This article is devoted to the study of modern forms of public-private partnership — contract life cycle. The experience of world con-tract of the life cycle is considered on the example of great Britain, the Netherlands, Spain, Russia. Describes a series of projects under a contract model of the life cycle in construction of objects of transport and sports infrastructure, both in Europe and in Russia.
contract life cycle, public-private partnership, the project, infrastructure.
Реализация крупномасштабных проектов требует серьезных финансовых вложений [4]. В одиночку компании или государству часто сложно осуществить такого рода проекты. Главное назначение государственно-частного партнерства (ГЧП) — решать данные проблемы. Взаимодействие частного бизнеса и государства выгодно обеим сторонам. При объединении вышеназванных участников создается синергетический эффект, при этом у каждой стороны появляется возможность решить свои задачи, что создает дополнительные конкурентные преимущества. Таким образом, ГЧП является одним из основных механизмов, позволяющих развивать отношения бизнеса и государства.
Формы, в которых реализуется ГЧП, различаются между собой степенью ответственности, которую государство или частный сектор берет на себя, за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы, и длительностью сотрудничества.
Контракт жизненного цикла (далее — КЖЦ) — особая форма ГЧП, принципиально новая для нашей страны, но весьма перспективная с точки зрения эффективности и максимизации полезного эффекта для основных участников соглашения — публичного и частного сектора. Контракт жизненного цикла подразумевает соглашение между государством и частным бизнесом не только о строительстве объекта инфраструктуры (чаще всего транспортной), но и о последующем его обслуживании исполнителем. Это позволяет минимизировать риски, связанные с недобросовестным исполнением обязательств обеими сторонами (особенно исполнителем мероприятия). Модель КЖЦ позволяет переложить проектные, строительные и эксплуатационные риски на частную сторону. Такая возможность позволяет государству сконцентрироваться на основных параметрах объекта строительства, а также на контроле за достижением заданных параметров. У руководства компании возникает прекрасная возможность зарекомендовать ее как сильного, а главное — надежного игрока на рынке. Авторитет среди компанийконкурентов в различных рейтингах, а также доверие госструктур обеспечит дальнейший рост и восхождение компании «вверх», что откроет для нее новые, широкие возможности.
1. The Federal law of July 18, 2011 № 223-FZ "On procurement of goods, works, services by separate types of legal entities" (as amended on 12.03.2014). Available at: http://www.ib.ru/law/3149.
2. Baurina S.B., Lazutina O.Y. Innovation as the path to world leadership. Innovation: prospects, problems, achievements: materials of II international scientific-practical conference. 22.05.2014. Moscow, 2014, рр. 41–47. Available at: http://www.rea.ru/ru/org/cathedries/techmashkaf/Pages/science.aspx.
3. Makhovikovа G.A., Efimovа N.F. Public-private partnership: abroad-tion experience and Russian realities. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg state economic University Publ., 2013.
4. Shabalova L.V., Baurina S.B. Development of innovative potential of personnel as a factor of the electrical industry organizations out of crisis. Problems and prospects the assets of the development of domestic lighting, electrical engineering and power engineering: collected papers. Tr. VIII Intern. scientific-technical. сonf. Saransk, 2010, рp. 306–311.