The article devoted to the innovative technique of developing coherent speech in senior pre-school age – mnemotechnics providing effective memorization, preservation and reproduction of the information through the formation of associations (links).
mnemotechnics, coherent speech, senior pre-school age, innovative technique.
Современная программа любой дошкольной организации построена так, чтобы в ходе образовательной деятельности обогащался активный словарь ребенка, совершенствовался грамматический строй его речи, повышался звуковой уровень. К школьному возрасту (6–7 лет) ребенку необходимо освоить не только нормы родного языка, но и обладать навыками диалогической и монологической речи, уметь четко и ясно излагать свои мысли, применять накопленные знания на практике.
Практика показывает, что традиционные методики не всегда дают желаемые результаты в развитии детской речи, так как сами дети не всегда могут за короткое время занятия сориентироваться в потоке информации и составить рассказ или сказку за отведенное для задания время. Некоторым из них, например, необходимо время, чтобы преодолеть неуверенность.
Поэтому для наиболее успешного решения вышеизложенных задач наряду с традиционными методиками в образовательный процесс необходимо вводить новые методы и приемы, к которым, например, относится мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования ассоциаций (связей), замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. В основе лежит мнемоника (в переводе с греческого (греч. ταμνημονικα) — искусство запоминания). Лучше всего мнемотехнику могут охарактеризовать такие слова: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (повторить)» [4].
Элементы мнемотехники способствуют развитию у детей памяти, что, в свою очередь, помогает развитию связной речи. В нашей жизни приемы мнемотехники используются практически везде. Это различные шифры, инструкции по применению, ярлыки на дисплее компьютера – все это элементы мнемонического метода.
1. Vygotskiy L.S. Myshlenie i rech’ [Thinking and speech]. Moscow, Labirint Publ., 1999.
2. D’yachenko O.M. Razvitie voobrazheniya doshkol’nika [Development of imagination preschool]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2008.
3. Veraksy N.E., Komarova T.S., Vasil’eva M.A. Kompleksnye zanyatiya po programme «Ot rozhdeniya do shkoly» [Complex classes on the program «From birth to school»]. Volgograd, Uchitel’ Publ., 2012.
4. Polyanskaya T.B. Ispol’zovanie metoda mnemotekhniki v obuchenii rasskazyvaniyu detey doshkol’nogo vozrasta [The use of mnemonics in teaching storytelling preschool children]. St. Petersburg, OOO «IZDATEL’’STVO «DETSTVOPRESS» Publ., 2010.
5. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel’nykh tekhnologiy [Encyclopedia educational technologies]. V. 2. Moscow, NII Shkol’nykh tekhnologiy Publ., 2006.
6. Sidorchuk T.A., Lelyukh S.V. Sostavlenie det’mi tvorcheskikh rasskazov po syuzhetnoy kartine [Making children creative stories for the story picture]. Moscow, ARKTI Publ., 2012.