Approaches to research of features of structure, activity and professional career are presented in article administrative and the research and educational personnel of higher educational institutions of Russia. The review of the monograph «The administrative potential of higher educational institutions of Russia is given: an assessment, experience, prospects» which is prepared by results of realization of a number of the projects executed within programs of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and grants of the Russian humanitarian scientific fund by the Penza state university of architecture and construction.
the administrative potential, higher educational institutions managing chairs, deans of faculties, vice rectors, rectors, development, competences
Актуальность работы. Как показывают результаты исследований, кадровый состав вузов не всегда отвечает современным требованиям. Это касается как научно-педагогических, так и управленческих кадров. Причина этого в первую очередь в том, что отсутствует система отбора, подготовки и поддержки процесса становления высококвалифицированного преподавателя, а также отсутствие системы подготовки руководителей для вузов.
Чтобы руководящую должность или должность в профессорско-преподавательском составе высшего учебного заведения занимала соответствующая ей личность, ее нужно не только правильно оценивать, но и содействовать ее поиску, развитию и повышению управленческой или педагогической квалификации. Для этого необходима более действенная система аттестации и повышения квалификации руководителей и преподавателей вузовской сферы, стабильная система отбора и работы с резервом на руководящие должности, а также система ротации руководящих кадров.
В последнее время все чаще стали появляться работы, посвященные проблемам управления высшей школой, однако каждая из них касается и рассматривает узкий круг проблем. Большинство вузов не имеют сколько-нибудь значимых проектов в сфере управления, этот сложнейший процесс осуществляется на основе, главным образом, интуиции руководящих кадров. Поэтому сегодня перед управленческими кадрами вузов стоит проблема профессионализации управления, повышения его качественного уровня.
Сегодня многое зависит от личного авторитета и компетентности ректора, его заместителей - проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, репутации вуза в обществе, способности налаживать контакты со школами и предприятиями, от профессионализма и умения ректорского и деканского корпуса использовать свои управленческие качества, знания и опыт не только в общении с подчиненными, но и на высших уровнях власти, наконец, от энергичности, активности и работоспособности вузовских управленцев.
Чтобы руководящую должность в высшем учебном заведении занимала соответствующая ей личность, ее следует не только правильно оценивать, но и содействовать ее поиску, развитию и повышению управленческой квалификации. Для этого необходима более действенная система аттестации и повышения квалификации руководителей вузовской сферы, стабильная система отбора и работы с резервом на руководящие должности, а также система ротации руководящих кадров.
В 2014 г. в издательском центре «ИНФРА-М» вышла в свет монография «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» (Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы: монография / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.).
В основе монографии лежит ряд исследований, проведенных авторским коллективом по заданию Минобрнауки России в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» в 2001-2008 гг., а также федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.):
- Разработка и реализация внутривузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала высшей школы Российской Федерации» (2001-2002 гг.), № гос. рег. 01200103655.
- Оценка влияния качественного состава и содержания работы ректоратов (ректорского и проректорского корпуса) на результативность научной и учебной деятельности подведомственных вузов Минобразования России» (2004 г.), № гос. рег. 01200405055.
- Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с руководящими кадрами высших учебных заведений (2006-2007 гг.), № гос. рег. 01200603693.
- Развитие научно-методического обеспечения системы управления факультетом - ключевым звеном высшего учебного заведения на основе мониторинга состава и содержания деятельности деканского корпуса (2008 г.), № гос. рег. 01200803321.
- Методическое обеспечение формирования резерва руководящих кадров в высших учебных заведениях России, сопровождения и управления их профессиональным продвижением (2010-2012 гг.) № гос. рег. 01201061657.
По результатам исследований авторами уже были подготовлены и изданы научные статьи [1-8] и монографии [9-13].
Таким образом, монография [14] является обобщением научных основ управления высшим учебным заведением, а разработанное научно-методическое обеспечение формирования и развития управленческого потенциала вузов России дает хорошую основу для укрепления процессов формирования и подготовки управленческого резерва вуза, обучения и повышения квалификации действующих руководителей, влияет на развитие, престиж и конкурентоспособность высших учебных заведений.
Оценка содержания и структуры рукописи. Монография «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» состоит из двенадцати глав, выстроенных в логической последовательности и объединенных в четыре раздела.
В первом разделе «Концептуальные подходы к организации управленческой деятельности в высшем учебном заведении» рассматриваются вопросы, связанные с развитием системы управления высшим профессиональным образованием в России и некоторых зарубежных странах. На основе анализа ключевых направлений деятельности высших учебных заведений разработана модель системы управления высшим учебным заведением с учетом функционально-целевого подхода. Здесь же дан обзор субъектов управленческой деятельности в вузе, представлена классификация управленческого персонала.
Во втором разделе «Теоретические и методические подходы к формированию резерва, управлению профессиональным продвижением и развитием управленческого потенциала руководящих кадров высших учебных заведений» рассмотрено содержание управленческой деятельности в вузе, предложены модели организационно-управленческих качеств и профессиональной компетентности линейных (ректор, декан, заведующий кафедрой) и функциональных (проректоры по научной и учебной работе) руководителей вуза. Предложена методология исследования состава, содержания деятельности и карьеры управленческих кадров вузов.
В третьем разделе «Результаты мониторинга практики формирования резерва, управления профессиональным продвижением и развитием управленческого потенциала руководящих кадров высших учебных заведений» представлены результаты анализа состава руководящих кадров высших учебных заведений, а также особенности профессиональной карьеры управленческих и научно-педагогических кадров российских вузов.
В четвертом разделе «Система формирования и развития управленческого потенциала высших учебных заведений» представлено научно-методическое, правовое и аналитическое обеспечение системы формирования и развития управленческого потенциала высшего учебного заведения.
При этом многое из того, что описано в данной монографии, внедрено в практику деятельности Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, а работа по обучению руководящих кадров и резерва на выдвижение проведена руководителем авторского коллектива С.Д. Резником в Российском университете дружбы народов (г. Москва), Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва), Ижевском и Казанском государственных технических университетах, Самарском государственном университете, Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург), Нижегородском коммерческом институте, Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте, Кировской государственной медицинской академии и др.
Научно-методическое обеспечение внутривузовского менеджмента, в частности, профессионализации работы ректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, которое лежит в основе обучения руководящих кадров вуза, включает учебники и практические пособия:
- Резник С.Д. Управление кафедрой: учебник для вузов с грифом Минобразования России. Предисловие Министра образования и науки РФ В.М. Филиппова. - М.: Инфра-М, 2015 [15, 16].
- Управление факультетом: учебник с грифом УМО / под ред. С.Д. Резника. Предисловие председателя Госдумы РФ Г.А. Балыхина. - М.:ИНФРА-М, 2013 [17].
- Управление высшим учебным заведением: учебник с грифом УМО / под ред. В.М. Филиппова и С.Д. Резника. - М.:ИНФРА-М, 2013 [18].
- Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения: учебник с грифом УМО / под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013 [19].
- Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: учебник с грифом УМО. - Пенза: ПГУАС, 2014 [20].
- Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии и организация обучения: учебник с грифом УМО. - Пенза: ПГУАС, 2014. - 360 с. [21-23].
- Еремкин А.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А. Внутривузовская система формирования, обучения и развития управленческого персонала: учебное пособие. - Пенза: ПГУАС, 2007 [24].
Развитие научных идей авторов монографии представлено в научных статьях [25-27] и монографиях [28-30].
Достоинством книги «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» является целостное и системное освещение содержания и специфики деятельности управленческих кадров высших учебных заведений. Содержание рукописи соответствует указанной тематике. Подробно раскрыто научно-методическое, аналитическое и правовое обеспечение системы управления вузами в новых социально-экономических условиях.
С точки зрения методологии рукопись отвечает требованиям, предъявляемым к подобным изданиям. Ее отличает доступный стиль изложения материала.
Практическая значимость рукописи. Результаты исследований, представленные в монографии, могут быть использованы в деятельности руководящих кадров вузов, как молодых, так и опытных ректоров, а также для всего руководящего корпуса вуза.
1. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy vuza: cherty kollektivnogo portreta [Tekst] / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina. Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2003. – № 6. – S. 106.
2. Reznik S.D. Modelirovanie kachestv rukovodyashchikh rabotnikov vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, O.I. Shesternina; pod red. R.M. Nizhegorodtseva. – V kn.: Upravlenie innovatsiyami. – 2006 / Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. – M.: Dobroe slovo, 2006. – S. 280–284.
3. Eremkin A.I. Ukreplenie upravlencheskoy vertikali v regional´nom vuze: opyt i perspektivy [Tekst] / A.I. Eremkin, S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 2. – S. 96–101.
4. Reznik S.D. Novye prioritety deyatel´nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2008. – № 6. – S. 57–61.
5. Reznik S.D. Komanda rektora: evolyutsiya izmeneniy struktury i soderzhaniya deyatel´nosti prorektorov rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2012. – № 3. – S. 74–80.
6. Reznik S.D. Osobennosti i puti optimizatsii sistemy upravleniya vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2012. – № 4-1 (52). – S. 313–318.
7. Reznik S.D. Upravlencheskoe rezervirovanie i ego rol´ v povyshenii professionalizma universitetskogo menedzhmenta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. – 2013. – № 3. S. 46–52.
8. Sazykina O.A. Modelirovanie professional´nykh kompetentsiy prepodavatelya vuza, sovmeshchayushchego nauchno-pedagogicheskuyu i upravlencheskuyu deyatel´nost´ [Tekst] O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. – M.: INFRA-M. 2013. – V. 1. I. 6. – C. 342–348. DOI: 10.12737/2534.
9. Reznik S.D. Formirovanie, obuchenie i razvitie upravlencheskogo personala vysshego uchebnogo zavedeniya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina; pod red. S.D. Reznika. Penza: PGASA, 2003. – 452 s.
10. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013. – 204 s.
11. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo prodvizheniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013. – 232 s.
12. Upravlenie v sotsial´no-ekonomicheskikh sistemakh bespribyl´nogo sektora [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva i S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2014. – 234 s.
13. Reznik S.D. Upravlenie reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina. – M.: INFRA-M, 2014.
14. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2014. – 288 s.
15. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy [Tekst]: uchebnik dlya vuzov. – Penza: PGUAS, 2004.
16. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy [Tekst]: uchebnik dlya vuzov. – M.: Infra-M, 2009.
17. Upravlenie fakul´tetom [Tekst]: uchebnik; pod red. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013.
18. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: uchebnik; pod red. V.M. Filippova i S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2010. – 768 s.
19. Upravlenie ekonomicheskoy bezopasnost´yu vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst]: uchebnik; pod red. S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2013.
20. Reznik S.D. Prepodavatel´ vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. – M.: INFRA-M, 2011. – 361 s.
21. Reznik S.D. Student vuza: tekhnologii ucheby i professional´noy kar´ery [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik, I.A. Igoshina. – Penza: PGUAS, 2009. – 360 s.
22. Reznik S.D. Student vuza: tekhnologii i organizatsiya obucheniya [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik, I.A. Igoshina. – M.: INFRA-M, 2009. – 475 s.
23. Reznik S.D. Student vuza: tekhnologii i organizatsiya obucheniya [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik, I.A. Igoshina. – Penza: PGUAS, 2015. – 366 s.
24. Eremkin A.I. Vnutrivuzovskaya sistema formirovaniya, obucheniya i razvitiya upravlencheskogo personala [Tekst]: uchebnoe posobie / A.I. Eremkin, S.D. Reznik, O.A. Sazykina. – Penza: PGUAS, 2007.
25. Reznik S.D. Menedzhment v vuze: nauchnaya i metodicheskaya podderzhka [Tekst] / S.D. Reznik. Russian Journal of Management. – M.: INFRA-M. – 2015. – V. 3. I. 1. – C. 87–94. – DOI: 10.12737/11801.
26. Reznik S.D. Modelirovanie kompetentsiy zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. – M.: INFRA-M. 2015. – V. 3. I. 2. – C. 140-149. – DOI: 10.12737/11864.
27. Reznik S.D. Upravlenie funktsional´nymi protsessami na vuzovskoy kafedre: rezul´taty sotsiologicheskogo monitoringa zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. – M.: INFRA-M. – 2015. – V. 3. I. 4. – C. 407-418. DOI 10.12737/13108.
28. Upravlenie vysshim obrazovaniem i naukoy: opyt, problemy, perspektivy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva i S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2015. – 400 s.
29. Rynki truda i obrazovatel´nykh uslug Rossii: realii i perspektivy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva, G.A. Reznik, S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2016. – 323 s.
30. Upravlenie kompetentsiyami: struktura, instituty, mekhanizmy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva i S.D. Reznika. – M.: INFRA-M, 2016. – 210 s.