METHODS OF PHYSICAL REHABILITATION OF STUDENTS WITH DISEASES OF THE RESPIRATORY SYSTEM BY MEANS OF PE IN HIGH SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
V nauchnoy stat'e predstavlena metodika fizicheskoy reabilitacii studentov s boleznyami organov dyhaniya s primenenie dozirovannyh fizicheskih nagruzok povyshennoy intensivnost'yu. Pokazana trehetapnaya metodika fizicheskoy reabilitacii. Dany prakticheskie rekomendacii ispol'zovaniya fizicheskih uprazhneniy.

Keywords:
fizicheskaya kul'tura, reabilitaciya, metodika, fizicheskie uprazhneniya
Text

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С БОЛЕЗНЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

© 2018.   А.В. Лейфа, д-р пед. наук, К.Н. Сизоненко, канд. пед. наук

ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», Благовещенск

В научной статье представлена методика физической реабилитации студентов с болезнями органов дыхания с применение дозированных физических нагрузок повышенной интенсивностью. Показана трехэтапная методика физической реабилитации. Даны практические рекомендации использования физических упражнений.

Ключевые слова: физическая культура, реабилитация, методика, физические упражнения.

METHODS OF PHYSICAL REHABILITATION OF STUDENTS WITH DISEASES OF THE RESPIRATORY SYSTEM BY MEANS OF PE IN HIGH SCHOOL

A.V. Leifa, D.Sci; K.N. Sizonenko, PhD

Amur State University, Blagoveshchensk

The scientific article presents a method of physical rehabilitation of students with respiratory diseases with the use of dosed physical activity of high intensity. The three-stage technique of physical rehabilitation is shown. Practical recommendations of how to use physical exercises are given.

Key words: physical education (PE), rehabilitation, technique, physical exercises.

Введение

Социально-экономические и климато-географические особенности Дальневосточного региона негативно влияют на состояние здоровье студенческой молодежи. За последние годы количество студентов, отнесенных по показателям здоровья в специальное медицинское отделение, увеличилось на 35%, а в структуре болезней высокий удельный вес занимают болезни органов дыхания [1, 2].

Анализ методик физической реабилитации студентов, имеющих заболевание органов дыхания, показал, что все они направлены на снижение нагрузок во время занятий физическими упражнениями [3, 4]. Однако, ряд исследователей считают, что с целью реабилитации студентов с болезнями органов дыхания необходимо использовать физические нагрузки повышенной интенсивности [6].

Исходя из этого, нами разработана авторская методика физической реабилитации студентов с болезнями органов дыхания.

Целью проведенного исследования являлось разработка и экспериментальное обоснование методики физической реабилитации студентов с болезнями органов дыхания.

Основные результаты исследования и их обсуждение. На основании проведенного анализа научных материалов, нами была разработана авторская методика физической реабилитации студентов с заболеванием органов дыхания в условиях ВУЗа. Данная методика включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап (продолжительностью до пяти недель) проводится для адаптации организма к предстоящей тренировочной нагрузке. Эффективность занятий в этот период (как впрочем, и в другие) во многом зависит от использования, кроме учебных занятий, и других форм средств физической культуры – занятия на свежем воздухе, прогулок, походов, утренней гимнастики и т.п.

2. Тренировочный этап включает планирование средств физической культуры и подбор методических приемов, направленных на физическое развитие студентов, овладение ими техникой выполнения движений, укрепление общего здоровья, усиление интенсивности нагрузок. Второй этап направлен на совершенствование и тренировку дыхательной системы, повышение физической подготовленности, закрепление двигательных навыков и умений. Большую роль при этом играют самостоятельные занятия, правильный общий режим, связанный с формированием потребности в физических упражнениях, здоровому образу жизни.

3. Поддерживающий этап направлен на стабилизацию физических функций, физической работоспособности. Основная задача этого этапа – сохранить на возможно более длительный срок достигнутый уровень здоровья, высокую работоспособность.

На всех этих этапах присутствуют элементы накопления студентами теоретических знаний. Главное в планировании этапов – определение необходимого уровня физических нагрузок с учетом состояния здоровья,  физической подготовленности и интересов занимающихся, а также программы физического воспитания, условий проведения учебных занятий.

Величину нагрузки, характер физических упражнений, их качество, темп, ритмы и амплитуду выполнения, плотность занятия, его продолжительность и другие факторы определялись эмпирическим путем, опираясь на данные врачебного контроля и самоконтроля, используя весь их арсенал врачебно-педагогического контроля – этапный, текущий и оперативный [7].

В занятиях со студентами с заболеваниями органов дыхания применяются  общеразвивающие и специальные упражнения. Общеразвивающие улучшают функции всех органов  и систем организма, активизируют дыхание. Для стимуляции функций дыхательной системы использовались  упражнения большой мощности. Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выделению мокроты, уменьшают застойные явления в легких, совершенствуют механизмы дыхания, координацию дыхательных движений [2].

Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, отчасти повышают потребление кислорода. При их использовании мы учитывали следующее: обычный вдох осуществляется при расслаблении производящих его мышц под действием силы тяжести грудной клетки; замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе мышц. В обоих случаях выведение воздуха из легких обеспечивается в основном за счет эластичных  сил легочной ткани [8]. При подборе упражнений мы исходили из их простаты и доступности. Упражнения выполняются из разных исходных положений. Темп, ритм и амплитуда движений задаются в зависимости от этапа подготовки и педагогических задач занятия: предпочтения отдаются среднему темпу, ритмичности и постепенно увеличивающейся амплитуде [8].

Комплекс упражнений составляется для общего укрепления мышц дыхательной системы, развитие функционально более слабых мышц и систем. При проведении занятий, наряду с показом каждого упражнения, дается его физиологическая характеристика, чтобы занимающийся осознал его полезность. Физиологическая кривая на занятиях постепенно повышается, достигая максимума к середине и к концу второй трети занятия, а затем также постепенно снижается. Частота сердечных сокращений не превышала 165-170 уд/мин. Для плавного повышения физиологической кривой занятия начинаются с легких упражнений, в которых участвуют малые и средние группы мышц, и постепенно совершается переход к упражнениям для средних и больших групп мышц. Наиболее трудные упражнения даются в середине или в конце основной части занятия, когда организм уже «разогрет». В комплекс входит 20-30 упражнений, чередующихся с ходьбой и бегом. В игровом занятии количество упражнений меньше, а при занятии на воздухе – больше.

Плотность занятий увеличивается с ростом тренированности: на первом этапе 40-50%, на третьем – 70-80%. В зависимости от этапа изменяются содержание и методы занятия.

Эффективность такой методики проверена по показаниям групп – экспериментальной и контрольной. Первая занималась по разработанной технологии, а вторая – по обычной программе для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями органов дыхания.

В экспериментальной группе были установлены выраженные положительные сдвиги. При динамическом наблюдении отмечено достоверное увеличение объема выполненной работы на велоэргометре (с 129±18,0 до 156,6±7,3)и продолжительность ее выполнения (с 9,1±0,5 до 10,9±0,4).Существенно возросла в ходе выполнения максимальной физической нагрузки  ЧСС – с 161,8±3,1 до172,2±2,1. а в контрольной группе показатели физической работоспособности остались неизменными. Поддержание максимального потребления кислорода при возросшем уровне выполненной работы у студентов экспериментальной группы свидетельствовало о снижении  кислородной стоимости работы и более рациональном расходовании энергетических запасов организма.

В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, существенно укоротился восстановительный период (с 9,2±0,6 до 5,5±0,4), ЧСС через 1 мин. после окончания нагрузки была достоверно ниже, чем в контрольной.

Эффективными оказались и простые двигательные тесты, Все они, кроме челночного бега, достоверно улучшили физические показатели студентов экспериментальной группы: бег в течение 6 мин. – с 1238±37,1 до 1287±39,2 м.; прыжки в длину с места – с 180 ±5,2 до 189±6,1 см;  подъем туловища из положения лежа – с 39±3,8 до 47±4,2; метание набивного мяча – с 9,4±0,1  до 9,9±0,2; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье – с 8,7±1,2 до 12±1,1. В контрольной группе достоверно улучшились лишь результаты метания набивного мяча.

У студентов экспериментальной группы достоверно возросли все показатели бронхиальной проходимости, за исключением ПОС: ЖЕЛ – с 3,95±0,21 до 4,23±0,22 л.; ФЖЕЛ – с 6,95±0,42 до 7,55±0,45 л; ОФВ – с 3,37±0,13 до 3,61±0,17 л; ОФВ/ЖЕЛ – с 80,35±2,23 до 83,06±2,07%; МОС – с 5,93±0,38до 6,79±0,94 л/с; МОС – с 3,90 ±0,34 до 4,49±0,49 л/с; МОС – с 2,06±0,21 до2,27±0,27 л/с, в то время как в контрольной группе они статически достоверно не изменились.

Выводы. Разработанная и экспериментально проверенная нами авторская методика физической реабилитации позволила улучшить физическое состояние студентов, их работоспособность и успеваемость, сформировать у них мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Лейфа А.В. Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи классического университета// Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2003. Вып. 13. С. 42-45.

2.      Лейфа А.В., Железняк Ю.Д., Перельман Ю.М., Сизоненко К.Н. Построение методики физической активности студентов вузов с болезнями органов дыхания в контексте повышения их качества жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. №7. С. 41-43.

3.      Андрианов Ю.А., Голованова Н.Ф., Калиниченко Б.В. Влияние дыхательных упражнений на легочную и диафрагмальную механику у больных с хроническими заболеваниями легких // Тр. республ.  конф. «Реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания». Сб. науч. тр. Москва, 1982. С. 3-6.

4.      Бреслав И.С., Синицына Т.М., Хлопотова  Г.П. Реакция вентиляции и бронхиальной проходимости при физической нагрузке у больных бронхиальной астмой // Клиническая медицина. 1990. № 6 С. 89-93.

5.      Адо А.Д. Абросимов В.Н., Червинская Т.А. Изучение реакции бронхов у больных бронхиальной астмой на субмаксимальную физическую нагрузку // Терапевтические и практические аспекты дыхания: Сб. науч. тр. Куйбышев, 1983. С. 4-5.

6.      Вавилова Н.Н. Способ профилактики холодового бронхоспазма интервальной физической нагрузкой // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2009. №32. С. 24-27.

7.      Сизоненко К.Н., Коробков В.В., Пелих А.П. Применение нагрузок повышенной интенсивности в специальной медицинской группе // Физическая культура и здоровье студентов вузов: Сб. науч. тр. Санкт-Петербург, 2010. С. 106-107.  

8.      Кузнецов О.Ф. Новая методика лечебной гимнастики у больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких. // Национальный конгресс по болезням органов дыхания, 7-й: Сб.резюме.  Москва, 1997. С. 177.

References

1. Leyfa A.V. Sostoyanie zdorov'ya i fizicheskoy podgotovlennosti studencheskoy molodezhi klassicheskogo universiteta// Byulleten' fiziologii i patologii dyhaniya. 2003. Vyp. 13. S. 42-45.

2. Leyfa A.V., Zheleznyak Yu.D., Perel'man Yu.M., Sizonenko K.N. Postroenie metodiki fizicheskoy aktivnosti studentov vuzov s boleznyami organov dyhaniya v kontekste povysheniya ih kachestva zhizni // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2016. №7. S. 41-43.

3. Andrianov Yu.A., Golovanova N.F., Kalinichenko B.V. Vliyanie dyhatel'nyh uprazhneniy na legochnuyu i diafragmal'nuyu mehaniku u bol'nyh s hronicheskimi zabolevaniyami legkih // Tr. respubl. konf. «Reabilitaciya bol'nyh s zabolevaniyami organov dyhaniya». Sb. nauch. tr. Moskva, 1982. S. 3-6.

4. Breslav I.S., Sinicyna T.M., Hlopotova G.P. Reakciya ventilyacii i bronhial'noy prohodimosti pri fizicheskoy nagruzke u bol'nyh bronhial'noy astmoy // Klinicheskaya medicina. 1990. № 6 S. 89-93.

5. Ado A.D. Abrosimov V.N., Chervinskaya T.A. Izuchenie reakcii bronhov u bol'nyh bronhial'noy astmoy na submaksimal'nuyu fizicheskuyu nagruzku // Terapevticheskie i prakticheskie aspekty dyhaniya: Sb. nauch. tr. Kuybyshev, 1983. S. 4-5.

6. Vavilova N.N. Sposob profilaktiki holodovogo bronhospazma interval'noy fizicheskoy nagruzkoy // Byulleten' fiziologii i patologii dyhaniya. 2009. №32. S. 24-27.

7. Sizonenko K.N., Korobkov V.V., Pelih A.P. Primenenie nagruzok povyshennoy intensivnosti v special'noy medicinskoy gruppe // Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e studentov vuzov: Sb. nauch. tr. Sankt-Peterburg, 2010. S. 106-107.

8. Kuznecov O.F. Novaya metodika lechebnoy gimnastiki u bol'nyh s hronicheskimi nespecificheskimi zabolevaniyami legkih. // Nacional'nyy kongress po boleznyam organov dyhaniya, 7-y: Sb.rezyume. Moskva, 1997. S. 177.

Login or Create
* Forgot password?