SPECIFIC FEATURES OF SYMBOLIST METAPHOR COMMUNICATIVE FUNCTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
An overview related to opuses of Feodor Sologub, a symbolist writer, who is very popular in Russia as well as over the world, is made in this paper. The paper’s main task is a study of Christmas story specificity. Two histories of two personages as parallel narrative structures are considered. A close-up view of fable features related to Sologub´s prose are shown. In this story reflections about Christmas miracle are combined with analysis related to sincere and spiritual orders of central personages. The methodological connection between symbolism and classicism is established in this paper. This feature of Russian symbolism is noted for the first time in literary criticism. In the center of paper author’s attention is an originality of a symbolist meta- phor which is considered not only as tracks but also as a communication element between heroes of the story.

Keywords:
Christmas story genre, communication, metaphor, imagery system, psychoanalysis, trauma theory, symbolism.
Text

«Красногубая гостья» Фёдора Сологуба по форме — праздничный рассказ. Это история возрождения, обретения новой жизни «одного из маловерных современников» автора. Так он определяет главного героя рассказа, дюжинного светского человека Николая Варгольского. 

Проблемы жанра психологической прозы в настоящее время привлекают многих исследователей, как представителей академического литературоведения (работы М.И. Шапира [7, с. 14–22], Дж. Баэра [8, с. 511–522], Дж. Мэррила [9, с. 105]), так и молодых авторов [1, с. 102; 3, с. 147; 6, с. 139].

Рассказ «Красногубая гостья» — один из наиболее известных в наследии Фёдора Сологуба. Он упоминается во всех крупных исследованиях. Однако его жанровая природа в сочетании с содержательной стороной видений главного героя не изучалась. Сологуб опубликовал этот рассказ 25 декабря 1909 г. в газете «Утро России». Тема рождества Христа в рассказе «Красногубая гостья» заявлена в предисловии «от автора». Затем она звучит дискретно, прерывисто. В начале повествования центральная тема «рождества» игнорируется: события разворачиваются холодной осенью. Это характерный сологубовский прием. Таким образом он усиливает звучание главной темы рассказа. 

Место действия рассказа — уединенный дом. Главные события в нём происходят в «зелёной гостиной». В этом ограниченном пространстве решается вопрос жизни и смерти главного героя. На первый план выступает экзистенциальный мотив праздно-созерцательного существования хозяина огромного дома. Экзистенциальный аспект рассказа — герой представлен в пограничной ситуации. Автор знает, а сам герой еще нет, что ему угрожает смертельная опасность. Он пленен молодой красавицей. Красота ее порочно-привлекательна, холодна и — обаятельна. Время героя посвящено ожиданию визитов этой таинственной гостьи. 

В образе главного героя Сологуб показал человека, совершенно свободного, точнее, «освобожденного» от быта, друзей, привязанностей, денежной зависимости, службы. В этом рассказе автор соединяет событие-факт и историю. Событие — знакомство с Лидией Ротштейн, необыкновенной молодой женщиной. История — актуализация, продолжение в современности древнего мифа о первой женщине, Лилит. Гостья представляется хозяину: «Меня зовут Лидиею, но мне больше нравится, когда меня называют Лилит» [5, с. 641–42].

References

1. Zakharova E.V. Khudozhestvennye osobennosti poemy S.A. Esenina «Sel'skiy chasoslov». Vestnik MGOU. Seriya «Russkaya filologiya». M., 2012. № 1. S. 102–107.

2. Krasil'nikov R.L. «Smert'-osvoboditel'nitsa»: tanatologicheskie motivy v sbornike rasskazov F. Sologuba «Zemnye deti». Russkaya literatura KhKh–XXI vekov: problemy teorii i metodologii izucheniya. M., 2008. C. 141–144;

3. Kulicheva E.V. Natsional'no-germanskiy kolorit v romane V.Ya. Bryusova «Ognennyy angel». Vestnik MGOU. Seriya «Russkaya filologiya». M., 2012. № 1. S. 147–151.

4. Permyakova N.A. Zhanr literaturnoy skazki v tvorchestve Fedora Sologuba. Istoriya i teoriya kul'tury v vuzovskom obrazovanii. Novosibirsk, 2008. Vyp. 4. S. 161–170.

5. Sologub F. Sobranie sochineniy: V 6 t. T. 3. M.: Intelvak, 2001.

6. Chervonenko S.M. Povestvovanie o smirennom cheloveke v sovremennoy proze malykh zhanrov (po rasskazam svyashchennika Yaroslava Shipova). Vestnik MGOU. Seriya «Russkaya filologiya». M., 2012. № 5. S. 139–143.

7. Shapir M.I. Simvolicheskaya zaum' Fedora Sologuba: mezhdu lozh'yu i fantaziey. Logicheskiy analiz yazyka: Mezhdu lozh'yu i fantaziey. M., 2008. S. 14–22.

8. Baer J.T. Schopenhauer und Fedor Sologub. Schopenhauer Jb. Frankfurt a. M., 1988. Bd. 69. S. 511–522.

9. Merrill J. Fedor Sologub´s unofficial dramatic trilogy: composition and intertextual echoes. Slavica gandensia. Gent, 2005. № 32. P. 105–122.

Login or Create
* Forgot password?