Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper analyzes the structure and content of the education model in the tourism sector in Austria. The most important characteristics of the profile of tourism education are identified; “through” systemic nature, allowing the implementation of the principle of continuity of educational levels; practical orientation of these forms of educational activities, such as dual training or education at the institutes of applied sciences or in the form of part-time vocational school (before allowing the employment of graduates); a wide range of educational trajectories based on the modular structure of the course format; a comprehensive approach to solving the profile of tourism education; the enabling horizontal and vertical development of competencies; focused training for various groups of educational and career-oriented activities at all educational levels. The most important characteristics of the Austrian education system in the tourism sector can be further used in the comparative analysis of Western European models to determine the invariant parameters of effective systems of professional education.

Keywords:
system of training for tourism, the structure and content of the education model, profile tourist education, comparative educational research
Text

Туризм как сфера экономической деятельности и социокультурный феномен имеет глобальный характер, означающий, в первую очередь, глобальный рынок туристских услуг со сложившимися представлениями о стандартах качества. Как в любой социономической сфере деятельности, в туризме уровень профессионализма кадров напрямую влияет на качество предоставляемых услуг. В этой связи для системы российского образования в сфере туризма особое значение приобретает интеграция с мировым образовательным пространством.

Решение задачи интеграции предполагает осуществление мероприятий, позволяющих в определенной степени синхронизировать образовательную деятельность с целью обеспечения академической мобильности и трансфера опыта и знаний. Российскому профильному образованию предстоит последовательно обеспечить реализацию принципов преемственности образовательных ступеней и свободы выбора образовательных траекторий; стоят также задачи модернизации образовательных программ и создания современной системы оценки качества образования.

Решение поставленных задач требует обстоятельного и системного подхода, учета имеющегося опыта в отечественной и международной практике. Изучение опыта таких стран Западной Европы, как Франция, Швейцария, Германия, Австрия и других в сфере профильного туристского образования актуально по следующим основным причинам:

  1. профессиональное образование в сфере туризма в Западной Европе имеет значительно более длительную историю развития, чем в России (некоторые европейские школы туризма существуют более ста лет);
  2. западноевропейская система образования в течение нескольких десятилетий реализует практикоориентированные модели профессиональной подготовки в условиях свободного рынка;
  3. формат «прикладного бакалавриата», о необходимости формирования которого говорится в Дорожной карте [1], реализуется в западноевропейских системах профессионального образования на протяжении ряда лет, и уже можно анализировать результаты, выявлять тенденции, оценивать перспективы;
  4. в западноевропейских странах имеется опыт так называемого «дуального» образования, совмещающего теоретическое обучение с практическим непосредственно на предприятиях, что представляется на сегодняшний день одной из наиболее перспективных форм профессионального обучения, практически отсутствующих в российском образовании на сегодняшний день;
  5. в западноевропейских странах имеется опыт независимой оценки и сертификации квалификаций, системы, о создании которой говорится в Дорожной карте, следовательно, на примере других стран представляется возможность оценить возможности различных механизмов адаптации образования к запросам рынка труда.
References

1. Obrazovanie 2030: dorozhnye karty. — M.: Agentstvo strategicheskih iniciativ, 2012 [Education 2030: the road map. M: Agency for Strategic Initiatives, 2012.

2. Simonov V. P. Zakony i paradoksy assimetrichnogo mira. — Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing GmbH, 2011 [Laws and paradoxes asymmetrical peace. — Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing GmbH, 2011].

3. Austria Statistik. — www.statistik.at. — Data poseshhenija sajta 08.04.2013. [Austria Statistik. — www.statistik.at. (Accessed April 8, 2013].

4. Global Competitiveness Report — World Economic Forum. www.weforum.org (data obrashcheniya: 08.04.2013).

5. Jahresberict‘2012 Bundesministerium für Bildung, Wissenschaft und Kultur. — bmwf.gv.at (data obrashcheniya: 08.04.2013).

Login or Create
* Forgot password?