employee
Ekaterinburg, Russian Federation
employee
Ekaterinburg, Ekaterinburg, Russian Federation
The analysis of the development of practical skills in periodontics with students of the 5th course by self-assessment using questionnaires. Revealed the interest of students in Periodontology, however, you need to work on their professional skills.
periodontology, questioning, mastering practical skills.
Требования к системе образования определены в нормативно-правовых документах и, прежде всего, в Рабочей программе дисциплины «Пародонтология» Федерального государственного образовательного стандарта. Анализ работы молодых специалистов показывает, что далеко не все выпускники-стоматологи, достигают профессионального успеха. Поэтому подготовка специалистов-стоматологов, формирование профессиональной компетентности по пародонтологии – важная задача, являющаяся социальным заказом общества [2-7]. Проблема формирования образовательной самооценки у студентов-стоматологов и, прежде всего, освоение практических пародонтологических навыков, сегодня актуальна, и один из основных методов оценки деятельности студента в процессе обучения пародонтологии – это анкетирование [1,8-10].
Цель исследования – провести анализ освоения практических навыков по пародонтологии студентами 5-го курса путем самооценки.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ФГБГОУ ВПО «УГМУ» Минздрава России и включало два логически связанных между собой этапа [1,3,10]. Все студенты – 60 чел. (18 юношей и 42 девушки), отвечали на вопросы разработанной нами анкеты, включающей 20 вопросов. Вопросы анкеты были сгруппированы в четыре смысловых блока. Первый блок выявлял степень информированности пробандов о диагностике заболеваний пародонта (ЗП); второй – о навыках и уменьях определения гигиены полости рта, а также о проведении профессиональной гигиены полости рта (ПГПР) у здоровых пациентов и у пациентов при кариесе зубов, гингивите и пародонтите. Третий блок включал вопросы о проведении местной терапии ЗП; четвертый – оценку знаний по пародонтологии и оценку пародонтологии (как науки и практики) в мире. Самооценка умений и навыков по пародонтологии проводилась в баллах (от 1-го до5-ти). Статистическая обработка результатов проводилась на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0», EXСEL (версия 2007), «Vortex «, версии 7.0. Данные представлены в виде средних арифметических величин и стандартной ошибки среднего (М±m). Для установления достоверности различий использовалось t-распределение Стьюдента. Различия считали достоверными при р≤0,05 [2-7].
Результаты и их обсуждение. При анализе результатов анкетирования выявлено: навыки и уменья диагностики ЗП оценены студентами от 2,650±0,486 баллов при диагнозе «Синдромы и симптомы общих заболеваний, проявляющиеся в тканях пародонта» до 4,250±0,368 при гингивите (рис. 1). Гигиена полости рта (по индексам) в среднем оценена на 4,590±0,371. Баллы профессиональной гигиены составили от 4,900±0,144 у здоровых пациентов до 4,300±0,267 при пародонтите. Ответы на вопросы о проведении местной терапии ЗП также характеризуют снижение баллов по мере усложнения процедуры. Так, ПГПР у здоровых – среднее значение – составило 4,900±0,144 баллов; ПГПР при кариесе зубов – 4,750±0,208; ПГПР при гингивите – 4,700±0,220, а при пародонтите – 4,300±0,267. Медикаментозная терапия в среднем оценена студентами на 3,950±0,415 баллов. Интересно отметить, что оценка знаний по пародонтологии в среднем составила 3,700±0,342 балла (рис. 1). В то же время необходимость и значение Мировой пародонтологии студенты оценили на 4,600±0,280 балла (рис. 2).
Таким образом, наиболее существенные результаты заключаются в следующем: дана характеристика положений, связанных со спецификой профессионального обучения студентов 5 курса стоматологического факультета, которые отражают образовательную самооценку их профессиональных навыков, расширяющих представления об условиях профессиональной подготовки по пародонтологии. Нами разработана структурная модель формирования образовательной самооценки студентов, позволяющая определить корреляцию указанных составляющих, конкретизировать ее содержательную и структурную компоненту. Конкретизировано наполнение структурного содержания образовательной самооценки по пародонтологии студентов стоматологов-выпускников: от высокого уровня, оптимального, до низкого и даже очень низкого уровня. Обозначены объективные и субъективные педагогические условия формирования образовательной самооценки практических навыков студентов в профессиональной подготовке по пародонтологии.
Выводы
1. Анкетирование студентов стоматологов-выпускников – это один из эффективных методов выявления степени удовлетворенности образовательным процессом по пародонтологии.
2. Выявлена заинтересованность и просвещенность студентов в вопросах пародонтологии, однако в дальнейшем необходимо работать над качеством профессиональных навыков.
3. Профессиональная мотивация и освоение практических навыков по пародонтологии студентами 5-го курса может рассматриваться как важный фактор в профессиональном становлении личности, формировании ценностного отношения к специальности и условие повышения качества подготовки выпускников.
1. Deykalo V.P., Konevalova N.Yu., Schupakova A.N., Egorov K.N., Sirotko V.V. Sistema monitoringa kachestva osvoeniya prakticheskih navykov studentami lechebnogo fakul'teta UO «VGMU» // Vestnik VGMU.- 2013. – Tom 12. – №2. – s. 135-142.
2. Elovikova T.M., Belokonova N.A. Sostoyanie tkaney parodonta i parametrov rotovoy zhidkosti u bol'nyh parodontitom pod vliyaniem zhidkih sredstv gigieny// Parodontologiya.- 2013. T. 18.- №2. – s. 55-58.
3. Elovikova T.M., Belokonova N.A., Shurygina E.P., Eschenko Ya.A., Raspopova N.G. Ocenka izmeneniy parodontologicheskogo statusa bol'nyh saharnym diabetom II tipa v usloviyah hirurgicheskogo stacionara ispol'zovaniya novoy zubnoy pasty «Parodontax extra fresh» // Stomatologiya. – Tom: 93. – 2014. – №6. – s. 38-41.
4. Elovikova T.M., Butyugin I.A., Uvarova L.V. Vliyanie sistemnyh i individual'nyh faktorov na kachestvo zhizni podrostkov, svyazannoe so zdorov'em zubov i parodonta // Problemy stomatologii. – 2008. – №1. – s. 4-6.
5. Elovikova T.M., Ermishina E.Yu., Miheykina N.I. Mehanizmy vosstanovitel'nogo deystviya novoy lechebnoprofilakticheskoy zubnoy pasty // Stomatologiya. – 2016. – T. 95. – №5. – s. 32-35.
6. Elovikova T.M., Koscheev A.S., Mafienya E.S. Pryamye restavracii zubov kak faktor vozniknoveniya okklyuzionnyh narusheniy i zabolevaniy parodonta// Problemy stomatologii. – 2014. – №4. – s. 15-20.
7. Elovikova T.M., Miheykina N.I., Ermishina E.Yu., Molvinskih V.S., Koscheev A.S. Korrelyacionnyy analiz organolepticheskih harakteristik novoy zubnoy pasty s effektom vosstanovleniya i zaschity// Problemy stomatologii. – 2016. – №2. – s 11-18.
8. Petrenko I.V., Podvarko N.T., Tairov V.V. Sravnitel'nyy analiz uspevaemosti studentov i osvoeniya prakticheskih navykov, putem samoocenki // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. – 2015. – №4 – s. 191-192.
9. Popko E.S., Sinegubova L.A., Medvedeva E.N. Formirovanie prakticheskih navykov u studentov pri provedenii klinicheskih osmotrov pacientov // Bulletin of Medical Internet Conferences.- 2013.- Volume 3. -Issue 11. –s. 1216.
10. Filippova K.A. Formirovanie samoocenki u studentov gumanitarnogo vuza v uchebno-professional'noy deyatel'nosti // Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. – M. 2012. – s. 24