особенно опасно в условиях, когда продовольствие все больше и больше становится одним из основных факторов политического и экономического давления, прежде всего, экономически развитых стран на Россию, что крайне негативно отражается на ней, поскольку она является государством, располагающим одним из самых крупных в мире аграрным потенциалом, но неспособным пока полностью обеспечить население собственным продовольствием. Наиболее остро эта проблема проявилась при введении Россией отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны, когда под зарубежные санкции попала примерно половина всего объема российского импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для его производства, что соответствует почти 15% их внутреннего потребления.Восполнить недостаток продовольствия, подпавшего под санкции, за счет увеличения его внутреннего производства, можно лишь частично. Даже по самым оптимистичным экспертным оценкам, это позволит заместить 15% выпавшего импорта продовольственных товаров и сырья при росте цен на них, поскольку до объявленного Россией эмбарго почти половина объема продовольственного импорта приходилась на страны Европейского Союза, которые имели относительно низкие затраты на логистику при поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Россию [7, с. 282].Из-за невозможности относительно быстрого наращивания собственных продовольственных ресурсов в течение одного года, максимального использования конкурентных преимуществ аграрной сферы в отдельных регионах страны, во многом обеспечивающих продовольственную независимость страны, пришлось в срочном порядке искать новые источники поставок импортного продовольствия, переориентировать его из стран Европейского Союза на другие и тем осуществить среди них новый крупномасштабный передел емкого российского рынка импортного продовольствия. Кроме того, осуществление ускоренного импортозамещения за счет дополнительного производства отечественной сельскохозяйственной продукции невозможно без одновременного развития сельских территорий. Следует учитывать, что согласно новой редакции Государственной программы общий объем финансирования ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» сокращается почти вдвое [6, с. 204].
1. Altukhov A.I. Razvitie zernoproduktovogo podkompleksa Rossii: monografiya / A.I. Altukhov.- Krasnodar: KuBGAU: EDVI, 2014.- 662s.
2. Altukhov A.I. Rossii neobkhodima novaya agrarnaya politika / A.I. Altukhov. Ekonomist, 2014.- №8.- s.28-39.
3. Battalova A.R., Abdullin I.A. Sotsial´no-ekonomicheskie protsessy v stranakh SNG. Sredizemnomorskiy zhurnal sotsial´nykh nauk, № 24, 2014 - 331 s.
4. Battalova A.R., Kundakchyan R.M. Problema prodovol´stvennoy bezopasnosti v Rossii. Sredizemnomorskiy zhurnal sotsial´nykh nauk, № 3, 2015 - 773 s.
5. Doktrina prodovol´stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30 yanvarya 2010g. №120.[Elektronnyy resurs].URL: http://www.mcx.ru/dokumtnts/12214/19/htm.
6. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel´skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel´skokhozyaystvennoy produktsii, syr´ya i prodovol´stviya na 2013-2020 gody. - M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2012. - 204 s.
7. Natsional´nyy doklad «O khode i rezul´tatakh realizatsii v 2012 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel´skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel´skokhozyaystvennoy produktsii, syr´ya i prodovol´stviya na 2008-2012 gody».- M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2013.- 282 s.
8. K voprosu o probleme prodovol´stvennoy bezopasnosti. Vinnichek L.B., Paptsov A.G., Fudina E.V.. Niva Povolzh´ya. 2012. № 3. S. 61-64.
9. Problemy i perspektivy prodovol´stvennoy bezopasnosti rossii v usloviyakh globalizatsii. Klimova N.V., Mikhaylov A.E.. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. № 40. S. 21-25.
10. Problemy i puti realizatsii innovatsionnogo razvitiya agrarnoy sfery proizvodstva v Kazakhstane Edilbaev N.B., Fayzrakhmanov M.D.. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. T. 9. № 4 (34). S. 14-17.