The article considers the main stages of forming skills of creative narrative (story-telling) in pre-school age children; are listed effective techniques to stimulate creative preschoolers’ speech activity.
skills creative story-telling, creative preschoolers’ speech activity, creative skills, imaginative story.
Процесс модернизации современного образования выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творческого воображения, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что оно является не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новой информации, условием творческого преобразования имеющихся у них знаний, но также средством саморазвития личности в целом.
Актуальность проблемы развития творческого воображения обусловила поиск эффективных психолого-педагогических условий развития творческого воображения и разработку модели формирования навыков творческого рассказывания у детей в образовательном процессе.
В современном обществе мы ежеминутно сталкиваемся с гигантским информационным потоком, но усваиваем далеко не весь его объем. Лишь незначительная часть становится нашим внутренним приобретением – знаниями. Информация становится лишь тогда знанием, когда вступает в контакт с прежним опытом человека. Другими словами, если она находит опору в прежних знаниях, отыскивает то, за что ей можно зацепиться.
Новая информация, вступив в контакт с прежним опытом человека, не просто надстраивается над тем, что уже было, а полностью перестраивает или, как говорят специалисты, переструктурирует все имеющиеся знания. Каждая новая информация, превратившись в личное приобретение человека – знания, полностью их реконструирует, делает совсем другими.
Творчество личности можно и нужно развивать. Л.С. Выготский говорил, что «творчество – это удел не только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» [3]. Рассмотрим ряд общих рекомендаций и принципов, на которые необходимо опираться, развивая творческие способности детей.
Говоря о развитии творчества, Э. де Боно формулирует следующие принципы [2]:
- выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
- развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
- развитие способности видеть многофункциональные вещи;
- развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы;
- развитие способности к осознанию стереотипной (привлекательной, навязанной авторитетом) идеи и освобождения от ее влияния.
1. Vygotskiy L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. St. Petersburg, 1997.
2. Bono E. Ser’eznoe tvorcheskoe myshlenie [serious creative thinking]. Minst, Popurri Publ., 2005.
3. Torrance E.P. Experiences in developing creativity measures: Insights, discoveries, decisions. 2001.
4. Torrance E.P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.
5. Doroshenko O.V. Innovatsionnyy podkhod k probleme razvitiya svyaznoy rechi starshikh doshkol’nikov s narusheniyami rechi [An innovative approach to the development of coherent speech of the senior preschool children with speech disorders]. Modernizatsiya obrazovaniya v sovremennom mire: Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 19 iyunya 2009 g. [Modernization of education in the modern world: Proceedings of the II All-Russian Scientific-Practical Conference on 19 June 2009.]. Tambov, Orion Publ., 2009, pp. 90–93.
6. Abdurakhmanov R.A. Vozrastnaya psikhologiya. Rabochiy uchebnik dlya VUZov (v chetyrekh chastyakh) [Age-related psychology. Work textbook for high schools (in four parts)]. Chast’ 2. Spetsifika i usloviya razvitiya detey v doshkol’nom i shkol’nom vozraste [Part 2. Specificity and conditions of children in pre-school and school age]. Moscow, Sovremennaya gumanitarnaya akademiya Publ., 1999.
7. Yudina E.I. Innovatsionnyy opyt sotsializatsii detey v sovmestnoy s roditelyami khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatel’nosti [Innovative experience in the socialization of children with parents of artistic and creative activities]. Nauchnyy poisk v sotsializatsii: strategii, tekhnologii, opyt: materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 28–29 marta 2013 g. [Scientific search socialization strategies, technologies, expertise: materials of IV International scientific-practical conference on 28–29 March 2013]. Moscow MPGU, 2013, V. 2, pp. 41–46.