LOCAL HISTORY COMPONENT IN TEACHING MATHEMATICS TO PRIMARY SCHOOLCHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
Potential of including national-regional component of general education in the mathematics learning system of primary schoolchildren is considered. Attention is given to the chronological analysis of theoretical development and practice experience of local history materials in education.

Keywords:
local history, geography and culture, primary schoolchild, text task, national ornament, the Republic of Mordovia.
Text

Среди основных целей и задач современного образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место уделено обеспечению исторической преемственности поколений, сохранению, распространению и развитию национального языка и культуры [7].

Региональные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить в сфере образования сохранение и поддержку:

  • этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
  • языков и культур малых народов Российской Федерации, гармонизацию национальных и этнокультурных отношений [1].

Развитие идеи обучения школьников с учётом краеведческого подхода

Идея использования национально-региональной культуры в общественном воспитании впервые в России была затронута М.В. Ломоносовым, а впоследствии более тщательно разработана Н.И. Новиковым и А.Н. Радищевым. Она предвосхитила взгляды передовой интеллигенции последующих поколений на образование и воспитание путем изучения духовного наследия своего народа.

Новая теория была разработана и предложена русскими революционными демократами: В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским. По их мнению, познание прекрасного воспитывает в ребенке Человека. Этого можно добиться, обращаясь к богатству родного языка, народным сказкам, пословицам, поговоркам, песням и т.д.

Проблема национального воспитания весьма многогранна. В ее решение внесли вклад представители различных наук. Например, многие вопросы теории и практики гуманистического и национального воспитания подрастающего поколения рассмотрены в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, К. Насыри, М.Е. Евсевьева.

В социально-философском и историческом плане проблема националь ного воспитания получила методологическое обоснование в коллективных тру дах Р.Г. Абдулатипова, Ф.С. Бабейко, Р.К. Грдзелидзе, А.Ф. Дашдамирова, Л.М. Дробижевой, И.И. Серовой, где освещаются различные теоретические и социологические аспекты данного вопроса, особенности формирования нацио-нального сознания и межнационального взаимодействия.

В психологических исследованиях Л.С. Выгодского, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева рассматриваются отношения людей разных национальностей, ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп, которые регулируются историческими, социально-экономическими, этнокультурными и идеологическими факторами.

References

1. Analiticheskaya spravka ob etnokul'turnom obrazovanii v Respublike Mordoviya i regionakh RF s kompaktnym prozhivaniem mordovskogo naseleniya [Elektronnyy resurs]. — URL: http://mo.edurm.ru/attachments/article/420/eo.doc (data obrashcheniya — 25.07.2013).

2. Ivanova A.V. Organizatsionno-pedagogicheskoe obespechenie matematicheskogo obrazovaniya v regionakh Severa: Dis. … d-ra ped. nauk. — Yakutsk, 1997. — 425 c.

3. Koroshchenko N.A. Regional'nyy komponent matematicheskogo obrazovaniya v usloviyakh ego gumanitarizatsii: na primere 5–6-kh klassov shkol Tyumenskogo regiona: dis. … kand. ped. nauk. — Tobol'sk, 1998. — 263 s.

4. Maslova S.V. Didakticheskiy material po matematike dlya nachal'noy shkoly (na kraevedcheskom materiale Mordovii). — Saransk: MGPI, 1999. — 20 s.

5. Mongush A.S. Ispol'zovanie prikladnykh zadach s natsional'no-regional'nym soderzhaniem kak faktor povysheniya kachestva matematicheskikh znaniy uchashchikhsya 5–9-kh klassov: na primere Respubliki Tyva: dis. ... kand. ped. nauk. — Novosibirsk, 2002. — 151 s.

6. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka — M.: Oniks, 2012. — 736 s.

7. O Natsional'noy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Utverzhdeno Postanovleniem pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 [Elektronnyy resurs]. – URL: http://do.isiorao.ru/document/postanovlenie%20o%20nacdoctrine.php (data obrashcheniya — 25.07.2013).

8. Poslanie glavy RM Gosudarstvennomu Sobraniyu Respubliki Mordoviya [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.e-mordovia.ru/content/view (data obrashcheniya — 25.07.2013).

9. Problemy professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchno-metodich. konferentsii. — Ch. 2. —Tobol'sk: TGPI im. D.I. Mendeleeva, 1998. — 53 s.

10. Shikhaliev Kh.Sh. Printsipy kraevedeniya pri obuchenii matematike //Nachal'naya shkola. — 1990. — № 9. — S. 34–37.

11. Yakshin E.I. Prepodavanie matematiki v usloviyakh natsional'nykh shkol Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga: na primere 5–6-kh klassov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Novosibirsk: NGPU, 2000. — 18 s.

Login or Create
* Forgot password?