Moskva, Moscow, Russian Federation
The substance of spiritual culture and humanitarian culture and interrelations between these phenomena are analyzed. The levels, functions and important attributes which differentiate humanitarian culture and natural science culture are described. The author also highlights the main characteristics of the Russian humanitarian culture, such as cosmocentrism, integrity and «sobornost», the prevalence of moral and spiritual regulators over the law restrictions and ontological realism. The humanitarian culture influences the whole system of education and determines the main body of the liberal education. The liberal education not only reveals the reasons of human existence, but also provides the techniques for resolving conflicts. Moral and psychological conflicts are treated as forms, in which objective contradictions intrinsic to moral progress of society are manifested.
humanitarian culture, spiritual culture, national humanitarian culture, liberal education, moral conflicts, behavior, methods of resolving moral conflicts.
Статья подготовлена в рамках технического задания на выполнение НИР «Философско-мировоззренческий анализ потенциала духовной культуры общества» (кафедра «Гуманитарные и социально-политические науки» ИСГТ МГУТУ имени К.Г. Разумовского).
Понятие о гуманитарной культуре родственно понятию гуманизм. В исторических энциклопедиях гуманизм (от латинского — человеческий, человечный) определяется как одно из направлений общественной мысли, возникшее в XIV—XVI вв. (эпоха Возрождения) в странах Западной Европы и выдвинувшее на первый план интерес к человеку и человеческой личности. Гуманисты утверждали демократическую идею естественного равенства людей, достоинства и свободы личности против средневекового феодализма и церковного гнета, провозглашали борьбу за человечность общественных отношений (Л. Валла, Л. Бруни, Пико дела Мирандола — в Италии; У. фон Гуттен, И. Рейхлин — в Германии; Э. Доле, Ф. Рабле, М. Монтень — во Франции; Э. Ротердамский — в Нидерландах). В XIX—XX вв. гуманитарным стали называть цикл светских наук о человеке и обществе (иное название: общественные науки).
Несмотря на кажущуюся ясность, понятие о гуманитарной культуре часто трактуется неоднозначно. Иногда оно отождествляется с духовной культурой, понимаемой как качественная характеристика социального субъекта (от индивида до общества в глобальном значении слова), свидетельствующая о степени развития у него гуманистических начал, мере реализации его сущностных сил. В других случаях «духовная культура» и «гуманитарная культура» трактуются как взаимопроникающие понятия, но это взаимопроникновение излишне усложняется. Например, А. Запесоцкий пишет: «С одной стороны, гуманитарная культура — это часть духовной культуры общества, которая живет в форме “текста” и выполняет функцию фиксации, хранения и передачи духовного опыта человечества. С другой стороны, духовная культура является частью гуманитарной культуры, которая интериоризована субъектом, вошла в сферу его духовной жизни (сознание, самосознание, нравственные переживания) и приобрела там свойства уникальности и неповторимости»[1, с. 259].
Не следовало бы затушевывать вопрос: какое из названных понятий более объемно и богаче по содержанию? На наш взгляд, более объемно и богаче по содержанию понятие духовная культура, которое употребляется в паре с понятием материальная культура и в качестве его антитезы. В духовную культуру входят и мифология, и религия, и светская идеология, и художественная культура, и наука — одним словом, все сверхматериальное, что выработано человеческим духом (сознанием) на протяжении всей его (человечества) истории. В современную эпоху все содержание феноменов духовной культуры можно подразделить на две взаимосвязанные ипостаси: культуру естественнонаучную, научно-техническую и культуру гуманитарную, как это сделал Чарльз Перси Сноу в известном эссе «Две культуры», написанном в 1973 г. [2]. В этом свете к гуманитарной культуре следует относить научные и иные (донаучные и сверхнаучные) практики, имеющие своим предметным основанием не природу, а человека и человечество: понимание смысла их существования, их судьбы и роли в творении истории. Представляется, что Ч.П. Сноу на новом этапе продолжил нить рассуждений, начатую на эту тему В. Дильтеем и Г. Риккертом — известными учеными XIX в.
1. Zapesotskiy A.S. Obrazovanie: filosofiya, kul'turologiya, politika/ Ros. akad. nauk. Institut filosofii. — M.: Nauka, 2002.
2. Snou Ch. Dve kul'tury: sbornik publitsisticheskikh statey. — M.: Progress, 1973.
3. Dil'tey V. Vvedenie v nauki o dukhe. Zarubezhnaya estetika i teoriya literatury XIX—XX vv.. Traktaty, stat'i, esse. — M.: Izd-vo MGU, 1987.
4. Rikkert G. Nauki o prirode i nauki o kul'ture / Ceriya: Mysliteli XX v. — M.: Respublika, 1998.
5. Berdyaev N.A. Samopoznanie (opyt filosofskoy avtobiografii). — M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1990.
6. Losev A.F. Filosofiya. Mifologiya. Kul'tura. — M.: Politizdat, 1991.
7. Solov'ev V.S. Chtenie o Bogochelovechestve. Sobranie sochineniy. — V 2 t. — T. 2. — M.: Pravda, 1989
8. Shatilo I.S. Istoriya russkoy filosofii: kurs lektsiy. — M.: RosZITLP, 2009.
9. Marks K., Engel's F. Soch. — T. 3.
10. Feyerbakh L. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. — T. 1. — M., 1959.
11. Makarenko A.S. Sochineniya. — V 7 t. — T. 7. — M.: Akademiya pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1958.