The features of the operation of drilling and crane machines and the working conditions of a machinist are considered on the example of an energy enterprise in the Irkutsk region
drilling and crane machine, working conditions, safety
Самоходные бурильно-крановые машины (БКМ) широко применяются во всех видах строительства при устройстве свайных оснований зданий и сооружений, колодцев, опор мостов, трубопроводов, линий электроснабжения, ограждений, а также при обустройстве дорог, посадке зеленых насаждений. Они представляют собой совместно действующее бурильное и специальное крановое оборудование, смонтированное на шасси автомобилей и тракторов, привод которого осуществляется от двигателя базовой машины или самостоятельной силовой установки. Бурильным оборудованием проходят вертикальные и наклонные скважины в талых и сезонно промерзающих грунтах благодаря способу механического вращательного бурения, а специальным крановым - устанавливают в пробуренные скважины всевозможные опоры, блоки колодезных облицовок и другие элементы. Лопастной бур – это основной тип бурильного инструмента. Наличие подачи бура на забой, регулируемой гидравликой, и автоматического регулирования скорости вращения бура позволяет выбрать наиболее оптимальный и быстрый режим бурения грунта [1,2]. Достоинством механических машин является простота в обслуживании, высокая прочность и недорогие запасные части. Недостатки бура - шум и вибрация.
На исследуемом объекте применяется бурильно-крановая машина БКМ-317-01 (рис. 1), предназначена для бурения скважин в грунтах до IV категории по СНиП IV-2-82 «Правила разработки и применения элементных сметных норм на строительные конструкции и работы» (при отсутствии валунов, плывунов и линз) и установки в них опор при строительстве линий электропередач и связи [3]. Эксплуатация машины допускается в районах с умеренным климатом в интервале температур окружающего воздуха от – 40°С до + 40°С.
 
Рисунок 1 – Машина бурильно-крановая БКМ-317-01
Машина состоит из базового автомобиля (1) и бурильно-кранового оборудования (2). Бурильно-крановое оборудование шарнирно закреплено на кронштейнах специальной рамы и может поворачиваться в продольно-вертикальной плоскости машины гидроцилиндром при установке оборудования в транспортное и рабочее положение. В транспортном положении бурильное оборудование укладывается на опорную стойку [1].
Бурильно-крановое оборудование включает бурильную мачту с оголовком, штангу с бурильным инструментом в виде лопастного бура с забурником и резцами, гидравлический механизм подачи бурильного инструмента на забой и извлечения его из скважины, вращатель штанги и однобарабанную червячную реверсивную лебедку для установки опор в пробуренную скважину. Бурильно-крановая машина по принципу действия является машиной механического бурения циклического действия с гидромеханическим приводом исполнительных механизмов. Наличие трансмиссии с большим диапазоном скоростей вращения в сочетании с бесступенчатым регулированием поступательной подачи бурильного инструмента обеспечивает выбор рационального режима бурения в зависимости от прочности и структуры разрабатываемого грунта [2].
Бурильно-крановые машины классифицируют по следующим основным признакам:
- по типу базовой машины: на автомобильные и тракторные;
- по принципу действия бурильного оборудования: цикличного и непрерывного действия;
- по типу привода бурильного и кранового оборудования: с механическим, гидравлическим и смешанным (гидромеханическим) приводом;
- по виду исполнения бурильно-кранового оборудования: совмещенное (бурильное и крановое оборудование смонтированы на одной мачте) и раздельное (бурильное оборудование смонтировано на мачте, крановое на стреле);
- по возможности поворота рабочего оборудования в плане: неповоротные и поворотные;
- по расположению рабочего оборудования на базовом шасси: с задним боковым расположением у неповоротных машин, на поворотной платформе - у поворотных.
Главный параметр бурильно-крановых машин - максимальная глубина разбуриваемой скважины. К основным параметрам относятся: диаметр бурения (скважины), угол бурения (угол наклона оси скважины к горизонту), грузоподъемность кранового оборудования. В качестве сменного бурильного инструмента бурильно-крановых машин используются лопастные, кольцевые и шнековые буры, закрепляемые на конце бурильной штанги, которой сообщается крутящий момент и усилие подачи [2].
В соответствии с общими требованиями безопасности к управлению бурильно-крановой машиной допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональное или среднетехническое образование, прошедшие обучение безопасным методам и приёмам работ на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности.
Машинист БКМ во время работы должен проходить:
- целевой инструктаж перед проведением работ;
- повторные инструктажи не реже одного раза в месяц;
- очередную проверку знаний один раз в год;
- внеплановый инструктаж или внеочередную проверку знаний в соответствии с правилами организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства [4].
Машинист БКМ обязан:
- выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную руководителем, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
- применять безопасные приемы выполнения работ;
- уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
- не выполнять распоряжений, если они противоречат правилам безопасности труда;
- не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц;
- содержать рабочее место и оборудование в течение рабочего дня в чистоте и порядке;
- применять в процессе работы оборудование и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и производственных инструкций;
- быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований охраны труда;
- обеспечивать на своём рабочем месте сохранность средств защиты, инструмента, приспособлений, средств пожаротушения и документации по охране труда.
Машинист БКМ обязан соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматриваются: время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени [5].
В целях выявления вредных производственных факторов проведены измерения и оценка всех воздействующих факторов производственной среды и трудового процесса на машиниста. Место проведения оценки - кабина транспортного средства (кабина т/с) и платформа бурильно-крановой установки (платформа БКУ).
В результате специальной оценки условий труда было выявлено, что в процессе трудовой деятельности на машиниста БКМ 5 разряда действуют опасные и вредные производственные факторы, такие как: производственный шум, вибрация, химический фактор и тяжесть трудового процесса. Итоговая оценка условий труда представлена в таблице 1.
Таблица 1– Итоговая оценка условий труда машиниста бурильно-крановой машины
| 
			 Наименование факторов производственной среды и трудового процесса  | 
			
			 Класс (подкласс) условий труда  | 
		
| 
			 Химический  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Шум  | 
			
			 3.1  | 
		
| 
			 Вибрация общая  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Вибрация локальная  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Тяжесть трудового процесса  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Напряженность трудового процесса  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Итоговый класс (подкласс) условий труда  | 
			
			 3.1  | 
		
Таким образом, ведущим вредным фактором на рабочем месте машиниста 5 разряда является производственный шум, источник которого бурильно-крановое оборудование.
Результаты оценки рисков различных уровней опасностей, рассчитанные матричным методом представлены в таблице 2.
Применение матричного метода, заключающегося в качественной оценке показателей вероятности возникновения опасных событий и тяжести их последствий, которые позволяют провести оценку уровня профессиональных рисков на рабочем месте с наименьшими временными и финансовыми затратами.
Рекомендуется применять для оценки рисков на любом уровне: организации в целом, на уровне отдела, а также для конкретного оборудования, процесса или профессии.
Таблица 2 – Наименование опасности и уровни риска
| 
			 № п/п  | 
			
			 Наименование опасности  | 
			
			 Последствия  | 
		
| 
			 Низкий уровень риска  | 
		||
| 
			 1  | 
			
			 2  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Дорожно-транспортное происшествие, неисправность автотранспорта  | 
			
			 Возгорание автотранспорта: термические ожоги, повреждение имущества предприятия  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Воздействие вибрации, возникающей при управлении автотранспортом  | 
			
			 Вибрационная болезнь  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях обрабатываемых материалов, заготовок, слесарного и электроинструмента  | 
			
			 Микротравмы: порез, ссадина, ушиб, мелкая рана  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Затягивание (конечностей, частей одежды) в подвижные части оборудования  | 
			
			 Травмы различной степени тяжести  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Контакт с маслами, с топливом 
  | 
			
			 Попадание на слизистую оболочку глаз: ухудшение или потеря зрения. Попадание на кожу: воспалительный процесс, появление аллергических реакций  | 
		
| 
			 Промасливание одежды: возгорание, получение термических ожогов  | 
		||
| 
			 6  | 
			
			 Контакт с токоведущими частями, которые могут находиться под напряжением из-за неисправного состояния изоляции (косвенный контакт)  | 
			
			 Поражение током: электротравма  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Падение на твёрдую поверхность из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или проскальзывании  | 
			
			 Травмы различной степени тяжести  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 Перенапряжение зрительного нерва  | 
			
			 Заболевания органов зрения  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 Перенапряжение опорно-двигательного аппарата  | 
			
			 Заболевания опорно-двигательного аппарата  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 Падение с высоты  | 
			
			 Травмы различной степени тяжести  | 
		
| 
			 11  | 
			
			 Климатические условия  | 
			
			 Переохлаждение, обморожение, тепловой удар, быстрая утомляемость и снижение работоспособности  | 
		
| 
			 Средний уровень риска  | 
		||
| 
			 12  | 
			
			 Падение с высоты  | 
			
			 Травмы различной степени тяжести  | 
		
| 
			 13  | 
			
			 Укусы насекомых, животных, пресмыкающихся  | 
			
			 Травмы различной степени тяжести, возникновение аллергических реакций, анафилактический шок  | 
		
| 
			 14  | 
			
			 Дорожно-транспортное происшествие 
  | 
			
			 Травмы различной степени тяжести  | 
		
| 
			 Летальный исход  | 
		||
| 
			 15  | 
			
			 Повышенный уровень шума, возникающий при работе автотранспорта  | 
			
			 Снижение слуха, быстрая утомляемость и снижение работоспособности  | 
		
| 
			 Высокий уровень риска  | 
		||
| 
			 16  | 
			
			 Дорожно-транспортное происшествие 
  | 
			
			 Травмы различной степени тяжести  | 
		
| 
			 Летальный исход  | 
		||
Таблица 3 – Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам
| 
			 № п/п  | 
			
			 Виды гарантии и компенсаций  | 
			
			 Фактическое наличие  | 
			
			 Необходимость в установлении компенсации  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Повышенная оплата труда работника  | 
			
			 да  | 
			
			 да  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск  | 
			
			 да  | 
			
			 нет  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Сокращенная продолжительность рабочего дня  | 
			
			 нет  | 
			
			 нет  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Молоко или другие равноценные пищевые продукты  | 
			
			 нет  | 
			
			 нет  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Лечебно-профилактическое питание  | 
			
			 нет  | 
			
			 нет  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Право на досрочное назначение страховой пенсии  | 
			
			 нет  | 
			
			 нет  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Проведение медицинских осмотров  | 
			
			 да  | 
			
			 да  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
На основе проведенных исследований условий труда и оценки профессиональных рисков на рабочем месте машинисту БКМ 5 разряда положены гарантии и компенсации, представленные в таблице 3 [6].
Таким образом, ведущим вредным фактором на рабочем месте машиниста 5 разряда является производственный шум. На основе полученных данных предлагаем приобрести противошумные наушники с креплением к каске РОСОМЗ СОМЗ-25 ЯМАЛ 60250, что позволит улучшить условия труда на рабочем месте и снизить профессиональный риск.
1. Rukovodstvo po ekspluatacii avtomobilya GAZ-33081-390210 RE vtoroe izdanie OOO «Avtozavod «GAZ» 2005. 107 s.– Tekst: neposredstvennyy.
2. Rukovodstvo po ekspluatacii mashiny buril'no-kranovoy (BKM-317)48101-0000010-01RE – 2008. 39 s. – Tekst: neposredstvennyy.
3. SNiP IV-2-82 «Pravila razrabotki i primeneniya elementnyh smetnyh norm na stroitel'nye konstrukcii i raboty». Tekst: elektronnyy//https://docs.cntd.ru/document/1200000734 (data obrascheniya: 10.10.24).
4. Instrukciya po ohrane truda dlya mashinista buril'no-kranovoy samohod-noy mashiny IOT №006-2023. 2023. 20 s. – Tekst: neposredstvennyy.
5. Dolzhnostnaya instrukciya «Mashinista buril'no-kranovoy samohodnoy mashiny sluzhby mehanizacii i avtotransporta Usol'skogo proizvodstvennogo pod-razdeleniya». 2012. 5s.– Tekst: neposredstvennyy.
6. «Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii» ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 08.08.2024). Tekst: elektronnyy// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (data obrascheniya: 12.10 2024).

                                    
                            
                            
                            
                                                        

