Russian Federation
The Cossacks’ heroic deeds during the hardest periods of the Russian history are the embodiment of the archetypal to this country’s culture image of the brave warrior and defender. Examples of how the Cossacks proved themselves in terms of military expertise and patriotism on the public service should be incorporated in the system of continuous education and general liberal education of Cossack youth.
Russian Cossacks, continuous education, state activities, military and patriotic activities, martial culture, culture of the Cossacks, spiritual development, serving.
Непрерывное образование российского казачества в соответствии с основными положениями принятой Концепции рассматривается как инструмент социально-экономического, государственно — политического и духовного развития территорий с компактным проживанием казачества и собственно казачьих сообществ [8]. Кроме того, система непрерывного образовательная казаков предусмотрена в соответствующих учебных заведениях, включающих казачий компонент. В связи с этим целесообразно кратко коснуться содержания феномена казачества.
Существует, как известно, ряд определений понятия «казачество», в котором отражены этнокультурные, социально-психологические и государственно-политические аспекты этого сложного явления. В целом, обобщая ряд подходов, можно охарактеризовать казачество как сложившуюся за длительный период своего исторического развития общность людей, отличающуюся самобытной традиционной культурой и комплексом неповторимых этнопсихологических, социокультурных особенностей.
В процессе эволюции традиционной культуры казачества формировались качества, которые принято считать отличительными чертами казака и которые в значительной мере сохранили свою жизнеспособность в настоящее время — это развитое чувство личного достоинства, индивидуальной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; трудолюбие и хозяйственность, владение воинскими навыками, дисциплина, любовь к родной земле, уважение к старшим, почитание обычаев и заветов предков.
Анализируя феномен российского казачества, важно помнить, что, прежде всего — это военное сословие, состоящее из представителей населения ряда российских местностей, пользовавшихся особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности. Таким образом, казачество представляет собой традиционно военное полупривилегированное сословие, благодаря которому осуществлялась эффективная защита границ государства. Несмотря на сложные и противоречивые трансформации в социальной направленности и действиях казачества в ранние периоды его истории, данные аргументы позволяют охарактеризовать сложившуюся на протяжении веков своеобразную воинскую культуру российского казачества как традиционную культуру воина-защитника.
В современной России казачество, учитывая его ярко выраженное государственное начало, становится значимой и признанной силой, направленной на решение общественных интересов не только местного, но и общегражданского, государственного значения.
В Стратегии развития российского казачества до 2020 года акцентируется положение о том, что «…стратегической целью государства является развитие российского казачества и усиление его роли в решении государственных задач» [11, с. 4]. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду.
Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи» [9]. Государство поддерживает стремление казаков возродить исконный уклад жизни, свои самобытные, исторически сложившиеся культурные традиции и духовные ценности, информация о которых — как следствие данной политики — должна, по нашему убеждению стать полноправным учебно-оспитательным компонентом образовательной системы российского казачества всех уровней, включая высшую школу.
1. Bolotin D. Vydayushchiysya sovetskiy oruzheynik. — M.: Voennyy vestnik, 1971.
2. Velikaya Otechestvennaya: Komkory. Voennyy biograficheskiy slovar'. — T. 1 / pod obshch. red. M.G. Vozhakina. — M.; Zhukovskiy: Kuchkovo pole, 2006. — 672 s. — ISBN 5-901679-08-3.
3. Velikaya Otechestvennaya: Komdivy. Voennyy biograficheskiy slovar'. — M.: Kuchkovo pole, 2011. — T. 1. — 736 s. — 200 ekz. — ISBN 978-5-9950-0189-8.
4. Geroi Sovetskogo Soyuza: Kratkiy biograficheskiy slovar'. — T. 1. — M.: Voenizdat, 1987.
5. Golovko A.G. Vmeste s Flotom. — M., 1984.
6. Gusarov A.Yu. Oranienbaum. Tri veka istorii. — SPb, 2011. — ISBN 978-5-93437-329-1.
7. Zadorozhnyy P.F. O polozhenii del v kazachestve Rossii i blizhnego Zarubezh'ya: doklad Sovetu Atamanov Soyuza kazakov Rossii Voronezhskaya oblast'. — Rossosh' 19 avgusta 2011 g.
8. Kontseptsiya nepreryvnogo obrazovaniya rossiyskogo kazachestva. — M.: MGUTU imeni K.G. Razumovskogo, 2012.
9. Putin V.V. Byt' sil'nymi: garantii natsional'noy bezopasnosti dlya Rossii. Rossiyskaya gazeta. — 2012. — 20 fevralya.
10. Reshin E.G. General Karbyshev. — 4-e izd., ispr. — M., 1987.
11. Strategiya razvitiya gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v otnoshenii rossiyskogo kazachestva do 2020 goda. — M., 2012.
12. http://flot.com/history/personalities/golovko.htm