employee
The article discusses the technique of internal control of government subsidies and peculiarities of its organization in the agricultural organizations. The subject and directions of prior internal controls were determined and recommendations were given according to the list, content and sequence of control procedures in this area.
state support, government subsidies, internal control, control procedures, financial risks, distortion of the accounting (financial) statements.
Эффективное и рациональное ведение деятельности сельскохозяйственных организаций обуславливает необходимость проведения постоянной «диагностики» состояния дел. В связи с этим актуальным становится формирование и систематизация методов внутреннего контроля над возникновением и минимизацией возможных операционных и финансовых рисков. В условиях международной интеграции внутренний контроль – важнейший элемент системы управления организацией в целом, методическая основа общего контроля над деятельностью отдельных отраслей. Изучению вопросов о системе внутреннего контроля как элемента, способного сформулировать и вводить в действие решения по повышению эффективности использования собственных и привлеченных ресурсов, а также средств государственной помощи в сельскохозяйственных организациях, посвятили свои работы Закирова А.Р. [2], Карзаева Н.Н. [3], Клычова Г.С. [4, 5, 6], Козменкова С.В. [7], Мельник М.В. [10], Миронова О.А. [11], Прынцев М.Н. [12], Суглобов А.Е. [13] и другие авторы.Анализ и обсуждение результатов исследования. В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», предприятия обязуются организовать систему внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности (за исключением случаев, когда обязанность ведения бухгалтерского учета возложена на руководителя организации). Руководящие структуры многих действующих компаний, в том числе сельскохозяйственных организаций, восприняли это требование законодательства как своего рода «новацию», требующую создания специализированных внутрихозяйственных служб контроля, которые влекут за собой дополнительные расходы. Однако, считаем, что это – ошибочное понимание данного требования, так как результаты внутреннего контроля играют важнейшую роль при принятии управленческих решений. Развитие правового и нормативного регулирования внутреннего контроля хозяйствующих субъектов происходит достаточно долго. На сегодняшний день можно назвать лишь три документа, регламентирующие правила организации внутреннего контроля в отечественных организациях:Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»;Постановление Правительства РФ «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах.Отметим, что посредством принятия этих правовых и нормативных актов так и не была создана система нормативно-правового регулирования внутреннего контроля, так как каждый из этих документов регламентирует частные вопросы. Например, Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» обязывает организовать систему внутреннего контроля хозяйственных фактов и ведения бухгалтерского учета (составления отчётности), однако не предписывает требований к организации такой системы, к правилам его осуществления и др. Постановление Правительства РФ №667 устанавливает требования к правилам организации внутреннего контроля над операциями с денежными средствами или иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В Положении об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, по сравнению с предыдущими актами, наиболее полно регламентирован порядок организации внутреннего контроля, однако в сферу действия данного положения входят только кредитные организации и банки. Таким образом, отметим, в отечественной практике на законодательном уровне установлена лишь обязанность организации системы внутреннего контроля на предприятиях, а право выбора методов и инструментов осуществления контрольной деятельности остается за руководящей структурой. По мнению Бычкова М.Ф. и Балашовой Н.Н., от мнения руководства и собственников предприятия о необходимости создания и функционирования системы внутреннего контроля зависит контрольная среда, которая скалывается внутри организации. Если руководители структурных подразделений сельскохозяйственных организаций решат, что организация системы внутреннего контроля важна и необходима, то и работники будут относиться к своим обязанностям намного ответственнее[1, с. 79]. Средства государственной помощи, поступившие на счета сельскохозяйственных организаций, являясь сложным методическим аспектом бухгалтерского учета и элементом, способным повлиять на финансовые результаты деятельности, также должны включаться в состав объектов внутреннего контроля. Рационально и эффективно организованная система внутреннего контроля в организации может существенно повлиять на экономичность использования государственных субсидий и других форм государственной помощи как внутри одного предприятия, так и в целом по государству.По результатам наших исследований, если в организации отсутствует система внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью, имуществом и источниками образования имущества, достижение максимального уровня эффективности использования государственных субсидий снижается до минимума. Главное предназначение внутреннего контроля – его воздействие на экономику, что может быть выражено через эффективность мер, принятых по результатам такого контроля. В связи с этим очень важно правильное понимание значимости четко выстроенной системы внутреннего контроля, благодаря которому может быть обеспечена максимальная отдача вложенных государством бюджетных средств. Сельскохозяйственным организациям государственные субсидии и другие формы государственной помощи выделяются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и продовольствия на 2013-2020 годы. Для разработки эффективного подхода к проведению контрольных процедур, определению состава, количества и методов, используемых в ходе проведения проверки, самым важным этапом является оценка системы бухгалтерского учета государственной помощи. Считаем, что необходимо инспектировать информацию по данному участку по следующим направлениям:Формы государственной помощи. Внутреннему аудитору необходимо определить, какие формы государственной помощи были выделены организации в отчетном году. Согласно ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», организации могут получать государственную помощь в виде бюджетных средств (субсидий и субвенций) в денежной форме; бюджетных кредитов; ресурсов, отличных от денежных средств (земельных участков, природных ресурсов и иного вида имущества) и прочих форм, которые не могут быть обоснованно оценены. Чем разнообразнее виды государственной помощи, полученные в отчетном периоде, тем сложнее порядок их учета, многочисленнее состав применяемых первичных документов и записей в учетных регистрах и выше вероятность искажения финансовой информации. Виды государственных субсидий. Государственные субсидии занимают в структуре государственной помощи самую большую долю. Государственные субсидии могут быть выделены на финансирование капитальных расходов (покупки, постройки или приобретения иным путем внеобооротных активов) и на финансирование текущих расходов (в сельскохозяйственных организациях покупка материально-производственных запасов др.). В соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство» [9], сельскохозяйственным организациям могут быть выделены субсидии, относящиеся к биологическому активу по справедливой стоимости. В бухгалтерском учете при признании таких субсидий по справедливой стоимости учитывается как сама субсидия, так и биологический актив. Планы привлечения государственных субсидий. Получение государственных субсидий должно быть обосновано причиной в их необходимости той или иной организации. Считаем, что государство при предоставлении бюджетных средств, должно ограничивать получение субсидий определёнными условиями, связанными с объемами производства, развитием определенных сельскохозяйственных отраслей и др. Согласно МСФО 41 «Сельское хозяйство»[9], сельскохозяйственная организация имеет право получать государственную субсидию, относящуюся
1. Bychkov M.F., Balashova N.N. Organizatsiya vnutrennego kontrolya v sel´skokhozyaystvennykh organizatsiyakh / M.F. Bychkov, N.N. Balashova// Bukhuchet v sel´skom khozyaystve. – 2013. - №10. – S. 78-81.
2. Zakirova A.R. Organizatsiya sistemy vnutrennego kontrolya v sel´skokhozyaystvennykh predpriyatiyakh. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya. – 2010. - № 3.2. – S. 52-55.
3. Karzaeva N.N. Bukhgalterskiy i nalogovyy uchet subsidiy. Bukhuchet v sel´skom khozyaystve. – 2014. - №1. – S. 27-36.
4. Klychova G.S., Zakirova A.R. Sovershenstvovanie sistemy vnutrennego kontrolya sel´skokhozyaystvennykh organizatsiy v usloviyakh vstupleniya v VTO / G.S. Klychova, A.R. Zakirova. Bukhuchet v sel´skom khozyaystve. – 2013. – №11. – S. 35-39.
5. Klychova G.S., Zalyalieva R.I. Printsipy i napravleniya gosudarstvennoy podderzhki v sel´skokhozyaystvennykh predpriyatiyakh / G.S. Klychova, R.I. Zalyalieva. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2012. – №4. – S. 37-41.
6. Klychova G.S., Nurieva R.I., Zakirov Z.R. Kriterii otsenki ispol´zovaniya gosudarstvennykh subsidiy v sel´skokhozyaystvennykh organizatsiyakh / G.S. Klychova, R.I. Nurieva, Z.R. Zakirov. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2014. – №4 (34). – S. 29-34.
7. Kozmenkova S.V. Konkretizatsiya planirovaniya proverki s uchetom osobennostey ob´´ektov audita. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. 2012. – № 45. – S. 42 - 48.
8. Mezhdunarodnyy standart finansovoy otchetnosti (IAS) 20 «Uchet gosudarstvennykh subsidiy i raskrytie informatsii o gosudarstvennoy pomoshchi». Uchebnoe posobie po MSFO dlya professional´nykh bukhgalterov //www.accountingreform.ru
9. Mezhdunarodnyy standart finansovoy otchetnosti (IAS) 41 «Sel´skoe khozyaystvo».Uchebnoe posobie po MSFO dlya professional´nykh bukhgalterov //www.accountingreform.ru
10. Mel´nik M.V. Reviziya i kontrol´: uchebnoe posobie / M.V. Mel´nik, A.S. Panteleev, A.L. Zvezdin; pod. Red. Prof. M.V. Mel´nik. – 2-e izd., ster. – M.: KNORUS, 2006. – 520 s.
11. Mironova O.A. Vnutrenniy kontrol´ v organizatsiyakh: problemy i perspektivy razvitiya. Voprosy ekonomiki i prava. – 2013. - №57. – S. 120-123.
12. Pryntsev M.N. Razvitie metodiki vedomstvennogo kontrolya gosudarstvennoy pomoshchi v sel´skokhozyaystvennykh organizatsiyakh. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. 2014. – №44(348) – S. 46-60.
13. Suglobov A.E. Audit / A.E. Suglobov, D.V. Shibekov. – Kostroma: Izd-vo KGU im. N.A. Nekrasova, 2010, 179 s.