Abstract and keywords
Abstract (English):
V ramkah provedennogo issledovaniya izucheny, cennosti, interesy, motivy studencheskoy molodezhi k fizicheskoy aktivnosti i zdorov'yu. Fizicheskaya aktivnost' predstavlyaetsya znachitel'nomu chislu studentov vtorostepennym zanyatiem.

Keywords:
studenty, cennosti, motivy, interesy, fizicheskaya aktivnost', zdorov'e
Text

СОВРЕМЕННЫЕ МОТИВЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЮ

© 2018.   А.В. Лейфа, докт. пед. наук, К.Н. Сизоненко, канд. пед. наук

ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», Благовещенск

В рамках проведенного исследования изучены, ценности, интересы, мотивы студенческой молодежи к физической активности и здоровью.  Физическая активность представляется значительному числу студентов второстепенным занятием.

Ключевые слова: студенты, ценности, мотивы, интересы, физическая активность, здоровье.

MODERN MOTIVES OF STUDENTS TO PHYSICAL ACTIVITY AND HEALTH

A.V. Leifa, D.Sci; K.N. Sizonenko, PhD

Amur State University, Blagoveshchensk

Within this study, the values, interests and motives of students to physical activity and health were observed. Physical activity seems to be a minor activity to a significant number of students.

Key words: students, values, motives, interests, physical activity, health.

Введение

Мотивация к физической активности, по нашему мнению, – это особое состояние личности студента, направленное на достижение высокого состояния здоровья, оптимального уровня физического развития, физической подготовленности и работоспособности в процессе обучения в вузе.

Мотив – внутреннее состояние личности молодого человека, которое определяет и направляет ее действия в каждый данный момент времени [1]. Мотив может быть сформирован на базе соотнесения основной потребности не с самим предметом, а с одной из составляющих его частей. Процесс формирования мотивации более сложный, поскольку охватывает комплекс субъект-объективных связей, включающих предмет деятельности. В то же время мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические состояния. Мотивы действия формируются на базе определенной мотивации. Преподаватель, тренер через формирование отдельных мотивов может влиять на мотивацию занимающегося определенным видом физической культуры.

Интерес студентов к занятиям различными видами физической активности носит вначале ориентировочный характер. Затем формирование и становление интереса к физической активности проходят следующие стадии:

1. Созерцательный интерес, который формируется в процессе лекций, бесед, просмотра спортивных передач, спортивных соревнований, праздников, фестивалей и т.п.

2. Действенный интерес, способствующий возникновению желаний самостоятельно выполнять индивидуальную двигательную деятельность.

3. Познавательный интерес, позволяющий на основе познания закономерностей и принципов функционирования физической активности во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью строить целенаправленно свою двигательную деятельность и соотносить ее с ценностными ориентациями и идеалами.

4. Творческий интерес, способствующий возможности физической активности стимулировать творческое развитие, осуществление процессов самопознания, самоконтроля, саморазвития [2].

Постановка задачи

Основной задачей нашего исследования являлось изучение мотивов студенческой молодежи к физической активности и здоровью.

Основные результаты исследования и их обсуждение

Изучение ценностных ориентаций, формирующих интерес студентов к занятиям различными видами физической активности, проводилось нами путем ранжирования ориентиров и сравнивания их по курсам обучения. Результаты социологического исследования показали, что выделенные ценности у студентов, в том числе и доминирующие в процессе обучения, по курсам мало изменяются (табл. 1).

Ведущими ценностями являются здоровье, материальное благополучие, самореализация. В то же время на низком уровне находятся ценности, способствующие достижению доминирующих целей – профессиональное мастерство, без которого невозможно достичь материального благополучия; хорошее физическое развитие, занятия любимым видом спорта, здоровый образ жизни, без которых невозможно длительное время укреплять и сохранять здоровье. Вызывает тревогу и низкий уровень духовности студенческой молодежи, который также не зависит от курса обучения.

Проведенное социологическое исследование (табл. 2) показало, что студенческая молодежь выделяет в основном такие мотивы, как укрепление здоровья – 76,2%, развитие физических качеств и улучшение фигуры – по 55,4%, формирование силы воли и собранности – 45,2%.

Таблица 1. Основные ценности студенческой молодежи в системе ранжирования

Ценностные ориентиры

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1

Хорошее физическое развитие

11

14

11

13­14

2

Любимая работа

6

5-6

12

7

3

Хобби

17

15

19

15

4

Успехи в учебе

14

9

8

8

5

Занятия любимым видом спорта

19

19

20

20

6

Удачное замужество, женитьба

9

4

13

6

7

Общение с друзьями

7

1-2

5

4

8

Участие в общественной жизни

18

16

18

16

9

Материальное благополучие

1

3

3

2

10

Здоровый образ жизни

15

12

9

13­14

11

Знания

10

8

6

9

12

Удовлетворенность выбранной профессией

8

11

4

11

13

Здоровье

2

1-2

1

1

14

Любовь к музыке

20

20

16

19

15

Профессиональное мастерство

12–13

13

14-15

12

16

Активная творческая деятельность

16

18

17

17 ­ 18

17

Хорошая спортивная форма

12-13

17

14-15

17­18

18

Самореализация

3

5-6

2

3

19

Развитие интеллекта

4

7

7

5

20

Социальный статус

5

10

10

10

 

Результаты социологического исследования свидетельствуют, что только незначительная часть студентов связывает физическую активность с формированием профессиональной готовности (24,8%) и направленностью на достижение профессионального мастерства в будущей профессиональной деятельности (16,4%). Необходимо отметить и то, что студенты не оценили значение занятий физической культурой для расширения кругозора и приобретения знаний. Это дает основание к суждению о наличии противоречия между мотивами на укрепление здоровья средствами физической активности (1 место по уровню значимости) и расширением кругозора и приобретением знаний – 15,3%.

Изучение интересов студенческой молодежи к различным видам физической активности имеет огромное значение для уточнения структуры тех или иных видов физической активности, выявления их общекультурной, воспитательной, профессиональной и оздоровительной направленности.

По нашему мнению, интерес студенческой молодежи к физической активности определяется:

1.    Активизацией познавательной деятельности и формированием социального отношения к изучаемым двигательным действиям.

2.    Повышением образовательной ценности учебно-тренировочного занятия, углублением теоретических основ обучения двигательным действиям, установлением межпредметных связей.

3.    Развитием активности и самостоятельности при выполнении поручений.

4.    Дифференцированным подходом к студентам при различном отношении к учебно-тренировочным занятиям.

5.    Использованием данных медицинского контроля, самоконтроля и контрольных испытаний физической подготовленности с целью их изучения в динамике.

 

Таблица 2. Основные мотивы студенческой молодежи в физической активности.

Мотивы

Количество, %

1

Укрепляет здоровье

76,2

2

Развивает физические качества

55,4

3

Утверждает веру в себя

45,2

4

Повышает работоспособность

16,1

5

Дает возможность испытать себя

36,6

6

Расширяет физиологические возможности человека

17,5

7

Способствует общению

24,4

8

Формирует силу воли и собранность

45,2

9

Способствует формированию профессиональной готовности

24,8

10

Повышает уверенность в себе

26,4

11

Способствует активному отдыху

12,4

12

Расширяет кругозор, знания

15,3

13

Способствует достижению профессионального мастерства

16,4

14

Позволяет снимать умственное и психическое напряжение в процессе обучения в вузе

21,1

15

Воспитывает духовность и эстетические чувства

18,2

16

Предоставляет льготы

4,8

17

Укрепляет семью

9,6

18

Повышает авторитет в группе

3,2

19

Способствует сближению людей

25,3

20

Улучшает фигуру

55,4

 

Заключение. Эти данные подтверждают, что физическая активность представляется значительному числу студентов второстепенным занятием. Данное обстоятельство, на наш взгляд, связано с недостаточной разработанностью и реализацией системы физической активности в высших учебных заведениях, в том числе теоретического и методико-практического курсов по дисциплине «Физическая культура». Как показывают исследования, в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура» не реализовывается профессионально-прикладной аспект физической подготовки. Студенты не связывают занятия физической культурой, спортом и оздоровительными системами с будущей профессиональной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Печников А.Н., Мухина Г.В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД// Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб, 1996. КрутькккоС. 68-72.
  2. Колосов В.П., Лейфа А.В., Перельман Ю.М., Сизоненко К.Н. Физическая активность и здоровье студенческой молодежи. Владивосток: «Дальнаука», 2007.
References

1. Pechnikov A.N., Muhina G.V. Osobennosti uchebnoy motivacii kursantov yuridicheskih vuzov MVD// Psihologiya: itogi i perspektivy: Tezisy nauchno-prakticheskoy konferencii. SPb, 1996. Krut'kkkoS. 68-72.

2. Kolosov V.P., Leyfa A.V., Perel'man Yu.M., Sizonenko K.N. Fizicheskaya aktivnost' i zdorov'e studencheskoy molodezhi. Vladivostok: «Dal'nauka», 2007.

Login or Create
* Forgot password?