The paper provides evidence, that it is necessary to use different types of dictionaries, such as spelling dictionaries, pronouncing dictionaries and defining dictionaries, when teaching the Russian language to the primary school children. Specific features of each type of dictionaries are described. Further, the main methodical approaches to using dictionaries are outlined. Also provided are various kinds of assignments and exercises, which take into consideration age and psychological peculiarities of primary school children. The author places special emphasis on the role of pronouncing and defining dictionaries.
type of dictionary, vocabulary, methods of using a dictionary, types of assignments and exercises.
Обучение русскому языку в современной школе невозможно без использования словарей и справочников. Формирование навыков работы со словарями, на наш взгляд, является необходимым условием успешного обучения родному языку и развития интеллекта ребенка, поэтому учитель должен владеть методикой работы со словарями разных типов. Важно также обучать детей умению пользоваться различной справочной литературой. Напомним, что многие требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентируют на решение этой задачи.
Как отмечают исследователи, использование орфографического словаря в течение одного лишь года позволяет сократить количество орфографических ошибок у детей примерно на 30%, обогатить их лексический запас одной-двумя тысячами новых слов, необходимых для усвоения знаний и развития мышления [1, 9]. Однако не секрет, что словари, несмотря на их значимость, до сих пор не заняли должного места в обучении и развитии младших школьников.
Почему многие ученики так и не приобретают навыков работы со словарями? Это происходит, на наш взгляд, потому, что сами учителя:
- не пользуются изданными словарями, предпочитая самодельные словарики трудных слов и словарики в конце школьных учебников;
- не умеют грамотно организовать работу со словарями на уроках, поскольку не знакомы с особенностями каждого из типов словарей, которые определяют методические принципы работы с ними.
1. Bondarenko A.A., Gurkova I.V. Vash drug – orfograficheskiy slovar’: metodicheskie rekomendatsii [Your friend - spelling dictionary: guidelines]. Novosibirsk, NGPU Publ.,1993. 38 p.
2. Vas’kova M.Yu. Tolkovyy slovar’ [Dictionary]. Moscow, EKSMO Publ., 2010. 272 p.
3. Grushnikov P.A. Sistema raboty s orfograficheskim slovarem na urokakh russkogo yazyka [The system spelling dictionary at Russian lessons]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1985. 49 p.
4. Gurkova I.V. Pishu i govoryu pravil’no: orfograficheskiy slovar’ dlya detey [I write and speak correctly: spelling dictionary for children]. Moscow, OLMA Media Grupp Publ., 2011. 143 p.
5. Gurkova I.V. Tolkovo-etimologicheskiy slovar’ [Explanatory-etymological dictionary]. St. Petersburg, Viktoriyaplyus Publ., 2013. 191 p.
6. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of developmental education]. Moscow, INTOR Publ., 1996. 544 p.
7. Elina U.G., Polishchuk G.G. Uchus’ pravil’no proiznosit’ slova: orfoepicheskiy slovarik [I’m learning to pronounce the words]. Moscow, Drofa Publ., 2002. – 142 s.
8. Ladyzhenskaya T.A. Metodika razvitiya rechi na urokakh russkogo yazyka [Methods of speech at Russian lessons]. Moscow, 1991.
9. Neusypova N.M., Strigina O.M. Uchus’ ponimat’ slova: tolkovyy slovarik [I study to understand the words: explanatory dictionary]. Moscow, Drofa Publ., 2002. 303 p.
10. Ramzaeva T.G., L’vov M.R. Metodika obucheniya russkomu yazyku v nachal’nykh klassakh [Methods of teaching Russian language in primary school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 415 p.
11. Ushinskiy K.D. sobr. soch. [Collected Works]. In 6 volumes. Moscow, Lenizdat Publ., 1959. 256 p.
12. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [The Federal state educational standard of primary education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2012. 31 p.
13. Alderson J. Ch., Chpman C. Language Test Constraction and Education. Cambrige: Cambrige University Press, 2005. 310 p.
14. Lipman M. Thinking in Education. The reflective model of educational practice. Cambrige, 1991. 27 p.