employee
In recent study the level of dental compliance and dental hygiene knowledge of Perm State Medical University (PSMU) and Perm National Research Polytechnic University (PNRPU) students was examined. Most students of medical and polytechnic universities are well-informed about oral hygiene and its necessity, but they have dental problems (caries, gum bleeding) and delay their visit to the dental clinic. It was shown that PNRPU students had the high level of dental compliance (25.1 ± 2.1) and PSMU students – the moderate one (18.8±1.9).
dental compliance, hygienic knowledge, students.
В настоящее время распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезней пародонта) является высокой как в нашей стране, так и во всем мире. Поэтому ВОЗ определила профилактику как приоритетное направление в развитии современной стоматологии. Мировая стоматологическая практика убедительно доказала, что внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Важнейшая роль в профилактике стоматологических заболеваний во все времена отводилась гигиене полости рта. Первые средства гигиены, расцененные как зубочистки, найдены при раскопках гробниц IVIII веков до н. э. в Северной Италии, Восточных Альпах, в Англии, в Крыму. В папирусах III-II тысячелетий до н. э. описаны рецепты приготовления отваров, полосканий для полости рта. Индусы в V веке до н. э. пользовались очищающей зубы палочкой. Уход за полостью рта был частью религиозных обрядов древних мусульман. Современный уровень научных знаний не оставляет сомнений в том, что важнейшую роль в развитии кариеса зубов и болезней пародонта играет плохой гигиенический уход за полостью рта [2]. Систематическое удаление мягких зубных отложений способствует улучшению состояния эмали, а биологически активные компоненты зубных паст обогащают ткани зуба и пародонта солями кальция, фосфора, микроэлементами, витаминами, повышая их устойчивость к вредным воздействиям [5]. Кроме того, регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта. Гигиена полости рта играет роль не только в профилактике стоматологических заболеваний, но и способствует снижению некоторых хронических заболеваний, реже обостряются хронические тонзиллиты, заболевания слизистой оболочки полости рта и губ [4]. Санитарная культура по уходу за полостью рта среди населения остается по-прежнему не высокой. Даже зная все правила чистки зубов и время, необходимое для тщательного выполнения этой процедуры, мало кто точно соблюдает рекомендации в полном объеме. Лечебные и гигиенические стоматологические мероприятия будут эффективны лишь тогда, когда у пациентов сформируется ответственность за здоровье их органов полости рта. Здоровье органов полости рта зависит от того, насколько пациент хорошо соблюдает гигиену, регулярно посещает стоматолога для осмотра и проведения профессиональной гигиены полости рта, выполняет рекомендации врача стоматолога [6, 7]. Относительно недавно в медицинской литературе появился термин «комплаентность» от англ. сomplaent – уступчивость, податливость, согласие, одобрение. Он означает соблюдение медицинских назначений, следование диете, ограничение вредных привычек, формирование здорового образа жизни. В последнее время ставится вопрос о комплаентности в стоматологической практике. Это обусловлено тем, что без кооперации между врачом и пациентом невозможно получить положительных эффектов от проводимых лечебных и профилактических мероприятий [1]. Интерес к комплаентности среди стоматологов возрос в связи с тем, что лечение и профилактика основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта) требует от пациента выполнения назначений врача в течение длительного времени.
Цель исследования – оценить гигиенические знания и стоматологическую комплаентность у студентов Пермского государственного медицинского университета (ПГМУ) и Пермского научного исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Материал и методы обследования. Нами проведено анкетирование 50 студентов III курса лечебного факультета ПГМУ (I группа) и 50 студентов III курса ПНИПУ (II группа) Анкетирование проводили с использованием анкеты, предложенной Е.П. Зиньковской для определения стоматологического комплаенса [3]. Анкета состояла из 18 вопросов, с помощью которых оценивали общее состояние органов полости рта, характер и режим гигиены, информированность о правильной гигиене полости рта, частоту обращаемости к стоматологу, причины, по которым визит к врачу откладывается, здоровье пациента в целом. Каждый ответ оценивали в баллах от «0» до «3». Стоматологическую комплаентность определяли по количеству баллов: 0-7 – очень низкая, 8-15 – низкая, 16-24 – средняя, 25-37 — высокая. Статистическую обработку проводили с использованием программы «STATISTICA 6.0».
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования выявили, что жалобы на наличие кариозных зубов предъявляли 30 % студентов I группы и 40 % – II группы. Кровоточивость десен беспокоила 58 % респондентов I гр. и 80 % – II гр. Пища между зубами задерживается в I группе у 55 % анкетируемых и у 30 % – во II-ой группе. Чистят зубы 2 раза в день 68 % респондентов I гр. и 90 % II-ой гр. Большинство студентов чистят зубы 1-2 минуты, в I -ой гр. – 54 % и 64 % во II-ой гр. Как положено 3 минуты чистят зубы 22 % анкетируемых I гр. и 28 % II гр. Меньше 1 минуты чистят зубы 24 % в I-ой гр. и 8 % во II-ой гр. Зубная щетка является основным инструментом для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Важно её вовремя заменять, так как на ней накапливаются микроорганизмы и она становится функционально непригодной. Меняют зубную щетку 1 раз в 3 мес 52 % студентов I гр. и 54 % – II гр., 1 раз в 6 мес 20 % респондентов I гр. и 19 % – II гр. Однако тщательное соблюдение гигиены полости с использованием лишь традиционных средств гигиены не позволяет добиться хорошего очищения от налета боковых поверхностей зубов и межзубных промежутков. Вследствие этого крайне необходимо в личной гигиене использовать дополнительные средства: межзубные ершики, зубные нити (флоссы), ополаскиватели. Дополнительные средства гигиены используют 82 % студентов I гр. и 98 % – II гр. Наиболее эффективными для удаления зубных отложений из труднодоступных участков являются флоссы, их применяют 46 % опрошенных I гр. и 33 % – II гр. Ополаскиватели способствуют очищению поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета. В их состав входят биологически активные компоненты, оказывающие противовоспалительное, противокариозное и дезинфицирующее действие. Ополаскиватели используют 60 % студентов I гр. и 52 % – II гр. Вообще не применяют дополнительные средства гигиены 18 % респондентов I гр. и 2 % – II гр. Источником информации о средствах гигиены полости рта и методах их применения являлся врач-стоматолог в I гр. для 64 % студентов, во II-ой гр. – для 80 %, СМИ для 30 % опрошенных I гр. и для 15 % – во II-ой гр. Большинство респондентов всегда следуют советам стоматологов, в I гр. 88 % и 90 % во II-ой гр. Среди причин обращения в стоматологическую клинику проблемы с зубами указали 65 % студентов I гр. и 42 % II гр., по поводу профосмотра – 42 % I гр. и 38 % – II-ой гр. Значительно улучшает состояние органов полости рта регулярно проводимая врачом профессиональная гигиена, но лишь 11 % респондентов I гр. и 20 % II гр. регулярно посещают стоматолога для ее проведения. Визит к стоматологу откладывают в результате недостатка времени 46 % студентов I гр. и 42 % – II гр., высокой стоимости лечения 14 % I гр. и 16 % II гр., страха перед лечением 12 % I гр. и 4 % II гр. Курят 18 % респондентов I гр. и 20 % II гр. Заботятся о красоте своей улыбки 68 % опрошенных I гр. и 74 % II гр. Делают зарядку 14 % студентов I гр. и 24 % II гр. Уровень стоматологического комплаенса студентов медицинского и политехнического вузов представлен в таблице 1.
Выводы. Проведенное нами исследование выявило, что большинство студентов как медицинского, так и политехнического вузов хорошо осведомлены о правильной гигиене полости рта и в целом ее соблюдают. Больше половины студентов медицинского и 80 % студентов технического вузов знают, что имеют стоматологические проблемы (кариозные зубы и кровоточивость десен). Однако визит к стоматологу они откладывают в основном из-за нехватки времени. Обращаются же в стоматологическую клинику лишь тогда, когда зубы начинают их беспокоить. Исследование стоматологического комплаенса выявило, что студенты политехнического вуза больше доверяют врачам и следуют их рекомендациям.
1. Zin'kovskaya E.P. Osobennosti sostoyaniya polosti rta u bol'nyh epilepsiey: avtoref. dis. … kand. med. nauk / E.P. Zin'kovskaya. – Tver', 2007. – 25 s.
2. Kuz'mina E.M. Osnovy individual'noy gigieny polosti rta / E.M. Kuz'mina, M., 2008, 116s.
3. Petrikas A.Zh. Problema komplaensa v stomatologicheskoy praktike / A.Zh. Petrikas, E.P. Zin'kovskaya // Chelovecheskiy faktor. Problemy psihologii i ergonomiki /Tver' – №2 – 2006. – s. 66-69.
4. Sivak E.Yu. Vliyanie urovnya sanitarnoy kul'tury shkol'nikov na stomatologicheskuyu zabolevaemost'/ Molodezhnaya nauka Prikam'ya –2000: Sb. tezisov obl. nauchn. – praktich. konf. molodyh uchenyh, studentov i aspirantov. – Perm', 2000. – S. 79-81.
5. Sivak E.Yu. Zavisimost' stomatologicheskogo statusa shkol'nikov ot ih sanitarnoy kul'tury / E.Yu. Sivak, L.A. Mozgovaya // Materialy XXIII i XXIV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Moskva, 2010. – S. 279-282.
6. Cepov L.M. Rabota vracha-stomatologa po formirovaniyu otvetstvennosti pacienta za svoe zdorov'e /L.M. Cepov, N.A. Goleva // Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika. – 2009. – №1. – S. 3-6.
7. Shirshova N.E. Metodicheskie aspekty ocenki sostoyaniya gigieny polosti rta u lic molodogo vozrasta / N.E. Shirshova, V.R. Teslenko, O.S. Gileva // Permskiy medicinskiy zhurnal. – 2006. – T. 23. – №6. – S. 107-113.