Тhe article provides the review of monography of Ivanova Y.N. «The Methodology of Strategical Planning of Russian Multiregional Corporations». It studies the original methodic of formalizing the corporations’ strategy in three phases, based on step-by-step environment analysis, considering its interaction with all the corporate system’s elements; building the objective function and its decomposition into strategic tasks and projects with the following detalization for all functional units.
strategicplanning, strategicmanagement, multiregional corporation, factors of regional expansion strategy, process management, project management, functional management
Устойчивый рост крупных корпоративных структур, ориентированный на формирование стратегических преимуществ с привлечением долгосрочных инвестиций, в противовес извлечению кратковременной прибыли, является основой перехода российской экономики от рентоориентированной модели хозяйствования к росту, основанному на инновациях и технологиях.
Вопросы долгосрочного развития экономических систем особенно актуальны в свете обсуждения законопроекта «О государственном стратегическом планировании», направленного на решение таких проблем, как размытость приоритетов, отсутствие механизма концентрации ресурсов на решение среднесрочных и долгосрочных задач, обособленность субъектов экономики при достижении своих целей и др. В связи с этим исследования, посвященные модернизации методологии стратегического планирования с учетом российского опыта, могут быть использованы для подготовки рекомендаций к данному законопроекту.
Монография Ю.Н. Ивановой содержит теоретико-методологические положения стратегического планирования крупных, территориально распределенных корпоративных систем, определяемых автором как трансрегиональные корпорации (ТРК), с учетом российской специфики. Свои выводы автор основывает на эмпирическом подходе и изучении практики функционирования в динамике ряда российских предприятий сферы услуг с частной и частно-государственной формой собственности [1].
Представленное издание, ставшее логическим продолжением всей предыдущей работы автора по данной проблеме [2–15], характеризуется четкой, логически выверенной структурой и выводами, отражающими авторское видение изучаемой проблемы. Благоприятное впечатление оставляют содержащиеся в работе рисунки и таблицы, которые достаточно наглядны и оформлены с учетом их восприятия не только узкими специалистами высшей школы, но и практиками, занимающимися стратегическим планированием.
К числу несомненных достоинств данной работы можно отнести тщательный и весьма впечатляющий по размаху анализ эволюции трансрегиональных корпораций в мировой экономике и в дореволюционном, советском и современном периоде развития российской экономики. Весьма оригинальна и любопытна авторская гипотеза о существовании института трансрегиональных корпораций в СССР как «…системы автономных региональных подразделений, подчинявшихся единому центру (государству в лице главков и министерств), осуществлявшему стратегическое управление, и имевших, при отсутствии внешней конкуренции, конкуренцию внутреннюю за выполнение плана и повышение производительности с соответствующей системой вознаграждения» [1].
Наибольший интерес для практики стратегического планирования представляет авторская методика построения стратегии корпорации по трем стадиям, основанная на поэтапном анализе внешней среды во взаимодействии со всеми элементами корпоративной системы, построении целевой функции и декомпозиции ее на стратегические задачи и проекты с последующей детализацией для всех функциональных единиц, а также авторские подходы к мониторингу и оценке выполнения стратегии при помощи определения вех и промежуточных этапов с присвоением им измеряемых показателей мониторинга с количественными и качественными оценками. Автор отмечает, что «…для крупных ТРК число таких показателей может достигать нескольких десятков» [1].
Следует отметить высокий потенциал работы для российских и зарубежных компаний, планирующих экспансию в российские регионы. Автор определяет основные организационно-географические характеристики деятельности ТРК, уточняет факторы, влияющие на построение региональной стратегии, а также выявляет методологические особенности и технологии планирования роста в регионы с учетом специфики и различных экономических и социокультурных профилей российских регионов.
Монография будет интересна ученым-экономистам, практикам, занимающимся вопросами формирования и реализации стратегии. Материалы монографии могут быть использованы при преподавании таких дисциплин, как «Стратегическое планирование», «Менеджмент», «Маркетинг» и т.д. студентам экономических специальностей.
1. Ivanova Yu.N. Metodologiya strategicheskogo planirovaniya rossiyskikh transregional´nykh korporatsiy [Tekst] / Yu.N. Ivanova. – M.: INFRA-M, 2015.
2. Ivanova Yu.N. Osobennosti formirovaniya rossiyskikh transregional´nykh korporatsiy: retrospektivnyy analiz [Elektronnyy resurs] / Yu.N. Ivanova. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. – 2013. – № 10 (58). – S. 99.
3. Ivanova Yu.N. Strategiya upravleniya produktami [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Ekonomicheskie nauki. – 2012. – № 87. – S. 240–243.
4. Ivanova Yu.N. Printsipy sostavleniya strategii [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Ekonomika i predprinimatel´stvo. – 2012. – № 3 (26). – S. 290–292.
5. Ivanova Yu.N. Tirazhirovanie tekhnologiy v korporatsiyakh [Tekst]. Ekonomicheskie strategii. – 2012. – T. 14. – № 2 (100). – S. 100–101.
6. Ivanova Yu.N. Standartizatsiya i diversifikatsiya deyatel´nosti regional´nykh filialov [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Problemy sovremennoy ekonomiki. – 2011. – № 2. – S. 269–271.
7. Ivanova Yu.N. Transregional´nye korporatsii: planirovanie i upravlenie v usloviyakh modernizatsii rossiyskoy ekonomiki [Tekst] / Yu.N. Ivanova. – M.: MAKS Press, 2011.
8. Ivanova Yu.N. Deystviya i osnovnye oshibki rossiyskikh kompaniy pri razrabotke strategii vykhoda na regional´nye rynki [Tekst] / Yu.N. Ivanova, V.V. Ivanov. Terra Economicus. – 2009. – T. 7. – № 4. – S. 108–117.
9. Ivanova Yu.N. Problemy regional´noy ekspansii rossiyskikh kompaniy [Tekst] / Yu.N. Ivanova, V.V. Ivanov. Problemy sovremennoy ekonomiki. – 2010. – № 1. – S. 50.
10. Ivanova Yu.N. Metody konkurentnoy bor´by rossiyskikh predpriyatiy [Tekst] / Yu.N. Ivanova, I.V. Peregudov. Problemy sovremennoy ekonomiki. – 2010. – № 1. – S. 136–139.
11. Ivanova Yu.N., Ivanov V.V. Deystviya i osnovnye oshibki kompaniy pri razrabotke strategii vykhoda na regional´nye rynki [Tekst] / Yu.N. Ivanova, V.V. Ivanov. Ekonomicheskiy vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2009. – T. 7. – № 4.
12. Ivanova Yu.N. Gosudarstvennoe regulirovanie tovarnykh rynkov s primeneniem sovremennykh tekhnologiy [Tekst]: avtoref. …dis. kand. ekon. nauk / Yu.N. Ivanova. – M., 2005.
13. Ivanova Yu.N. Gosudarstvennoe regulirovanie tovarnykh rynkov s primeneniem sovremennykh tekhnologiy [Tekst]: dis. …kand. ekon. nauk / Yu.N. Ivanova. – M., 2005.
14. Rozanova T.P. Postroenie sistemy upravleniya proektami v korporatsiyakh [Tekst] / T.P. Rozanova, Yu.N. Ivanova. Akademicheskaya nauka – problemy i dostizheniya / Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. NITs. «Akademicheskiy», 2014. – S. 220.
15. Rozanova T.P. Vybor sposoba provedeniya operatsiy v integrirovannykh strukturakh: internalizatsiya autsorsinga [Tekst] / T.P. Rozanova, Yu.N. Ivanova. Ekonomiko-pravovye aspekty realizatsii strategii modernizatsii Rossii: real´nye imperativy dinamichnogo sotsiokhozyaystvennogo razvitiya / Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya; pod red. G.B. Kleynera, E.V. Soboleva, V.V. Sorokozherd´eva, Z.M. Khashevoy, 2014. – S. 257–266.