The paper considers urgent organization questions of primary schoolchildren’s out-of-school activities, possible forms and methods of its assessment. Direct relation between the results of out-of-school activities and efficiency of its organization is grounded. The authors give the example of panning sheet and expert card of the out-of-school lesson.
standard, out-of-school activity, results assessment of the out-of-school activity, criterion assessment, planning sheet, expert card.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) Основная образовательная программа образовательного учреждения реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность, так же как урочная, направлена на достижение планируемых результатов. Внеурочная деятельность имеет особое значение для становления личностных результатов обучения, поддержки и совершенствования предметных и метапредметных универсальных действий. Позитивный опыт применения знаний и умений, выражения ценностных отношений проявляется в таких видах деятельности, как исследовательская, проектная, творческая, трудовая, в социальных практиках, экскурсиях, экспедициях.
Проблема оценки результатов внеурочной деятельности ставит ряд вопросов, на которые в массовой практике, к сожалению, даются разные ответы. Например:
- Если признать внеурочную деятельность добровольной, которая выбирается самим учащимся в соответствии с его интересами, к тому же дополнительной к основной учебной деятельности, то нужно ли ее оценивать?
- Если внеклассная работа подлежит оценке, то какой она должна быть? Можно ли ставить за дополнительные знания и умения отрицательные отметки? Не отразится ли это негативно на отношении к внеклассной деятельности?
- Какие формы организации внеклассной деятельности позволяют достигать высоких результатов?
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
В ФГОС НОО изложены требования к организации и проведению внеурочных занятий.
Первое. При выборе формы организации внеурочного занятия важно помнить, что его структура и содержание даже отдаленно не должны напоминать урок.
Второе. Каждый этап внеурочного занятия целесообразно подчинять конкретной задаче, которая определяется как для учителя, так и для учащихся. Задачи касаются предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Третье. Учитель в процессе внеурочного занятия выступает в роли помощника, организатора, тьютора. Его цель – оказывать ученикам организационную, содержательную и эмоциональную поддержку, без которой многие дети вообще не смогут включиться в совместную деятельность.
Четвертое. Не стоит требовать от учащихся абсолютной тишины – занятия могут проходить в свободной обстановке.
1. Amonashvili Sh.A. Obuchenie. Otsenka. Otmetka. — M.: Znanie,1980. — 150 s.
2. Batyreva S.G. Tipovye zadachi po formirovaniyu universal'nykh uchebnykh deystviy: posob. dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Literaturnoe chtenie. 2 klass. — M.: Prosveshchenie, 2013. — 96 s.
3. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya / pod red. V.V. Davydova. — M.: Pedagogika-Press, 1996. — 536 s.
4. Ingel'kamp K. Pedagogicheskaya diagnostika /per. s nem. – M.: Pedagogika, 1991. — 240 s.
5. Slastenin V.A. Vospitanie mladshikh shkol'nikov v protsesse vneklassnoy i vneuchebnoy deyatel'nosti. — M.: MPGI, 1980. — 278 s.
6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11.2010 g.).