Specifications of the planning training sessions with regard to FGOS for primary education requirements are described. The authors examine the purpose and objectives of a lesson in terms of systems-activity approach. It is described in details how to formulate the dominant purpose of a lesson and objectives reflecting the classroom activities consistent to the the training session logic.. Ways to set diagnisticity objectives and methods to specify objectives into leaching and cognitive tasks are described with several correspondent examples. Planning training sessions in a proposed way helps to align students’ classroom activities to the FGOS requirements and turns purpose and objectives of each training session into valuable teaching resources.,. Suggested assessment criteria can be used by teachers to self-check the quality of their work and also for objective appraisal of their pedagogical effectiveness.
training session, after-class activities, systems-activity approach.
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Варианты проектирования уроков предложены в различных учебно-методических комплексах и образовательных системах начального образования. Учитель сам выбирает тот или иной подход к проектированию уроков и внеурочных занятий.
Предлагаем свое видение реализации системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, особенностью которого является способ постановки задач, реализующих доминантную цель урока, обеспечивающий логическую взаимосвязь компонентов урока и учебных ситуаций.
С позиций системного подхода важнейшей особенностью является взаимосвязь всех структурных компонентов урока: цели и задач, этапов урока, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся. Системообразующим компонентом является цель урока. При проектировании урока необходимо учитывать не только тактические цели, но и стратегические, которые ставятся в начале изучения курса, больших разделов, создавать условия для понимания учащимися иерархичности целей, их взаимосвязи.
В условиях системно-деятельностного подхода ведущей категорией организации образовательного процесса становится учебная ситуация (игровая, трудовая, исследовательская и др. в зависимости от доминирующего вида деятельности), формирующая предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Учебная ситуация позволяет связать ведущие категории системного и деятельностного подходов, так как именно в ходе решения учебных (игровых, трудовых, исследовательских и др.) задач ребенок осознает и формулирует цель, продумывает и реализует ее на практике, оценивает результат своей деятельности.
1. Klarin M.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya v uchebnom protsesse. Analiz zarubezhnogo opyta / M.V. Klarin. — M.: Narodnoe obrazovanie, 1998.
2. Kokareva Z.A. Tekhnologicheskiy podkhod k analizu sovremennogo uroka. / Z.A. Kokareva. — Vologda: VIRO, 2003.
3. Peterson L.G. Tipologiya urokov deyatel'nostnoy napravlennosti v obrazovatel'noy sisteme «Shkola 2000…»/ L.G. Peterson, M.A. Kubysheva. – M., 2008.
4. Potashnik M.M. Trebovaniya k sovremennomu uroku: metodicheskoe posobie / M.M. Potashnik. – M.: Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2008.
5. Churakova R.G. Tekhnologiya i aspektnyy analiz sovremennogo uroka v nachal'noy shkole: uchebnik / R.G. Churakova. — M.: Akademkniga, 2009.