BLAGOVESHENSK, Blagoveshchensk, Russian Federation
Blagoveschensk, Blagoveshchensk, Russian Federation
V ramkah provedennogo issledovaniya izucheny, cennosti, interesy, motivy studencheskoy molodezhi k fizicheskoy aktivnosti i zdorov'yu. Fizicheskaya aktivnost' predstavlyaetsya znachitel'nomu chislu studentov vtorostepennym zanyatiem.
studenty, cennosti, motivy, interesy, fizicheskaya aktivnost', zdorov'e
СОВРЕМЕННЫЕ МОТИВЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЮ
© 2018. А.В. Лейфа, докт. пед. наук, К.Н. Сизоненко, канд. пед. наук
ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», Благовещенск
В рамках проведенного исследования изучены, ценности, интересы, мотивы студенческой молодежи к физической активности и здоровью. Физическая активность представляется значительному числу студентов второстепенным занятием.
Ключевые слова: студенты, ценности, мотивы, интересы, физическая активность, здоровье.
MODERN MOTIVES OF STUDENTS TO PHYSICAL ACTIVITY AND HEALTH
A.V. Leifa, D.Sci; K.N. Sizonenko, PhD
Amur State University, Blagoveshchensk
Within this study, the values, interests and motives of students to physical activity and health were observed. Physical activity seems to be a minor activity to a significant number of students.
Key words: students, values, motives, interests, physical activity, health.
Введение
Мотивация к физической активности, по нашему мнению, – это особое состояние личности студента, направленное на достижение высокого состояния здоровья, оптимального уровня физического развития, физической подготовленности и работоспособности в процессе обучения в вузе.
Мотив – внутреннее состояние личности молодого человека, которое определяет и направляет ее действия в каждый данный момент времени [1]. Мотив может быть сформирован на базе соотнесения основной потребности не с самим предметом, а с одной из составляющих его частей. Процесс формирования мотивации более сложный, поскольку охватывает комплекс субъект-объективных связей, включающих предмет деятельности. В то же время мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические состояния. Мотивы действия формируются на базе определенной мотивации. Преподаватель, тренер через формирование отдельных мотивов может влиять на мотивацию занимающегося определенным видом физической культуры.
Интерес студентов к занятиям различными видами физической активности носит вначале ориентировочный характер. Затем формирование и становление интереса к физической активности проходят следующие стадии:
1. Созерцательный интерес, который формируется в процессе лекций, бесед, просмотра спортивных передач, спортивных соревнований, праздников, фестивалей и т.п.
2. Действенный интерес, способствующий возникновению желаний самостоятельно выполнять индивидуальную двигательную деятельность.
3. Познавательный интерес, позволяющий на основе познания закономерностей и принципов функционирования физической активности во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью строить целенаправленно свою двигательную деятельность и соотносить ее с ценностными ориентациями и идеалами.
4. Творческий интерес, способствующий возможности физической активности стимулировать творческое развитие, осуществление процессов самопознания, самоконтроля, саморазвития [2].
Постановка задачи
Основной задачей нашего исследования являлось изучение мотивов студенческой молодежи к физической активности и здоровью.
Основные результаты исследования и их обсуждение
Изучение ценностных ориентаций, формирующих интерес студентов к занятиям различными видами физической активности, проводилось нами путем ранжирования ориентиров и сравнивания их по курсам обучения. Результаты социологического исследования показали, что выделенные ценности у студентов, в том числе и доминирующие в процессе обучения, по курсам мало изменяются (табл. 1).
Ведущими ценностями являются здоровье, материальное благополучие, самореализация. В то же время на низком уровне находятся ценности, способствующие достижению доминирующих целей – профессиональное мастерство, без которого невозможно достичь материального благополучия; хорошее физическое развитие, занятия любимым видом спорта, здоровый образ жизни, без которых невозможно длительное время укреплять и сохранять здоровье. Вызывает тревогу и низкий уровень духовности студенческой молодежи, который также не зависит от курса обучения.
Проведенное социологическое исследование (табл. 2) показало, что студенческая молодежь выделяет в основном такие мотивы, как укрепление здоровья – 76,2%, развитие физических качеств и улучшение фигуры – по 55,4%, формирование силы воли и собранности – 45,2%.
Таблица 1. Основные ценности студенческой молодежи в системе ранжирования
№ |
Ценностные ориентиры |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
1 |
Хорошее физическое развитие |
11 |
14 |
11 |
1314 |
2 |
Любимая работа |
6 |
5-6 |
12 |
7 |
3 |
Хобби |
17 |
15 |
19 |
15 |
4 |
Успехи в учебе |
14 |
9 |
8 |
8 |
5 |
Занятия любимым видом спорта |
19 |
19 |
20 |
20 |
6 |
Удачное замужество, женитьба |
9 |
4 |
13 |
6 |
7 |
Общение с друзьями |
7 |
1-2 |
5 |
4 |
8 |
Участие в общественной жизни |
18 |
16 |
18 |
16 |
9 |
Материальное благополучие |
1 |
3 |
3 |
2 |
10 |
Здоровый образ жизни |
15 |
12 |
9 |
1314 |
11 |
Знания |
10 |
8 |
6 |
9 |
12 |
Удовлетворенность выбранной профессией |
8 |
11 |
4 |
11 |
13 |
Здоровье |
2 |
1-2 |
1 |
1 |
14 |
Любовь к музыке |
20 |
20 |
16 |
19 |
15 |
Профессиональное мастерство |
12–13 |
13 |
14-15 |
12 |
16 |
Активная творческая деятельность |
16 |
18 |
17 |
17 18 |
17 |
Хорошая спортивная форма |
12-13 |
17 |
14-15 |
1718 |
18 |
Самореализация |
3 |
5-6 |
2 |
3 |
19 |
Развитие интеллекта |
4 |
7 |
7 |
5 |
20 |
Социальный статус |
5 |
10 |
10 |
10 |
Результаты социологического исследования свидетельствуют, что только незначительная часть студентов связывает физическую активность с формированием профессиональной готовности (24,8%) и направленностью на достижение профессионального мастерства в будущей профессиональной деятельности (16,4%). Необходимо отметить и то, что студенты не оценили значение занятий физической культурой для расширения кругозора и приобретения знаний. Это дает основание к суждению о наличии противоречия между мотивами на укрепление здоровья средствами физической активности (1 место по уровню значимости) и расширением кругозора и приобретением знаний – 15,3%.
Изучение интересов студенческой молодежи к различным видам физической активности имеет огромное значение для уточнения структуры тех или иных видов физической активности, выявления их общекультурной, воспитательной, профессиональной и оздоровительной направленности.
По нашему мнению, интерес студенческой молодежи к физической активности определяется:
1. Активизацией познавательной деятельности и формированием социального отношения к изучаемым двигательным действиям.
2. Повышением образовательной ценности учебно-тренировочного занятия, углублением теоретических основ обучения двигательным действиям, установлением межпредметных связей.
3. Развитием активности и самостоятельности при выполнении поручений.
4. Дифференцированным подходом к студентам при различном отношении к учебно-тренировочным занятиям.
5. Использованием данных медицинского контроля, самоконтроля и контрольных испытаний физической подготовленности с целью их изучения в динамике.
Таблица 2. Основные мотивы студенческой молодежи в физической активности.
№ |
Мотивы |
Количество, % |
1 |
Укрепляет здоровье |
76,2 |
2 |
Развивает физические качества |
55,4 |
3 |
Утверждает веру в себя |
45,2 |
4 |
Повышает работоспособность |
16,1 |
5 |
Дает возможность испытать себя |
36,6 |
6 |
Расширяет физиологические возможности человека |
17,5 |
7 |
Способствует общению |
24,4 |
8 |
Формирует силу воли и собранность |
45,2 |
9 |
Способствует формированию профессиональной готовности |
24,8 |
10 |
Повышает уверенность в себе |
26,4 |
11 |
Способствует активному отдыху |
12,4 |
12 |
Расширяет кругозор, знания |
15,3 |
13 |
Способствует достижению профессионального мастерства |
16,4 |
14 |
Позволяет снимать умственное и психическое напряжение в процессе обучения в вузе |
21,1 |
15 |
Воспитывает духовность и эстетические чувства |
18,2 |
16 |
Предоставляет льготы |
4,8 |
17 |
Укрепляет семью |
9,6 |
18 |
Повышает авторитет в группе |
3,2 |
19 |
Способствует сближению людей |
25,3 |
20 |
Улучшает фигуру |
55,4 |
Заключение. Эти данные подтверждают, что физическая активность представляется значительному числу студентов второстепенным занятием. Данное обстоятельство, на наш взгляд, связано с недостаточной разработанностью и реализацией системы физической активности в высших учебных заведениях, в том числе теоретического и методико-практического курсов по дисциплине «Физическая культура». Как показывают исследования, в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура» не реализовывается профессионально-прикладной аспект физической подготовки. Студенты не связывают занятия физической культурой, спортом и оздоровительными системами с будущей профессиональной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
- Печников А.Н., Мухина Г.В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД// Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб, 1996. КрутькккоС. 68-72.
- Колосов В.П., Лейфа А.В., Перельман Ю.М., Сизоненко К.Н. Физическая активность и здоровье студенческой молодежи. Владивосток: «Дальнаука», 2007.
1. Pechnikov A.N., Muhina G.V. Osobennosti uchebnoy motivacii kursantov yuridicheskih vuzov MVD// Psihologiya: itogi i perspektivy: Tezisy nauchno-prakticheskoy konferencii. SPb, 1996. Krut'kkkoS. 68-72.
2. Kolosov V.P., Leyfa A.V., Perel'man Yu.M., Sizonenko K.N. Fizicheskaya aktivnost' i zdorov'e studencheskoy molodezhi. Vladivostok: «Dal'nauka», 2007.