Russian Federation
Results of research of problems of management of reputation of a higher educational institution in the conditions of reforming of the Russian system of the higher education are presented. The review of the contents of the monograph «Management of Reputation of a Higher Educational Institution» published in INFRA-M publishing house is given.
higher educational institution, reputation of higher education institution, control system of reputation of higher education institution, principles and mechanisms of management of reputation of educational institution
Образование – отрасль, выявляющая, развивающая интеллектуальный потенциал нации и обеспечивающая углубление демократизации общества. Сегодня конкурентоспособность страны в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает «человеческий фактор», способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды.
Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.
В настоящее время система высшего профессионального образования в России столкнулась с рядом проблем, требующих от вузов активных действий, направленных на формирование положительной репутации и повышение их конкурентных преимуществ.
К таким проблемам можно отнести [1–3]:
- влияние процессов глобализации на развитие рынка образовательных услуг и формирование в связи с этим глобального рынка труда;
- переход России от командно-административной к рыночной экономике. Данный переход привел к росту числа вузов, в том числе негосударственных, что усилило конкуренцию на рынке образовательных услуг;
- ухудшение демографической ситуации и в связи с этим резкое снижение уровня рождаемости в 90-е гг. ХХ в., что привело к сокращению числа сегодняшних абитуриентов, поступающих в вузы, и создало ситуацию, при которой не студенты конкурируют за место в вузе, а вузы «сражаются» за каждого абитуриента;
- снижение уровня бюджетной поддержки вузов и необходимость привлечения внебюджетных источников финансирования для полноценного развития вуза; и др.
В связи с этим положительная репутация вуза становится его уникальным и в то же время единственным нематериальным активом, обеспечивающим учебному заведению конкурентное преимущество.
Как отмечают авторы в своих публикациях по данной тематике [4, 5], репутация высшего учебного заведения представляет собой общественную оценку, мнение, сложившееся о вузе, которое создается под влиянием различных факторов его внешней и внутренней среды [4].
Актуальность проблемы, обозначенной в рамках монографии [6], определяется новыми условиями развития российского высшего образования, при которых вузам приходится самим решать возникающие проблемы, бороться за место на рынке образовательных услуг.
Исследованию проблем теории и практики управления в высших учебных заведениях посвящены исследования некоторых отечественных ученых (В.М. Баренцева, А.К. Клюева [7], Н.П. Макаркина, Т.Г. Навазовой, Е.А. Неретиной [8] и др.). Многие авторы в своих работах рассматривают социальные аспекты управления высшей школой (например, И.С. Болотина, Е.Н. Жильцовой, В.Т. Королькова и др.), освещают проблемы экономических отношений в сфере образования (Д.В. Арутюновой, А.В. Балашова, Э.Р. Гареевой, О.В. Дмитриевой, Т.В. Оплетаевой и др.).
Проблемы формирования и развития репутации организации, имиджа и авторитета ее руководителя рассматриваются в трудах В.Г. Алиева, А.Б. Лапшова, И.В. Олейника, С.Д. Резника [9–17], В.А. Спивака, В.М. Шепеля и др.
Представленная же монография [6] призвана помочь в решении проблем управления репутацией высшего учебного заведения (в том числе с позиции системного подхода), так как, несмотря на развитие теории и накопленный опыт управления высшей школой, вуз является организацией, недостаточно изученной с точки зрения практического менеджмента.
Первое издание данной книги вышло в 2012 г. в издательстве ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» [18]. Монография, изданная в ИНФРА-М в 2014 г., развивает практические подходы авторов к проблемам управления репутацией высших учебных заведений.
Авторами монографии являются: Резник Семен Давыдович – заслуженный деятель науки РФ, директор Института экономики и менеджмента, заведующий кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доктор экономических наук, профессор; Юдина Татьяна Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Монография включает три главы, в рамках которых описаны основные аспекты процесса формирования и управления репутацией высшего учебного заведения.
Первая глава монографии «Теоретические и методические подходы к формированию системы управления репутацией высшего учебного заведения» посвящена изучению особенностей формирования репутации вуза. В рамках этой главы даны определения понятий «репутация», «деловая репутация», «репутация высшего учебного заведения», «имидж», определены группы факторов репутации вуза, рассмотрена репутация руководителя образовательного учреждения, разработаны методические подходы к исследованию поставленной проблемы.
Во второй главе «Практика формирования и управления репутацией высших учебных заведений на российском рынке образовательных услуг» проанализирована деятельность исследуемых вузов: изучены статистические показатели деятельности российских вузов, исследован процесс формирования и управления репутацией высших учебных заведений. В рамках данной главы монографии представлены результаты мониторинга среди студентов вузов и их родителей относительно проблем формирования привлекательности высшего учебного заведения для потребителей его образовательных услуг. Кроме того, на основе результатов экспертного опроса определены факторы, оказывающие влияние на формирование репутации вуза.
В рамках третьей главы «Система и механизмы управления репутацией высшего учебного заведения» разработана модель системы управления репутацией вуза, выдвинуты и обоснованы принципы и механизмы управления репутацией учебного заведения, обоснованы положения по оценке социально-экономической эффективности системы управления репутацией вуза.
Ранее подходы авторов, раскрывающие теоретические основы и практические подходы к формированию репутации вуза, представленные в монографии, были опубликованы в монографии [18] и научных статьях [19–23].
Идеи авторов относительно практических подходов к управлению высшим учебным заведением, в частности управлению репутацией вуза и его руководящих кадров, ранее также были опубликованы в научных статьях [24, 25].
Достоинства представленной монографии заключаются в развитии теоретических положений, методических и практических рекомендаций по формированию системы управления репутацией высшего учебного заведения.
К ним можно отнести следующие положения:
- В работе проведено разграничение понятий «корпоративная индивидуальность организации» (ее узнаваемость); «имидж» и «репутация». Исследуя различные определения данных понятий, предлагаемых отечественными и зарубежными учеными, сделан вывод о том, что ключевыми в определении понятия «имидж» являются слова «образ» и «портрет», а в понятии «репутация» – «оценка» и «мнение». Следовательно, имидж – это форма, а репутация – содержание. Эти понятия дополняют друг друга, создавая целостный образ организации. Управление имиджем влияет на репутацию организации, а управление репутацией, в свою очередь, оказывает влияние на ее имидж.
- В процессе исследования определены группы факторов, влияющих на формирование репутации высшего учебного заведения: качество образовательной деятельности вуза, показатели трудоустройства выпускников вуза и взаимодействие с работодателями, квалификация профессорско-преподавательского состава вуза, учебно-методическая деятельность учебного заведения, показатели экономической деятельности вуза, достижения в его научной деятельности, основные параметры учебного заведения, репутация управленческого персонала. Учет представленных факторов позволит повысить эффективность управления репутацией вуза в условиях возрастающей конкуренции между учебными заведениями.
- Проведенный в работе анализ практики формирования репутации вузов на российском рынке образовательных услуг позволил выявить особенности практики формирования и управления репутацией высшего учебного заведения, среди которых: отсутствие системы управления репутацией вуза; репутация управленческого персонала учебного заведения, которая является одним из факторов, влияющих на репутацию вуза; невысокий процент трудоустройства выпускников вуза; отсутствие Ассоциации выпускников во многих исследуемых учебных заведениях; недостаточное внимание повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и др.
- Важнейшим результатом исследования являются разработанная модель системы и механизмы управления репутацией вуза. Примененный метод моделирования позволил отразить структуру системы управления репутацией вуза как сложной системы, выявить элементы и взаимосвязи, присущие этой системе и ее составляющим, определить субъекты и объекты данного процесса. Достоверность представленной системы подтверждена ее апробацией в практике деятельности Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, а также Министерства образования и науки Пензенской области.
- Рекомендации, разработанные в ходе исследования, реализованы в проекте Российского гуманитарного научного фонда «Система управления репутацией регионального высшего учебного заведения», который выполнялся коллективом кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в 2012–2013 гг.
- Представлены методические положения по оценке социально-экономической эффективности системы управления репутацией вуза на основе показателей его экономической, научной и образовательной деятельности.
Описанные выше достоинства работы и ее результаты, безусловно, имеют значимость для российской науки. Она заключается в том, что разработанная авторами система управления репутацией вуза ориентирована на новый подход, позволяющий значительно модернизировать существующие методы управления репутацией учебного заведения, делая их адекватными современным проблемам и тенденциям развития экономики и образования.
Монография «Управление репутацией высшего учебного заведения» должна стать серьезным теоретическим и практическим руководством для управленческого персонала российских вузов в обеспечении и управлении репутацией учебных заведений. Работа может служить научно-методической базой также для научных работников, преподавателей, аспирантов и магистров вузов.
Отдельно необходимо отметить удачное оформление книги. Она имеет привлекательный дизайн, который соответствует общей тематике оформления всего научно-методического комплекса «Менеджмент в высшей школе», изданного под руководством директора Института экономики и менеджмента, заведующего кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, д-ра экон. наук, профессора С.Д. Резника. На лицевой стороне книги кратко обозначены ключевые моменты, которые нашли отражение в рамках монографии. На обратной стороне обложки представлены книги, вошедшие в названный научно-методический комплекс. Книга выпущена Издательским Домом «ИНФРА-М», центральным издательством г. Москвы.
1. Reznik S.D. Novye prioritety deyatel´nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 6. – S. 57–61.
2. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. – M.: INFRA-M, 2014.
3. Eremkin A.I. Ukreplenie upravlencheskoy vertikali v regional´nom vuze: opyt i perspektivy [Tekst] / A.I. Eremkin, S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 2. – S. 96–101.
4. Reznik S.D. Reputatsiya kak klyuchevoy faktor obespecheniya konkurentosposobnosti rossiyskogo vuza [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2014. – №2. – S. 81–91.
5. Reznik S.D. Reputatsiya vysshego uchebnogo zavedeniya: komponenty i model´ reputatsii sovremennogo vuza [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). – 2011. – №3. – S. 30–35.
6. Reznik S.D. Upravlenie reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina. – M.: INFRA-M, 2014. – 227 s.
7. Klyuev A.K. Strukturnye preobrazovaniya v vysshey shkole Rossii: problemy i perspektivy [Tekst] / A.K. Klyuev, E.A. Knyazev. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 5. – S. 6–11.
8. Neretina E.A. Strukturnoe postroenie i mekhanizm upravleniya gosudarstvennym vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: monografiya / E.A. Neretina, G.A. Fedorenko. – Saransk: Mordovskiy gosuniversitet, 2008. – 185 s.
9. Reznik S.D. Instrumenty povysheniya rezul´tativnosti lichnoy deyatel´nosti rukovoditelya [Tekst] / S.D. Reznik. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. – 2013. – № 2. – S. 130–137.
10. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik. – M.: INFRA-M, 2009. – 607 s.
11. Upravlenie fakul´tetom [Tekst]: uchebnik; pod red. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2008. – 696 s.
12. Reznik S.D. Organizatsionnoe povedenie [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik. – M.: INFRA-M, 2010. – 430 s.
13. Reznik S.D. Komanda rektora: evolyutsiya izmeneniy struktury i soderzhaniya deyatel´nosti prorektorov rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2012. – № 3. – S. 74–80.
14. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy vuza: cherty kollektivnogo portreta [Tekst] / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina. SOTsIS. – 2003. – № 6. – S. 106.
15. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: uchebnik; pod red. V.M. Filippova i S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2010. – 768 s.
16. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013. – 204 s.
17. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo prodvizheniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013. – 232 s.
18. Reznik S.D. Reputatsiya vysshego uchebnogo zavedeniya: formirovanie i upravlenie reputatsiey vuza [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina. – Penza: PGUAS, 2012. – 268 s.
19. Reznik S.D. Sistema i mekhanizmy upravleniya reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Universitetskoe upravlenie. – 2010. – № 2. – S. 51–57.
20. Reznik S.D. Sravnitel´naya kharakteristika potrebiteley reputatsii vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Menedzhment: upravlenie v sotsial´nykh i ekonomicheskikh sistemakh: sbornik statey VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / MNITs PGSKhA. – Penza: RIO PGSKhA, 2014. – S. 164–171.
21. Reznik S.D. Reyting vysshego uchebnogo zavedeniya kak metod otsenki ego reputatsii [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina, V.G. Kamburg. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. – 2012. – №28. – S. 488–493.
22. Yudina T.A. Monitoring formirovaniya i upravleniya reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / T.A. Yudina. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. – 2011. – № 24. – S. 877–886.
23. Yudina T.A. Reputatsiya vysshego uchebnogo zavedeniya i ee potrebiteli [Tekst] / T.A. Yudina. Problemy teorii i praktiki upravleniya. – 2014. – № 1. – S. 107–114.
24. Reznik S.D. Formirovanie, obuchenie i razvitie upravlencheskogo personala vysshego uchebnogo zavedeniya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina; pod red. S.D. Reznika. – Penza: PGASA, 2003. – 452 s.
25. Reznik S.D. Upravlencheskoe rezervirovanie i ego rol´ v povyshenii professionalizma universitetskogo menedzhmenta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2013. – № 3. – S. 46–52.