THE REPUTATION OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION NEEDS TO BE OPERATED
Abstract and keywords
Abstract (English):
Results of research of problems of management of reputation of a higher educational institution in the conditions of reforming of the Russian system of the higher education are presented. The review of the contents of the monograph «Management of Reputation of a Higher Educational Institution» published in INFRA-M publishing house is given.

Keywords:
higher educational institution, reputation of higher education institution, control system of reputation of higher education institution, principles and mechanisms of management of reputation of educational institution
Text

Образование – отрасль, выявляющая, развивающая интеллектуальный потенциал нации и обеспечивающая углубление демократизации общества. Сегодня конкурентоспособность страны в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает «человеческий фактор», способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды.

Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.

В настоящее время система высшего профессионального образования в России столкнулась с рядом проблем, требующих от вузов активных действий, направленных на формирование положительной репутации и повышение их конкурентных преимуществ.

К таким проблемам можно отнести [1–3]:

  • влияние процессов глобализации на развитие рынка образовательных услуг и формирование в связи с этим глобального рынка труда;
  • переход России от командно-административной к рыночной экономике. Данный переход привел к росту числа вузов, в том числе негосударственных, что усилило конкуренцию на рынке образовательных услуг;
  • ухудшение демографической ситуации и в связи с этим резкое снижение уровня рождаемости в 90-е гг. ХХ в., что привело к сокращению числа сегодняшних абитуриентов, поступающих в вузы, и создало ситуацию, при которой не студенты конкурируют за место в вузе, а вузы «сражаются» за каждого абитуриента;
  • снижение уровня бюджетной поддержки вузов и необходимость привлечения внебюджетных источников финансирования для полноценного развития вуза; и др.

В связи с этим положительная репутация вуза становится его уникальным и в то же время единственным нематериальным активом, обеспечивающим учебному заведению конкурентное преимущество.

Как отмечают авторы в своих публикациях по данной тематике [4, 5], репутация высшего учебного заведения представляет собой общественную оценку, мнение, сложившееся о вузе, которое создается под влиянием различных факторов его внешней и внутренней среды [4].

Актуальность проблемы, обозначенной в рамках монографии [6], определяется новыми условиями развития российского высшего образования, при которых вузам приходится самим решать возникающие проблемы, бороться за место на рынке образовательных услуг.

Исследованию проблем теории и практики управления в высших учебных заведениях посвящены исследования некоторых отечественных ученых (В.М. Баренцева, А.К. Клюева [7], Н.П. Макаркина, Т.Г. Навазовой, Е.А. Неретиной [8] и др.). Многие авторы в своих работах рассматривают социальные аспекты управления высшей школой (например, И.С. Болотина, Е.Н. Жильцовой, В.Т. Королькова и др.), освещают проблемы экономических отношений в сфере образования (Д.В. Арутюновой, А.В. Балашова, Э.Р. Гареевой, О.В. Дмитриевой, Т.В. Оплетаевой и др.).

Проблемы формирования и развития репутации организации, имиджа и авторитета ее руководителя рассматриваются в трудах В.Г. Алиева, А.Б. Лапшова, И.В. Олейника, С.Д. Резника [9–17], В.А. Спивака, В.М. Шепеля и др.

Представленная же монография [6] призвана помочь в решении проблем управления репутацией высшего учебного заведения (в том числе с позиции системного подхода), так как, несмотря на развитие теории и накопленный опыт управления высшей школой, вуз является организацией, недостаточно изученной с точки зрения практического менеджмента.

Первое издание данной книги вышло в 2012 г. в издательстве ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» [18]. Монография, изданная в ИНФРА-М в 2014 г., развивает практические подходы авторов к проблемам управления репутацией высших учебных заведений.

Авторами монографии являются: Резник Семен Давыдович – заслуженный деятель науки РФ, директор Института экономики и менеджмента, заведующий кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доктор экономических наук, профессор; Юдина Татьяна Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Монография включает три главы, в рамках которых описаны основные аспекты процесса формирования и управления репутацией высшего учебного заведения.

Первая глава монографии «Теоретические и методические подходы к формированию системы управления репутацией высшего учебного заведения» посвящена изучению особенностей формирования репутации вуза. В рамках этой главы даны определения понятий «репутация», «деловая репутация», «репутация высшего учебного заведения», «имидж», определены группы факторов репутации вуза, рассмотрена репутация руководителя образовательного учреждения, разработаны методические подходы к исследованию поставленной проблемы.

Во второй главе «Практика формирования и управления репутацией высших учебных заведений на российском рынке образовательных услуг» проанализирована деятельность исследуемых вузов: изучены статистические показатели деятельности российских вузов, исследован процесс формирования и управления репутацией высших учебных заведений. В рамках данной главы монографии представлены результаты мониторинга среди студентов вузов и их родителей относительно проблем формирования привлекательности высшего учебного заведения для потребителей его образовательных услуг. Кроме того, на основе результатов экспертного опроса определены факторы, оказывающие влияние на формирование репутации вуза.

В рамках третьей главы «Система и механизмы управления репутацией высшего учебного заведения» разработана модель системы управления репутацией вуза, выдвинуты и обоснованы принципы и механизмы управления репутацией учебного заведения, обоснованы положения по оценке социально-экономической эффективности системы управления репутацией вуза.

Ранее подходы авторов, раскрывающие теоретические основы и практические подходы к формированию репутации вуза, представленные в монографии, были опубликованы в монографии [18] и научных статьях [19–23].

Идеи авторов относительно практических подходов к управлению высшим учебным заведением, в частности управлению репутацией вуза и его руководящих кадров, ранее также были опубликованы в научных статьях [24, 25].

Достоинства представленной монографии заключаются в развитии теоретических положений, методических и практических рекомендаций по формированию системы управления репутацией высшего учебного заведения. 

К ним можно отнести следующие положения:

  1. В работе проведено разграничение понятий «корпоративная индивидуальность организации» (ее узнаваемость); «имидж» и «репутация». Исследуя различные определения данных понятий, предлагаемых отечественными и зарубежными учеными, сделан вывод о том, что ключевыми в определении понятия «имидж» являются слова «образ» и «портрет», а в понятии «репутация» – «оценка» и «мнение». Следовательно, имидж – это форма, а репутация – содержание. Эти понятия дополняют друг друга, создавая целостный образ организации. Управление имиджем влияет на репутацию организации, а управление репутацией, в свою очередь, оказывает влияние на ее имидж.
  2. В процессе исследования определены группы факторов, влияющих на формирование репутации высшего учебного заведения: качество образовательной деятельности вуза, показатели трудоустройства выпускников вуза и взаимодействие с работодателями, квалификация профессорско-преподавательского состава вуза, учебно-методическая деятельность учебного заведения, показатели экономической деятельности вуза, достижения в его научной деятельности, основные параметры учебного заведения, репутация управленческого персонала. Учет представленных факторов позволит повысить эффективность управления репутацией вуза в условиях возрастающей конкуренции между учебными заведениями.
  3. Проведенный в работе анализ практики формирования репутации вузов на российском рынке образовательных услуг позволил выявить особенности практики формирования и управления репутацией высшего учебного заведения, среди которых: отсутствие системы управления репутацией вуза; репутация управленческого персонала учебного заведения, которая является одним из факторов, влияющих на репутацию вуза; невысокий процент трудоустройства выпускников вуза; отсутствие Ассоциации выпускников во многих исследуемых учебных заведениях; недостаточное внимание повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и др.
  4. Важнейшим результатом исследования являются разработанная модель системы и механизмы управления репутацией вуза. Примененный метод моделирования позволил отразить структуру системы управления репутацией вуза как сложной системы, выявить элементы и взаимосвязи, присущие этой системе и ее составляющим, определить субъекты и объекты данного процесса. Достоверность представленной системы подтверждена ее апробацией в практике деятельности Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, а также Министерства образования и науки Пензенской области.
  5. Рекомендации, разработанные в ходе исследования, реализованы в проекте Российского гуманитарного научного фонда «Система управления репутацией регионального высшего учебного заведения», который выполнялся коллективом кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в 2012–2013 гг.
  6. Представлены методические положения по оценке социально-экономической эффективности системы управления репутацией вуза на основе показателей его экономической, научной и образовательной деятельности.

Описанные выше достоинства работы и ее результаты, безусловно, имеют значимость для российской науки. Она заключается в том, что разработанная авторами система управления репутацией вуза ориентирована на новый подход, позволяющий значительно модернизировать существующие методы управления репутацией учебного заведения, делая их адекватными современным проблемам и тенденциям развития экономики и образования.

Монография «Управление репутацией высшего учебного заведения» должна стать серьезным теоретическим и практическим руководством для управленческого персонала российских вузов в обеспечении и управлении репутацией учебных заведений. Работа может служить научно-методической базой также для научных работников, преподавателей, аспирантов и магистров вузов.

Отдельно необходимо отметить удачное оформление книги. Она имеет привлекательный дизайн, который соответствует общей тематике оформления всего научно-методического комплекса «Менеджмент в высшей школе», изданного под руководством директора Института экономики и менеджмента, заведующего кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, д-ра экон. наук, профессора С.Д. Резника. На лицевой стороне книги кратко обозначены ключевые моменты, которые нашли отражение в рамках монографии. На обратной стороне обложки представлены книги, вошедшие в названный научно-методический комплекс. Книга выпущена Издательским Домом «ИНФРА-М», центральным издательством г. Москвы.

References

1. Reznik S.D. Novye prioritety deyatel´nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 6. – S. 57–61.

2. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. – M.: INFRA-M, 2014.

3. Eremkin A.I. Ukreplenie upravlencheskoy vertikali v regional´nom vuze: opyt i perspektivy [Tekst] / A.I. Eremkin, S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 2. – S. 96–101.

4. Reznik S.D. Reputatsiya kak klyuchevoy faktor obespecheniya konkurentosposobnosti rossiyskogo vuza [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2014. – №2. – S. 81–91.

5. Reznik S.D. Reputatsiya vysshego uchebnogo zavedeniya: komponenty i model´ reputatsii sovremennogo vuza [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). – 2011. – №3. – S. 30–35.

6. Reznik S.D. Upravlenie reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina. – M.: INFRA-M, 2014. – 227 s.

7. Klyuev A.K. Strukturnye preobrazovaniya v vysshey shkole Rossii: problemy i perspektivy [Tekst] / A.K. Klyuev, E.A. Knyazev. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 5. – S. 6–11.

8. Neretina E.A. Strukturnoe postroenie i mekhanizm upravleniya gosudarstvennym vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: monografiya / E.A. Neretina, G.A. Fedorenko. – Saransk: Mordovskiy gosuniversitet, 2008. – 185 s.

9. Reznik S.D. Instrumenty povysheniya rezul´tativnosti lichnoy deyatel´nosti rukovoditelya [Tekst] / S.D. Reznik. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. – 2013. – № 2. – S. 130–137.

10. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik. – M.: INFRA-M, 2009. – 607 s.

11. Upravlenie fakul´tetom [Tekst]: uchebnik; pod red. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2008. – 696 s.

12. Reznik S.D. Organizatsionnoe povedenie [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik. – M.: INFRA-M, 2010. – 430 s.

13. Reznik S.D. Komanda rektora: evolyutsiya izmeneniy struktury i soderzhaniya deyatel´nosti prorektorov rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2012. – № 3. – S. 74–80.

14. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy vuza: cherty kollektivnogo portreta [Tekst] / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina. SOTsIS. – 2003. – № 6. – S. 106.

15. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: uchebnik; pod red. V.M. Filippova i S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2010. – 768 s.

16. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013. – 204 s.

17. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo prodvizheniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013. – 232 s.

18. Reznik S.D. Reputatsiya vysshego uchebnogo zavedeniya: formirovanie i upravlenie reputatsiey vuza [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina. – Penza: PGUAS, 2012. – 268 s.

19. Reznik S.D. Sistema i mekhanizmy upravleniya reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Universitetskoe upravlenie. – 2010. – № 2. – S. 51–57.

20. Reznik S.D. Sravnitel´naya kharakteristika potrebiteley reputatsii vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Menedzhment: upravlenie v sotsial´nykh i ekonomicheskikh sistemakh: sbornik statey VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / MNITs PGSKhA. – Penza: RIO PGSKhA, 2014. – S. 164–171.

21. Reznik S.D. Reyting vysshego uchebnogo zavedeniya kak metod otsenki ego reputatsii [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina, V.G. Kamburg. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. – 2012. – №28. – S. 488–493.

22. Yudina T.A. Monitoring formirovaniya i upravleniya reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / T.A. Yudina. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. – 2011. – № 24. – S. 877–886.

23. Yudina T.A. Reputatsiya vysshego uchebnogo zavedeniya i ee potrebiteli [Tekst] / T.A. Yudina. Problemy teorii i praktiki upravleniya. – 2014. – № 1. – S. 107–114.

24. Reznik S.D. Formirovanie, obuchenie i razvitie upravlencheskogo personala vysshego uchebnogo zavedeniya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina; pod red. S.D. Reznika. – Penza: PGASA, 2003. – 452 s.

25. Reznik S.D. Upravlencheskoe rezervirovanie i ego rol´ v povyshenii professionalizma universitetskogo menedzhmenta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2013. – № 3. – S. 46–52.

Login or Create
* Forgot password?